12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шведюк Лариса Павловна264
Россия, Волгоградская обл., Камышин

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2

городского округа-город Камышин

Многофункциональный тренажёр Арифмет.


 

Автор

Шведюк Лариса Павловна

воспитатель высшей категории


 

г. Камышин

2017

Актуальность:

В мире бурно развивается труд ручной работы и это круто, ведь из разного хлама с лёгкими расходами можно смастерить всё что угодно. 

Многофункциональное пособие «Арифмет» изготовлено из старого принтера и предназначено для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Основная цель пособия: «Развитие математических представлений у дошкольников». Использование игр позволяет повысить интерес у дошкольников, вызывает у детей стойкий интерес к работе. Применяя данное пособие, у детей формируется понятие числа, подводится к понятию геометрическая форма, ориентировка во времени, в пространстве.

Пособие разнообразит дидактические средства в работе с детьми по формированию у них элементарных математических представлений, будет способствовать развитию умственных способностей, мелкой моторики рук, развитию речи.

Назначение:

Это пособие будет полезно детям среднего и старшего дошкольного возраста.

Формы работы:

Данное пособие может быть использовано в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппами в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, как часть НОД.

Дидактическое пособие способствует:

формированию элементарных математических представлений (счет, количество, величина, форма, ориентировка в пространстве,

развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений, развивают тактильное восприятие ребенка,

развитию речи ребенка,

развитию внимания, мышления, логики, памяти, воображения,

развитию ориентировки на плоскости и во времени.

Характеристика дидактического пособия

В пособии разработано 5 направлений.

Дети учатся самостоятельно рассуждать при принятии правильного решения.

1. В направлении «Количество и счёт», детям сначала предлагается задание на пересчитывание, отсчитывание, определения цифр до 9.

2. «Величина» представлена играми на выявление понятий большой и маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий .

3. «Форма и цвет» знакомит детей с плоскостными фигурами, игрой с кубиками по методике Новикова «Сложи узор». У детей развивается умение анализировать форму знакомых предметов.

4. Направление «Ориентировка во времени» формирует развитие представлений о часах, развивает наблюдательность.

5. Блок «Ориентировка в пространстве» предлагается детям на "долгоиграющей" панели.

Пособие способствует развитию наблюдательности, умению включиться в поиск, выделять отдельные признаки предмета, развивать мелкую моторику рук, сравнивать и сопоставлять, делать вывод. На ее верхнем прозрачном листе можно рисовать фломастером, раскрашивать и не бояться ошибки. Ошибка легко стирается салфеткой, поэтому становятся ненужными многочисленные листы с заданиями. В комплекте имеются разнообразные приложения

Данное дидактическое пособие многофункционально, оно просто в эксплуатации и очень эффективно. В нашей группе это многофункциональное пособие у детей пользуется большой популярностью.

В комплекте представлены разнообразные приложения:

 

1. Лудо (Людо)

Стратегическая настольная игра с элементом случайности для 2-4 игроков.
Эта игра также называется: “Не сердись!”

Правила игры

Для каждого игрока на игровом поле имеется место старта - база в углу поля; выход из базы (Первая крупная цветная ячейка); место финиша - цветная дорожка. Цель в игре: привести свои фишки в дом первым. Фишки двигаются против часовой стрелки с выхода из базы и по общей дорожке должны дойти до своего дома - цветных ячеек.

Перед началом игры все игроки расставляют свои фишки по углам игрового поля, в базы в соответствии с их цветом.

Дальше игроки бросают по очереди кубик. Кто первый выбрасывает шестерку, начинает игру и выставляет свою фишку на старт. Только при выпадение шестерки можно выводить очередную фишку на общую дорожку. Также цифра 6 на кубике дает право на внеочередной ход. Игрок может выбирать, ходить ему дальше уже имеющимися фишками на поле или вывести в игру еще одну фишку.

Движение фишек по игровой доске, идет по часовой стрелке. Фишки других игроков можно обгонять (перепрыгивать через них). Если же ваша фишка попадает в одну ячейку с фишкой соперника, то фишка соперника, возвращается на исходную позицию - на базу и ждет там очередной шестерки, что бы опять выйти в игру.

Для того, чтобы ваша фишка попала домой (на цветную дорожку), необходимо выбросить нужную цифру на кубике, равную оставшемуся числу шагов до свободной ячейки в домике.

Побеждает тот, кто первым приведет все свои фишки домой.

Есть еще вариант правил в эту игру с “блоком” (удвоением). Это когда у одного из игроков появляется возможность при выпадении кубика поставить две свои фишки на одну ячейку - он может заблокировать проход и другие игроки не смогут перепрыгнуть ячейку до тех пор пока одна их фишек не освободит её.

 Это очень динамичная и веселая игра.

2. « Танграм»

Игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры и составлять их из частей.

Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам.

3. «Тетрис»

Преображение легендарной игры для детей старшего дошкольного возраста .

Цель игры:

учить решать логические задачи.

Ход игры:

отдельные детали тетриса складываются на определённом поле так, чтобы не было зазоров и промежутков между деталями. Выкладываются детали по вертикали и горизонтали на определённой плоскости, с определённой размером площади. Задачу можно усложнить, например предложить посчитать количество деталей или клеток. Можно играть группой детей или индивидуально. 

4. «Часы и время»


 

Цель:

- уточнить представления детей о частях суток ;

- способствовать накоплению опыта при изучении времени;

- вызвать интерес  к изучению времени;

- развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление.

5. «Наши ручки»

Цель: формирование у детей умений ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Задачи:

- формирование знаний и умений различать лево и право;

- развитие моторики с помощью пальчиковой гимнастики;

Пальчиковая гимнастика.

Вот левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) И правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Их только так зовут (держать обе руки поднятыми).
Подружки неразлучные
Всегда вдвоём идут (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу) 
И левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) И правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Пошли одни гулять (ударять ладошками по коленям имитируя ходьбу)
Нашли большую лужу
И стали в ней скакать (одновременно двумя руками бить по коленям).
Все мокрые, холодные ,
До дома добежали (поднять руки над головой, изобразив крышу).
Смотрите: обе тут (показать обе руки).
Но только позабыли,
Как их теперь зовут (пожать плечиками).
Где левая, где правая,
Не разобрать самим (пожать плечиками, руки в стороны).
Скорее посмотрите
И подскажите им (воспитатель вытягивает две руки вперед и обращается к детям за помощью)!

6. «Мозайка»

Задачи:

Мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок подготавливает руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения)

Развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма)

Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь

Развивает познавательную активность детей, т. е желание принять, заинтересовавшую ребенка информацию, и действовать в соответствии с ней самостоятельно, с проявлением элементов творчества

развивает конструктивные способности (умение действовать)

развивает математические способности у детей: счет, пространственную ориентировку.

вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций

7. «Лабиринт»

Дидактическая задача игры:

развитие логического мышления, пространственного восприятия. Настольная игра в лабиринт развивает мелкую моторику, в том числе координацию движений пальцев, является хорошим помощником при овладении письмом, воспитывает усидчивость, аккуратность, внимание.

8. «Весёлая клетка»

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости.

Выполняя предложенные задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

9. «Пиши-стирай»

Начинать учить малыша писать цифры желательно после того, как он освоит устный счет до 10. Тогда графическое начертание цифры будет для него не просто абстрактным рисунком, а будет наполнено смыслом. Это может быть и в 4 года, и в 6, и зависит от способностей конкретного ребенка. При письме ребенок должен правильно держать ручку или карандаш.

Маленькие дети очень любят рисовать по точкам. «Пишем цифры по точкам» - очень эффективная методика!

Ребенок учится писать сначала отдельные элементы цифры – палочки и крючочки, а затем уже осваивает и ее написание целиком.
 

10. «Состав числа»

Цель: 

учить составлять числа в пределах 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа (на наглядной основе). Закреплять умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. Закреплять понимание отношения чисел натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) каждое число на 1 в пределах 10. Закреплять умение составлять число из единиц. Тренировать в ориентировке на плоскости: слева, справа, вверху, внизу, над. Активизировать внимание, память, логическое мышление.

Игра предназначена для использования в образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, для свободной самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работы.

11.«В гостях у Лесовичка»

Цель:

Закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10;

закреплять понятие “ больше” и “ меньше”;

закреплять навыки ориентирования на листе бумаги;

развивать интерес к математике.

12. «Числовая ромашка»

Задачи: продолжать закреплять представления детей о числе и количестве, развивать умение определять место того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующему, развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.

Игровое пособие состоит из выполнения четырех заданий:

1. ребенку (детям) предлагается посчитать предметы, нарисованные в серединке цветка, а затем с помощью прищепок указать ответы.

2. с помощью прищепок указать цифры, которые меньше или больше заданных цифр 2. с помощью прищепок указать цифры, которые меньше или больше заданных цифр

3. определить пропущенные цифры

4. определить «соседей» заданных цифр.

13. «Слышим и пишем» (графический диктант)

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии..

Знакомство с клеткой начинаю со средней группы.

Учимся видеть клетку и строку. Пишем палочки, клеточки, уголки, простые узоры, с каждым разом усложняя задания. Узоры сначала делим на сегменты – тренируемся, затем все частички собираются в узор.

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.

Сначала проговариваем с детьми, что им будут диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. А они будут проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получится. Настроить детей на то, чтобы они старались вести линии ровно и красиво, тогда рисунок получится замечательный.

ОБРАЗЕЦ :

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

1.«Лево и право»

Дидактическая задача. 

Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

2. «Продолжи ряд»

Цель: 

Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды по образцу, данному воспитателем; закреплять знания об окружающем мире.

3. «Найди число»


 

Цель.

Учить устанавливать равенство предметов при разном их пространственном изображении.

4. «Игра со счетными палочками»

Цель игры:

развитие логического мышления детей.

5. «Посчитай»

Цель:

Закреплять в игре счет от 1 до 10. Чтение и запись чисел. Упражнять детей в сложении числа, воспитывать сообразительность, внимание.

Список используемой литературы

Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. Асвета, 1989.

 

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.

 

Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1996.

 

Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками / авт.-сост. Г. П. Попова, В. И. Усачева. – Волгоград: Учитель, 2006.

Зайцев В. В. Математика для дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2003.

Дидактические игры-занятия в ДОУ (Младший возраст). Выпуск 1 / Авт.- сост. Е. Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

7. Источники иллюстраций

Фотографии из личного архива

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Дорджиева Кермен Степановна, 08.01.18 в 21:21 1Ответить Пожаловаться
Очень хороший тренажер. Интересная идея!!!
Шабанова Алёна, 02.02.18 в 07:20 0Ответить Пожаловаться
Это не настольная игра! Это целая игровая шкатулка! Здорово! Сколько времени заняло ее изготовление? Специально для конкурса делали или была у вас уже она и вы ее представили? Я возьму себе на заметку! Спасибо!
Мартынова Ольга Владимировна, 02.02.18 в 14:10 0Ответить Пожаловаться
Работа очень хорошая! Спасибо за идею!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.