Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ОВЗ «Волшебный телевизор»

10
5
Материал опубликован 27 October 2020 в группе

Пояснительная записка к презентации


Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9




Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ОВЗ

«Волшебный телевизор»


t1603791251aa.gif

















Автор-составитель:

учитель- логопед

Шпис Инна Валерьевна




Создать красоту собственными руками под силу каждому. Оказывается, человеческие руки способны творить чудеса. А из обычных вещей порой можно создать настоящую сказку.

Сейчас много разных игр и пособий, материалов для развития  речи детей можно найти в магазине, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожиданиям. По опыту знаю, что детям больше нравятся игры и пособия, сделанные своими руками, поэтому в работе практикую изготовление различных игр и пособий своими руками. Здесь фантазия не знает границ, задумки приобретают реальные формы, картинки подбираются на свое усмотрение, оформление - по желанию, можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал в соответствующем виде и формате своей игры. Приятно работать с пособиями и играми, которые придуманы и изготовлены самостоятельно, и, что важно, имеется возможность поделиться наработками и опытом с коллегами.

Для оптимизации педагогического процесса мной было придумано и создано многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи и познавательных процессов для детей с ОВЗ «Волшебный телевизор».

Дидактическое пособие «Волшебный телевизор» - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать развивающие и обучающие цели и задачи. Пособие, направленное на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Целью нашей педагогической деятельности также является - стимулирование социально-коммуникативного развития детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС.

Поэтому возникла проблема – как активизировать речевую и познавательную деятельность детей с ОВЗ. Одним из методов решения проблемы может стать дидактическое пособие, которое повысит уровень речевого развития.

Это многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный телевизор».

Цель: развитие речевой и познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дидактическое пособие способствует познавательному и интеллектуальному развитию на основе практических действий,  самостоятельности, инициативы и потенциала дошкольников и младших школьников через дидактические игры.

Задачи:

Формирование правильного звукопроизношения;

Развитие фонематического слуха;

Расширение, обогащение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи), слоговой структуры слова;

Развитие грамматического строя речи;

Развитие грамматически правильной фразовой и связной речи;

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников и младших школьников с недостатками речевого развития;

Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки;

Развитие интонационно, эмоционально и выразительно исполнять свою роль;

Самостоятельно сочинять сказки с уже знакомыми персонажами;

Развитие интереса к театральной деятельности;

Развитие высших психических функций.

Используя игровые методы и наглядность:

- во-первых, можно добиться выполнения программных задач у большинства детей за короткий срок;

- во-вторых существенно повысить уровень готовности детей к обучению в школе;

- в-третьих эффективнее развить все стороны устной речи детей.



Описание дидактического пособия.


Дидактическое пособие  «Волшебный телевизор» состоит из: игрового поля, оформленного в виде «экрана телевизора», в центре экрана расположены «липучки» для крепления карточек.


t1603791251ab.gif


Пособие изготовлено из картона, декорировано фетром и «липучкам», карточки из фетра с «липучка» на которых, изображения сказочных персонажей, предметных картинок, гласных и согласных букв, разрезных предметных картинок и букв, а также пальчиковый театр.


t1603791251ac.gift1603791251ad.gif











t1603791251ae.gift1603791251af.gif

t1603791251ag.gift1603791251ah.gif











Все детали изготовлены из цветного фетра, обработаны по краям, закреплены и безопасны для использования. Пособие крепится к стене на умные фиксаторы, а предметные картинки к фону телевизора с помощью «липучки» с обратной стороны подходящей по цвету фетра. Дидактическое пособие легкое и мобильное, что позволяет легко переносить в любое место или взять с собой.

На телевизоре расположены подвижные ручки и ножки. Дизайнерское оформление, поддержка цветов делает пособие гармоничным и привлекательным. Демонстрируемая наглядность размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

Пособие включает в себя:

Игровое поле – «экран телевизора»;

Предметные картинки из фетра: изображения сказочных персонажей; карточки с изображение животных и других предметов; объёмные буквы; разрезные картинки и буквы; пальчиковый театр.


Использование дидактического пособия «Волшебный телевизор»

в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Кто не любит смотреть телевизор? Все любят смотреть, особенно дети.


Многофункциональность представленного дидактического пособия предполагает возможность использования его в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с возможностью импровизации по ходу образовательной деятельности, смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.

Дидактическое пособие рекомендовано учителями-логопедами, учителям - дефектологам, педагогам-психологам в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка, воспитателями дошкольных образовательных организаций, а также родителями в воспитании детей.

Данное пособие может быть использовано в индивидуальных, и подгрупповых формах организации образовательной деятельности.

Пособие «Волшебный телевизор» помогает ребенку в речевой и познавательной деятельности. При проведении игр с ним происходит активизация речи детей, развитие грамматического строя, фонематического слуха, памяти, логического мышления. Дети совершенствуют навыки автоматизации звуков, высоты и тембра голоса, использование предлогов в речи, частей речи, закрепление пространственных ориентиров слева, справа, вверху, внизу и т.д.

В процессе подготовки к образовательной деятельности с использованием дидактического пособия «Волшебный телевизор» каждый педагог, проявляя фантазию и воображение, может пополнять его новыми вариантами игр.



Предварительный просмотр презентации

Игры с использованием многофункционального дидактического пособия для детей с ОВЗ «Волшебный телевизор»

Цель: развитие речевой и познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игра «Найди звук» Цель:закрепление правильного произношения звуков, способствовать развитию умения дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком. «Подбери картинки на звук Ш и т.д.», «Определи место звука в слове». Выполни задание на игровом поле - «экране телевизора».

Игра «Какой звук?» Цель: развитие фонематического восприятия, умение выделять одинаковый звук. Педагог называет 3-4 слова, в которых есть один и тот же звук например: лошадь, желудь, плащ – ребёнок должен догадаться, какой звук есть во всех названных слова, выбрать соответствующую букву на «экране телевизора».

Игра «Подбери как можно больше слов – признаков, действий» Цель: актуализация словаря. Формировать умение  подбирать слова-признаки, действия, согласовывать существительные с прилагательными и глаголами. Ребенок самостоятельно выбирает на «экране телевизора» предмет и подбирает к нему признаки и действия. Например: (кто?) кошка, (какая?)  – ласковая, (что делает?) -мурлыкает и тд.

Игра «Кто это сказал?» Цель: развивать умение интонационно, эмоционально и выразительно исполнять свою роль. По интонированной фразе дети находят на «экране телевизора» соответствующее выражение среди предложенных картинок и повторяют его.

Игра «Вспомни сказку» - «Волшебные пальчики» Цель: развивать связную речь мелкую моторику детей. Педагог показывает предметные картинки героев сказки . - Угадай, из какой сказки пришли герои? - Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью логопеда рассказывает сказку), размещая героев на игровом поле.- «экране телевизора». - Кто первый пришел? Второй? Третий? Кто пришёл последним. Все действия дети выполняют на «экране-телевизора».

Игра «Расположи последовательно и расскажи сказку» Цель: развивать связную речь, учить, отчетливо произносить слова, выработать правильный темп речи, интонационную выразительность. Вызвать желание рассказать сказку. Педагог показывает предметные картинки героев сказки. Ребёнок по содержанию сказки, объясняет свой выбор на «экране - телевизора».

Игра «Гласный-согласный» - «Кто больше?» Цель: закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах. Педагог предлагает выбрать какой - нибудь согласный или гласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов на заданный звук и ставят букву. на «экран-телевизора», далее собирать разрезную букву .

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Благодарю за распространение опыта работы! Отличное пособие!

27 October 2020

Замечательная идея!!!

28 October 2020

Спасибо!

29 October 2020

Поздравляю с Победой в конкурсе! Так держать!

10 December 2020

Спасибо большое!

22 December 2020