Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ОВЗ «Волшебный телевизор»
Пояснительная записка к презентации
Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9
Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ОВЗ
«Волшебный телевизор»
Автор-составитель:
учитель- логопед
Шпис Инна Валерьевна
Создать красоту собственными руками под силу каждому. Оказывается, человеческие руки способны творить чудеса. А из обычных вещей порой можно создать настоящую сказку.
Сейчас много разных игр и пособий, материалов для развития речи детей можно найти в магазине, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожиданиям. По опыту знаю, что детям больше нравятся игры и пособия, сделанные своими руками, поэтому в работе практикую изготовление различных игр и пособий своими руками. Здесь фантазия не знает границ, задумки приобретают реальные формы, картинки подбираются на свое усмотрение, оформление - по желанию, можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал в соответствующем виде и формате своей игры. Приятно работать с пособиями и играми, которые придуманы и изготовлены самостоятельно, и, что важно, имеется возможность поделиться наработками и опытом с коллегами.
Для оптимизации педагогического процесса мной было придумано и создано многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи и познавательных процессов для детей с ОВЗ «Волшебный телевизор».
Дидактическое пособие «Волшебный телевизор» - это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющими решать развивающие и обучающие цели и задачи. Пособие, направленное на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Целью нашей педагогической деятельности также является - стимулирование социально-коммуникативного развития детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС.
Поэтому возникла проблема – как активизировать речевую и познавательную деятельность детей с ОВЗ. Одним из методов решения проблемы может стать дидактическое пособие, которое повысит уровень речевого развития.
Это многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный телевизор».
Цель: развитие речевой и познавательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дидактическое пособие способствует познавательному и интеллектуальному развитию на основе практических действий, самостоятельности, инициативы и потенциала дошкольников и младших школьников через дидактические игры.
Задачи:
Формирование правильного звукопроизношения;
Развитие фонематического слуха;
Расширение, обогащение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи), слоговой структуры слова;
Развитие грамматического строя речи;
Развитие грамматически правильной фразовой и связной речи;
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников и младших школьников с недостатками речевого развития;
Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки;
Развитие интонационно, эмоционально и выразительно исполнять свою роль;
Самостоятельно сочинять сказки с уже знакомыми персонажами;
Развитие интереса к театральной деятельности;
Развитие высших психических функций.
Используя игровые методы и наглядность:
- во-первых, можно добиться выполнения программных задач у большинства детей за короткий срок;
- во-вторых существенно повысить уровень готовности детей к обучению в школе;
- в-третьих эффективнее развить все стороны устной речи детей.
Описание дидактического пособия.
Дидактическое пособие «Волшебный телевизор» состоит из: игрового поля, оформленного в виде «экрана телевизора», в центре экрана расположены «липучки» для крепления карточек.
Пособие изготовлено из картона, декорировано фетром и «липучкам», карточки из фетра с «липучка» на которых, изображения сказочных персонажей, предметных картинок, гласных и согласных букв, разрезных предметных картинок и букв, а также пальчиковый театр.
Все детали изготовлены из цветного фетра, обработаны по краям, закреплены и безопасны для использования. Пособие крепится к стене на умные фиксаторы, а предметные картинки к фону телевизора с помощью «липучки» с обратной стороны подходящей по цвету фетра. Дидактическое пособие легкое и мобильное, что позволяет легко переносить в любое место или взять с собой.
На телевизоре расположены подвижные ручки и ножки. Дизайнерское оформление, поддержка цветов делает пособие гармоничным и привлекательным. Демонстрируемая наглядность размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
Пособие включает в себя:
Игровое поле – «экран телевизора»;
Предметные картинки из фетра: изображения сказочных персонажей; карточки с изображение животных и других предметов; объёмные буквы; разрезные картинки и буквы; пальчиковый театр.
Использование дидактического пособия «Волшебный телевизор»
в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Кто не любит смотреть телевизор? Все любят смотреть, особенно дети.
Многофункциональность представленного дидактического пособия предполагает возможность использования его в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с возможностью импровизации по ходу образовательной деятельности, смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.
Дидактическое пособие рекомендовано учителями-логопедами, учителям - дефектологам, педагогам-психологам в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка, воспитателями дошкольных образовательных организаций, а также родителями в воспитании детей.
Данное пособие может быть использовано в индивидуальных, и подгрупповых формах организации образовательной деятельности.
Пособие «Волшебный телевизор» помогает ребенку в речевой и познавательной деятельности. При проведении игр с ним происходит активизация речи детей, развитие грамматического строя, фонематического слуха, памяти, логического мышления. Дети совершенствуют навыки автоматизации звуков, высоты и тембра голоса, использование предлогов в речи, частей речи, закрепление пространственных ориентиров слева, справа, вверху, внизу и т.д.
В процессе подготовки к образовательной деятельности с использованием дидактического пособия «Волшебный телевизор» каждый педагог, проявляя фантазию и воображение, может пополнять его новыми вариантами игр.
Кияйкина Наталья Федоровна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Шпис Инна Валерьевна
Порошина Ольга Анатольевна
Шпис Инна Валерьевна