Модель личностно-ориентированного образования участников учебно-воспитательного процесса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГБОУ ЛНР «СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ДОКЛАД
на тему:
«Модель личностно-ориентированного образования участников учебно-воспитательного процесса»
Выступление
на МО учителей начальных классов
Кузнецовой В.В.,
учителя начальных классов
СУХОДОЛЬСК
2024
Модель личностно-ориентированного образования
участников учебно-воспитательного процесса
Рассмотрим концепцию личностно-ориентированного образования и ее применение к обучающимся с интеллектуальными нарушениями.
Что такое личностно-ориентированное образование?
Личностно-ориентированное обучение - это образовательный подход, при котором приоритетное внимание уделяется индивидуальным потребностям и целям каждого учащегося. Он предполагает создание индивидуального плана обучения, учитывающего сильные и слабые стороны и интересы учащегося. Этот подход особенно важен для обучающихся с УО (ИН), поскольку позволяет им полностью раскрыть свой потенциал и развить социальные компетенции. Подход основан на принципах уважения, сопереживания и расширения возможностей и направлен на развитие самостоятельности, самоуважения и общего благополучия обучающихся.
В основу концепции личностно ориентированного образования положены идеи развития личности в процессе обучения. Они отражены в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, А.В. Петровского, В.В. Давыдова, В.А. Петровского, К. Роджерса, Р. Сноу и других. Сущность личностно-ориентированного подхода в образовании рассмотрена в работах И.С. Якиманской Н.А. Алексеева, Д.А. Белухина, Е.В. Бондаревской, А.В. Петровского, В.В. Серикова, и других.
Перед учителем специальной (коррекционной) школы стоят задачи:
- обеспечить успешность каждого воспитанника в обучении;
- сохранить и укрепить здоровье ребенка;
- обеспечить не механическое усвоение знаний, а прежде всего приобретение каждым учеником социального опыта.
Успешное решение этих задач невозможно без обращения к личности воспитанника. Но как работать со всем классом и одновременно с каждым, ориентируясь на личность конкретного ученика, и добиваться поставленных целей?
Специальное образование с учётом личностно-ориентированного обучения опирается на следующие подходы:
Все дети разные.
Все дети могут учиться.
Есть разные способности.
Адаптация системы образования к потребностям ребёнка.
Ключевые принципы личностно-ориентированного обучения:
1. Учитель признаёт уникальность каждого ученика. Обучающийся находится в центре образовательного процесса, и его потребности и цели являются приоритетными.
2. Образовательная программа разрабатывается с учетом индивидуальных потребностей и способностей каждого обучающегося. Ориентация на внутреннюю мотивацию учения: интерес, успех, утверждение своих сил и способностей.
3. Каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека. Основа взаимодействия – понимание и взаимопонимание, помощь и поддержка.
4. Каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками на основе гуманных отношений. Образовательная среда является инклюзивной и гостеприимной, а обучающиеся с ограниченными интеллектуальными нарушениями ценятся и уважаются.
Личностно-ориентированный подход обеспечивает проявление познавательной активности ученика на основе разноуровнего подхода:
1) к содержанию, методам и формам организации учебно-познавательной деятельности;
2) к уровню познавательной самостоятельности;
3) к переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству.
Модель личностно-ориентированного образования участников учебно-воспитательного процесса включает направления:
1) современные личностно-ориентированные педагогические технологии;
2) дифференциация и индивидуализация обучения;
3) мониторинг результатов личностно-ориентированного обучения;
4) повышение профессионального мастерства педагогов.
Остановимся подробнее на этих компонентах ЛОО.
1) Современные личностно-ориентированные педагогические технологии:
- Технология личностно-ориентированного обучения.
- Технология разноуровнего обучения / разноуровневый подход / (обусловлено различным временем усвоения материала обучающимися. Ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику);
- Технология «коллективного» обучения / дифференцированный подход / (предусматривает формы работы в сменных парах, групповую форму организации учебной деятельности);
- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов, выставки).
- Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
- Технология развивающего обучения.
- Педагогика сотрудничества.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Игровые технологии.
2) Система дифференциации и индивидуализации обучения:
- Внутренняя дифференциация / индивидуальный подход /:
создание в классе однородных групп по способностям, уровню психического развития, склонностям, интересам, индивидуальная работа ученика.
- Организация работы со способными и творческими детьми / субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости / (олимпиады, конкурсы, предоставление материала, выходящего за рамки программы обучения).
- Работа предметных кружков.
- Индивидуальные формы обучения.
3) Мониторинг результатов личностно-ориентированного обучения:
- параметры результативности учебного процесса (ЧТО ИЗМЕРЯЕМ?);
Обученность: уровень учебных достижений (предметные, личностные результаты).
Сформированность общеучебных умений и навыков (ОУУН):
метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) результаты.
Обучаемость: пространство взаимодействия учителя и ученика в учебной работе. Обеспечивает мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.
- процедура оценки результативности (КАК ИЗМЕРЯЕМ?);
Основной параметр оценки – степень личного образовательного приращения ученика. Дети принимают активное участие в оценке своих достижений. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
- формы представления результатов;
- описание анализа и выводы.
4) Повышение профессионального мастерства педагогов:
- самообразование педагогов;
- курсы повышения квалификации;
- участие в профессиональных конкурсах, методических смотрах, выставках;
- участие в работе ШМО, РМО;
- выступление на методических совещаниях, педсоветах, научно-практических конференциях;
- творческие отчёты, обобщение опыта;
- проведение открытых уроков и мероприятий, мастер-классов;
- наставничество.
Преимущества личностно-ориентированного образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями:
- Улучшение успеваемости.
- Повышение самооценки.
- Социализация.
Проблемы и ограничения личностно-ориентированного образования
Ресурсные ограничения: Личностно-ориентированное образование требует значительных ресурсов, в том числе квалифицированных преподавателей и вспомогательного персонала. Важна организация образовательной среды.
Индивидуальное планирование: Создание индивидуальных учебных планов для каждого учащегося требует большого количества времени и предусматривает владение соответствующими компетенциями.
Внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения позволит:
- повысить учебную мотивацию обучающихся;
- повысить познавательную активность;
- построить учебный процесс с учётом личностного компонента;
- создать условия для систематического контроля усвоения знаний;
- отследить динамику развития учащихся;
- учесть уровень обученности и обучаемости каждого ученика.
Вывод:
Личностно-ориентированное обучение является важным подходом для обучающихся с УО (ИН), поскольку оно способствует развитию самостоятельности, мотивации и предметных достижений. Уделяя внимание индивидуальным потребностям и возможностям каждого обучающегося, мы можем создать благоприятную образовательную среду, в которой ценят и уважают всех учащихся, независимо от их способностей. Технология личностно-ориентированного обучения является наиболее значимой, с ней связывают ожидания по повышению качества образования.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
2. Бартко, Е. Р. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / Е. Р. Бартко, Ю. В. Куценко, Э. А. Г. Юнусова // Январские педагогические чтения. – Симферополь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова». – 2020. – № 6(18). – С. 91-95.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». – Москва : ОПЦ «ИНТОР», 1996. - 541 с.
4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков; АПН СССР. – 3-е изд. дополнен. – Москва : Педагогика, 1999.
5. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения «Перспективная начальная школа» / Р.Г. Чуракова : Учебник / – Москва : Академкнига, 2009. – 31 с.
6. Петер Л. Личностно-ориентированная социология / Л. Петер. – М.: Академический проект, 2017. – 591 c.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. – М.: Педагогика, 1979-1981.
Трошагин М. И. Личностно – ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации // Воспитание школьников. – № 11, 2008. – С. 47 – 57.
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с.