Статья «Мониторинг достижения планируемых результатов на уроке учащимися 9-х классов с низкими образовательными возможностями (на примере учебного предмета обществознание)»
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКЕ УЧАЩИМИСЯ 9-Х КЛАССОВ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)
Шадрина Евгения Владимировна
город Новосибирск, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Вечерняя (сменная) школа № 27», методист, Evgenya77@gmail.com
Аннотация. В статье рассматривается вопрос мониторинга планируемых результатов на уроке учащимися 9-х классов с низкими образовательными возможностями. Освещается практический опыт использования алгоритма анализа входной диагностической работы по учебному предмету обществознание.
Ключевые слова: мониторинг, планируемые результаты, входная диагностическая работа.
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования является одним из основных инструментов реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования [1; 2], направленный на обеспечение качества образования. Общеизвестно, что урок является ведущей формой организации образовательной деятельности. Следовательно, каждому учителю необходимо тщательно продумать и выстраивать систему заданий и упражнений, которые он предлагает выполнить учащимся не только на уроке и дома, но и через систему заданий и упражнений практических и проверочных работ таким образом, чтобы формировать все группы универсальных учебных действий (далее УУД), достигать планируемые результаты по преподаваемому предмету.
Вопрос достижения учащимися планируемых результатов наиболее остро стоит в вечерней школе, так как в ней обучаются больщое количество школьников с низким уровнем базовых знаний по предметам. Поэтому мониторинг достижения планируемых результатов по учебным предметам считаем целесообразным проводить 4 раза в год через организацию входных диагностических, полугодовых, итоговых контрольных и метапредметных комплексных работ.
В приложениях № 1 и № 2 представлены алгоритмы анализа результатов входной диагностической (полугодовой и итоговой) и метапредметной комплексной работ.
Все планируемые результаты, степень сформированности которых мы диагностируем у учащихся отражены в наших рабочих программах по предметам, спецкурсам и курсам внеурочной деятельности и в контрольно-измерительных материалах (далее КТП).
Рациональным я считаю, если педагог прописывает их в КТП, так пройдя темы за полугодие, из КТП можно взять все планируемые результаты и по ним ориентироваться в отборе заданий для входной, полугодовой и итоговой работы. Задания можно включать и из вариантов заданий ОГЭ.
Начиная с отбора планируемых предметных результатов, фиксируем коды, соотносим с заданиями, которые мы планируем предложить учащемуся на контрольной работе, далее анализируем эти задания и определяем какие метапредметные и личностные результаты мы можем продиагностировать. Все результаты предметные, метапредметные и личностные заносим во вторую колонку таблиц (см. приложение № 1). Задания мы можем составлять или отбирать из любых источников (из учебника, сборников, тренировочных вариантов ОГЭ и т.д.). Ввиду того, что большинство наших обучающихся с низким уровнем базовых знаний по предметам и с низким уровнем сформированности познавательных и регулятивных УУД, необходимо предлагать им как можно больше заданий на развитие именно этих групп УУД не только на уроке, но и включать в проверочные и контрольные работы.
Разберем на примере входной диагностической работы по обществознанию для учащихся 9-х классов.
Чтобы понять с каким арсеналом пришли ко мне учащиеся, я предлагаю выполнить входную диагностическую работу. В нее я включаю задания по базовым темам учебного предмета обществознание.
Ниже представлена входная диагностическая работа по учебному предмету обществознание.
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ:
1.Дайте определение:
Обществознание {9(1); 10(1)}, человек {1; 9(1); 10(1)}, индивидуальность{1; 9(1); 10(1)}, личность{1; 9(1); 10(1)}, деятельность{2: 9 (1); 10(1)}, общение {9(1); 10(1)}, общество {9(1); 10(1)}, материальное производство {4; 9(1); 10(1)}, собственность {9(1); 10(1)}, интеллектуальная собственность {9(1); 10(1)}, бизнес {9(1); 10(1)}, предприниматель {9(1); 10(1)}; социальная дифференциация {9(1); 10(1)}; страты {9(1); 10(1)}, горизонтальная мобильность {5; 9(1); 10(1)}, вертикальная мобильность {5; 9(1); 10(1)}, национальность {9(1); 10(1)}, национализм {9(1); 10(1)}; расизм {9(1); 10(1)}, космополитизм {9(1); 10(1)}, норма {9(1); 10(1)}, девиантное поведение {9(1); 10(1)}, политика {9(1); 10(1)}, мораль {7; 9(1); 10(1)}; моральный выбор {7; 9(1); 10(1)}, добро {7; 9(1); 10(1)}; зло{7; 9(1); 10(1)}; долг{7; 9(1); 10(1)}; совесть{7; 9(1); 10(1)}; религия {7; 9(1); 10(1)}; образование {7; 9(1); 10(1)}; наука{7; 9(1); 10(1)}; культура {7; 9(1); 10(1)}; мировоззрение {7; 9(1); 10(1)}; глобальные проблемы современности {9(1); 10(1)}.
2.В чем специфика учебного предмета «Обществознание»?{9(1); 10(1); 10(2)}
3.Перечислите общественные науки.{9 (1); 10(1); 10(2)}
4.Зачем нужно изучать учебный курс «обществознание»?{10(1); 10 (2); 11}
5.Объясните выражение: «Человек – это биосоциальное существо». {1; 10(1); 10(2)}
6.Назовите основное отличие человека от животных.{9(3); 10(1);10(2)}
7.Перечислите человеческие потребности.{9(1); 10(1)}
8.Сравните понятия «индивидуальность» и «личность».
Что общего в этих понятиях и чем они отличаются? {9(2); 9(3); 10(1); 10(2)}
9.Какой из известных Вам классификаций видов деятельности Вы отдаете предпочтение и почему?{2; 9(2); 9(3); 10(1); 10(2); 11}
10.Определите субъект и объект в следующей деятельности:{9(2); 9(3);10(1); 10(2)}
а) мальчик читает книгу
б) учитель обучает учащихся
в) повар варит суп
11.Перечислите сферы общества.{9(4); 9(5);10(1)}
12. Сравните содержание труда учителя в школе и водителя автобуса (что в содержании этих видов деятельности общего? В чем отличие?) {9(2); 9(3); 9(4); 9(5);10(1);10(2); 12}
13. а) Какая профессия Вам знакома?
б) Определите цель этого профессионального труда.
в) Подумайте, как можно повысить производительность этой трудовой деятельности.{4; 9(5);10(1); 10(2); 11}
14. Может ли каждый человек стать предпринимателем? Объясните свой ответ.{9(5); 10(1); 10(2); 12}
15. Как Вы думаете, нужно ли устранять социальное неравенство? Объясните свой ответ.{9(5);10(1); 10(2); 12; 13}
16. Приведите примеры горизонтальной и вертикальной мобильности.{5; 9(4); 9(5);10(1); 10(2)}
17. Сравните понятия «государство» и «правовое государство». Выделите общие и отличительные признаки.{3; 9(2); 9(3); 9(4); 9(5);10(1); 10(2)}
18. Назовите основные причины межнациональных конфликтов. Какие пути решения этой проблемы Вы можете предложить?{6; 9(5);10(1); 10(2); 12; 13}
19. Оцените свою работу (своего одноклассника). {8;10(1); 10(2); 12;13}
Проверяемые предметные результаты:
Код |
Описание предметного результата |
1 |
Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы
|
2 |
Выделять основные виды деятельности людей; приводить примеры основных видов деятельности человека
|
3 |
Характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию
|
4 |
Раскрывать факторы, влияющие на производительность труда
|
5 |
Конкретизировать примерами процесс социальной мобильности |
6
|
6 Объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения
|
7 |
Описывать явления духовной культуры |
Проверяемые метапредметные результаты:
Код |
Описание метапредметного результата |
|
Регулятивные УУД |
8 |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения: оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности
|
9 |
Познавательные УУД |
9 (1)
9 (2)
9 (3) 9 (4)
9 (5) |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи |
10 |
Коммуникативные УУД |
10 (1)
10 (2) |
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью: представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; высказывать и обосновывать мнение (суждение) |
Сформированные личностные результаты:
(Возможно проследить через высказывания обучающегося и через его деятельность на уроке)
Код |
Описание личностного результата |
11 |
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию |
12 |
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку |
13 |
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Как видно, во входную диагностическую работу я включаю задания по всему курсу. Задания соотношу с планируемыми предметными результатами по учебному предмету обществознание. Далее анализирую и определяю, на какие метапредметные и личностные результаты эти задания работают.
Ниже представлен анализ входной диагностической работы по обществознанию учащихся 9 класса вечерней школы.
Анализ результатов входной диагностической работы
Цель: определить уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов
Предмет Обществознание
Класс 9
Дата проведения 07.09.2022.
Кол-во уч-ся по списку 12
Из них выполняли задание 11
Отсутствовали: 1
В том числе справились с заданием на:
Повышенный уровень «5» - « 0 » обучающихся;
Повышенный уровень «4» - « 0 » обучающихся;
Базовый уровень «3» - « 9 » обучающихся;
Критический уровень «2» - « 2 » обучающихся;
Количество обучающихся, владеющих УУД – «3»
Проверяемые предметные результаты:
Код |
Описание предметного результата |
Задание |
Количество обучающихся демонстрирующих предметный результат |
1 |
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы
|
№ 1; № 2 |
6 |
2 |
выделять основные виды деятельности людей; приводить примеры основных видов деятельности человека
|
№ 9 |
6 |
3 |
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию
|
№ 17 |
4 |
4 |
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда
|
№ 13 |
7 |
5 |
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности |
№ 16 |
3 |
6 |
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения
|
№ 18 |
4
|
7 |
описывать явления духовной культуры |
№ 1 |
5 |
Проверяемые метапредметные результаты:
Код |
Описание метапредметного результата |
Задание |
Количество обучающихся демонстрирующих метапредметный результат |
|
Регулятивные УУД |
|
|
8
8.1
|
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения: оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности |
№ 19 |
3 |
|
Познавательные УУД |
|
|
9
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5 |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи |
№ 1 - № 3; № 6 - № 18
|
4 |
|
Коммуникативные УУД |
|
|
10
10.1
10.2 |
Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) |
№ 1- № 19 |
3 |
Сформированные личностные результаты:
(Прослеживаются через высказывания обучающегося при ответах на задания № 4; № 9; № 12; № 13; № 14; № 15; № 18; № 19 и через его деятельность на уроке)
Код |
Описание личностного результата |
Количество обучающихся демонстрирующих личностный результат |
11 |
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию |
2 |
12 |
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку |
2 |
13 |
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
3 |
Вышеприведенные данные входной диагностической работы по обществознанию позволяют констатировать, что у 50% обучающихся сформированы такие предметные результаты, как использование знаний о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы и выделение основных видов деятельности людей; обучающиеся приводят примеры основных видов деятельности человека. У 25 % обучающихся сформированы проверяемые регулятивные и коммуникативные УУД. У 33,4 % обучающихся сформированы познавательные УУД (определяют понятия, объединяют предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивают, классифицируют и обобщают). Личностные результаты продемонстрировали от 16,7% до 25% обучающихся.
Вывод:
75% обучающихся 9 класса выполнили работу на базовом уровне. 16,7 % продемонстрировали «критический» уровень овладения выявляемыми планируемыми результатами. У обучающихся слабо развиты все группы УУД.
Действия учителя:
1.Наметить мероприятия по устранению выявленных пробелов, недостатков в процессе повторения учебного материала в течение учебного года.
2.Проводить индивидуальную работу с учениками, показавшими низкий образовательный результат.
4. Увеличить количество заданий, направленных на отработку метапредметных результатов, в частности, познавательных УУД (на сравнение, классификацию, обобщение; смысловое чтение,), регулятивных (составление плана).
3. Повышать уровень сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Учитель истории и обществознания Ф.И.О.
дата
По результатам входной диагностической работы по обществознанию в своей работе следую данным рекомендациям (действия учителя) до организации и проведения полугодовой контрольной работы. В содержание полугодовой контрольной работы я включаю те планируемые предметные результаты, которые я запланировала достичь в 9 классе. Поскольку за 1 и 2 четверть мы изучаем темы по политической сфере общества, то в полугодовую контрольную работу я включаю планируемые предметные результаты по данным темам курса, опираясь на рекомендации, прописанные в анализе результатов диагностической работы. Дополнительно включаю планируемые результаты по темам, слабо усвоенным учащимися, а также предлагаю задания на диагностику всех групп УУД.
Аналогично осуществляется диагностика УУД в процессе организации и проведения итоговой контрольной работы.
Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что в обучении учащихся с низкими образовательными возможностями на уроке необходимо выстраивать четкую систему мониторинга достижения планируемых результатов. Предложенный алгоритм анализа результатов входной диагностической, полугодовой и итоговой контрольных работ по предмету и алгоритм анализа метапредметной комплексной работы можно использовать и по другим учебным предметам.
Библиографический список
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года N 1897 (с изменениями и дополнениями).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 287
Приложение № 1
Алгоритм анализа результатов входной диагностической (полугодовой; итоговой) контрольной работы
Цель: определить уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов
Предмет ____________________
Класс ______________
Дата проведения ____________
Кол-во уч-ся по списку __________
Из них выполняли задание ___________
Отсутствовали: ________________
В том числе справились с заданием на:
Повышенный уровень «5» - « » обучающихся;
Повышенный уровень «4» - « » обучающихся;
Базовый уровень «3» - « » обучающихся;
Критический уровень «2» - « » обучающихся.
Проверяемые предметные результаты:
КОД |
Описание предметного результата |
Задание, упражнение |
Количество учащихся, демонстрирующих предметных результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверяемые метапредметные результаты:
КОД |
Описание метапредметного результата |
Задание, упражнение |
Количество учащихся, демонстрирующих предметных результат |
|
Регулятивные УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познавательные УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммуникативные УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформированные личностные результаты:
(Возможно проследить через высказывания обучающегося и через его деятельность на уроке)
КОД |
Описание личностного результата |
Количество учащихся, демонстрирующих личностный результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Действия учителя:
( какую работу Вы будете проводить с обучающимися, показавшими низкий образовательный результат?)
Ф.И.О. учителя
дата
Приложение № 2
Алгоритм анализа результатов МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ
Цель: определить уровень сформированности метапредметных и предметных результатов
Предметные области ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Класс ______________
Дата проведения ____________
Кол-во уч-ся по списку __________
Из них выполняли задание ___________
В том числе справились с заданием на:
Повышенный уровень «5» - « » обучающихся;
Повышенный уровень «4» - « » обучающихся;
Базовый уровень «3» - « » обучающихся;
Критический уровень «2» - « » обучающихся.
Проверяемые метапредметные результаты:
Код |
Описание метапредметного результата |
Задание |
Количество обучающихся демонстрирующих метапредметный результат |
|
Регулятивные УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познавательные УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коммуникативные УУД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверяемые предметные результаты:
Предметная область |
Код |
Проверяемые предметные результаты |
Задание |
Количество обучающихся, демонстрирующих предметный результат |
Русский язык и литература |
|
|
|
|
Родной язык и родная литература |
|
|
|
|
Иностранный язык |
|
|
|
|
Математика и информатика |
|
|
|
|
Общественно-научные предметы |
|
|
|
|
Естественно-научные предметы |
|
|
|
|
Искусство |
|
|
|
|
Технология |
|
|
|
|
Физическая культура и ОБЖ |
|
|
|
|
Вывод:
Действия учителей:
( какую работу Вы будете проводить с обучающимися, показавшими низкий уровень сформированности УУД?)
13