Статья «Мониторинг достижения планируемых результатов на уроке учащимися 9-х классов с низкими образовательными возможностями (на примере учебного предмета обществознание)»

3
0
Материал опубликован 19 May 2023

 

МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКЕ УЧАЩИМИСЯ 9-Х КЛАССОВ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)

 

Шадрина Евгения Владимировна

 

город Новосибирск, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Вечерняя (сменная) школа № 27», методист, Evgenya77@gmail.com

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос мониторинга планируемых результатов на уроке учащимися 9-х классов с низкими образовательными возможностями. Освещается практический опыт использования алгоритма анализа входной диагностической работы по учебному предмету обществознание.

Ключевые слова: мониторинг, планируемые результаты, входная диагностическая работа.

 

Мониторинг достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования является одним из основных инструментов реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования [1; 2], направленный на обеспечение качества образования. Общеизвестно, что урок является ведущей формой организации образовательной деятельности. Следовательно, каждому учителю необходимо тщательно продумать и выстраивать систему заданий и упражнений, которые он предлагает выполнить учащимся не только на уроке и дома, но и через систему заданий и упражнений практических и проверочных работ таким образом, чтобы формировать все группы универсальных учебных действий (далее УУД), достигать планируемые результаты по преподаваемому предмету.

Вопрос достижения учащимися планируемых результатов наиболее остро стоит в вечерней школе, так как в ней обучаются больщое количество школьников с низким уровнем базовых знаний по предметам. Поэтому мониторинг достижения планируемых результатов по учебным предметам считаем целесообразным проводить 4 раза в год через организацию входных диагностических, полугодовых, итоговых контрольных и метапредметных комплексных работ.

В приложениях № 1 и № 2 представлены алгоритмы анализа результатов входной диагностической (полугодовой и итоговой) и метапредметной комплексной работ.

Все планируемые результаты, степень сформированности которых мы диагностируем у учащихся отражены в наших рабочих программах по предметам, спецкурсам и курсам внеурочной деятельности и в контрольно-измерительных материалах (далее КТП).

Рациональным я считаю, если педагог прописывает их в КТП, так пройдя темы за полугодие, из КТП можно взять все планируемые результаты и по ним ориентироваться в отборе заданий для входной, полугодовой и итоговой работы. Задания можно включать и из вариантов заданий ОГЭ.

Начиная с отбора планируемых предметных результатов, фиксируем коды, соотносим с заданиями, которые мы планируем предложить учащемуся на контрольной работе, далее анализируем эти задания и определяем какие метапредметные и личностные результаты мы можем продиагностировать. Все результаты предметные, метапредметные и личностные заносим во вторую колонку таблиц (см. приложение № 1). Задания мы можем составлять или отбирать из любых источников (из учебника, сборников, тренировочных вариантов ОГЭ и т.д.). Ввиду того, что большинство наших обучающихся с низким уровнем базовых знаний по предметам и с низким уровнем сформированности познавательных и регулятивных УУД, необходимо предлагать им как можно больше заданий на развитие именно этих групп УУД не только на уроке, но и включать в проверочные и контрольные работы.

Разберем на примере входной диагностической работы по обществознанию для учащихся 9-х классов.

Чтобы понять с каким арсеналом пришли ко мне учащиеся, я предлагаю выполнить входную диагностическую работу. В нее я включаю задания по базовым темам учебного предмета обществознание.

Ниже представлена входная диагностическая работа по учебному предмету обществознание.

 

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ:

 

1.Дайте определение:

Обществознание {9(1); 10(1)}, человек {1; 9(1); 10(1)}, индивидуальность{1; 9(1); 10(1)}, личность{1; 9(1); 10(1)}, деятельность{2: 9 (1); 10(1)}, общение {9(1); 10(1)}, общество {9(1); 10(1)}, материальное производство {4; 9(1); 10(1)}, собственность {9(1); 10(1)}, интеллектуальная собственность {9(1); 10(1)}, бизнес {9(1); 10(1)}, предприниматель {9(1); 10(1)}; социальная дифференциация {9(1); 10(1)}; страты {9(1); 10(1)}, горизонтальная мобильность {5; 9(1); 10(1)}, вертикальная мобильность {5; 9(1); 10(1)}, национальность {9(1); 10(1)}, национализм {9(1); 10(1)}; расизм {9(1); 10(1)}, космополитизм {9(1); 10(1)}, норма {9(1); 10(1)}, девиантное поведение {9(1); 10(1)}, политика {9(1); 10(1)}, мораль {7; 9(1); 10(1)}; моральный выбор {7; 9(1); 10(1)}, добро {7; 9(1); 10(1)}; зло{7; 9(1); 10(1)}; долг{7; 9(1); 10(1)}; совесть{7; 9(1); 10(1)}; религия {7; 9(1); 10(1)}; образование {7; 9(1); 10(1)}; наука{7; 9(1); 10(1)}; культура {7; 9(1); 10(1)}; мировоззрение {7; 9(1); 10(1)}; глобальные проблемы современности {9(1); 10(1)}.

2.В чем специфика учебного предмета «Обществознание»?{9(1); 10(1); 10(2)}

3.Перечислите общественные науки.{9 (1); 10(1); 10(2)}

4.Зачем нужно изучать учебный курс «обществознание»?{10(1); 10 (2); 11}

5.Объясните выражение: «Человек – это биосоциальное существо». {1; 10(1); 10(2)}

6.Назовите основное отличие человека от животных.{9(3); 10(1);10(2)}

7.Перечислите человеческие потребности.{9(1); 10(1)}

8.Сравните понятия «индивидуальность» и «личность».

Что общего в этих понятиях и чем они отличаются? {9(2); 9(3); 10(1); 10(2)}

9.Какой из известных Вам классификаций видов деятельности Вы отдаете предпочтение и почему?{2; 9(2); 9(3); 10(1); 10(2); 11}

10.Определите субъект и объект в следующей деятельности:{9(2); 9(3);10(1); 10(2)}

а) мальчик читает книгу

б) учитель обучает учащихся

в) повар варит суп

11.Перечислите сферы общества.{9(4); 9(5);10(1)}

12. Сравните содержание труда учителя в школе и водителя автобуса (что в содержании этих видов деятельности общего? В чем отличие?) {9(2); 9(3); 9(4); 9(5);10(1);10(2); 12}

13. а) Какая профессия Вам знакома?

б) Определите цель этого профессионального труда.

в) Подумайте, как можно повысить производительность этой трудовой деятельности.{4; 9(5);10(1); 10(2); 11}

14. Может ли каждый человек стать предпринимателем? Объясните свой ответ.{9(5); 10(1); 10(2); 12}

15. Как Вы думаете, нужно ли устранять социальное неравенство? Объясните свой ответ.{9(5);10(1); 10(2); 12; 13}

16. Приведите примеры горизонтальной и вертикальной мобильности.{5; 9(4); 9(5);10(1); 10(2)}

17. Сравните понятия «государство» и «правовое государство». Выделите общие и отличительные признаки.{3; 9(2); 9(3); 9(4); 9(5);10(1); 10(2)}

18. Назовите основные причины межнациональных конфликтов. Какие пути решения этой проблемы Вы можете предложить?{6; 9(5);10(1); 10(2); 12; 13}

19. Оцените свою работу (своего одноклассника). {8;10(1); 10(2); 12;13}

 

Проверяемые предметные результаты:

Код

Описание предметного результата

 

1

Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы

 

2

Выделять основные виды деятельности людей; приводить примеры основных видов деятельности человека

 

3

Характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию

 

4

Раскрывать факторы, влияющие на производительность труда

 

5

Конкретизировать примерами процесс социальной мобильности

6

 

 

6 Объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения

 

7

Описывать явления духовной культуры

 

Проверяемые метапредметные результаты:

Код

Описание метапредметного результата

 

Регулятивные УУД

8

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

 

9

Познавательные УУД

 

 

 

9 (1)

 

9 (2)

 

9 (3)​​​​​​​

9 (4)

 

9 (5)

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

10

 

Коммуникативные УУД

 

10 (1)

 

10 (2)

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

высказывать и обосновывать мнение (суждение)

 

Сформированные личностные результаты:

(Возможно проследить через высказывания обучающегося и через его деятельность на уроке)

Код

Описание личностного результата

11

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

12

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку

13

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Как видно, во входную диагностическую работу я включаю задания по всему курсу. Задания соотношу с планируемыми предметными результатами по учебному предмету обществознание. Далее анализирую и определяю, на какие метапредметные и личностные результаты эти задания работают.

Ниже представлен анализ входной диагностической работы по обществознанию учащихся 9 класса вечерней школы.

 

Анализ результатов входной диагностической работы

 

Цель: определить уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов

 

Предмет Обществознание

Класс 9

Дата проведения  07.09.2022.

Кол-во уч-ся по списку 12

Из них выполняли задание 11

Отсутствовали: 1

В том числе справились с заданием на:

Повышенный уровень «5» - « 0 » обучающихся;

Повышенный уровень «4» - « 0 » обучающихся;

Базовый уровень «3» - « 9 » обучающихся;

Критический уровень «2» - « 2 » обучающихся;

Количество обучающихся, владеющих УУД – «3»

 

Проверяемые предметные результаты:

Код

Описание предметного результата

Задание

Количество обучающихся демонстрирующих предметный результат

1

использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы

 

1; № 2

 

6

2

выделять основные виды деятельности людей; приводить примеры основных видов деятельности человека

 

9

6

3

характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию

 

17

4

4

раскрывать факторы, влияющие на производительность труда

 

13

7

5

конкретизировать примерами процесс социальной мобильности

16

3

6

объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения

 

18

4

 

 

7

описывать явления духовной культуры

1

5

Проверяемые метапредметные результаты:

Код

Описание метапредметного результата

Задание

Количество обучающихся демонстрирующих метапредметный результат

 

Регулятивные УУД

 

 

8

 

 

 

8.1

 

 

 

 

 

 

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

 

19

 

 

 

 

3

 

Познавательные УУД

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

9.1

 

9.2

 

 

9.3

 

 

9.4

 

 

9.5

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

1 - № 3;

6 - № 18

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Коммуникативные УУД

 

 

10

 

 

 

 

 

10.1

 

 

 

 

10.2

Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

 

 

 

 

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

 

 

высказывать и обосновывать мнение (суждение)

1- № 19

 

3

Сформированные личностные результаты:

(Прослеживаются через высказывания обучающегося при ответах на задания № 4; № 9; № 12; № 13; № 14; № 15; № 18; № 19 и через его деятельность на уроке)

 

Код

Описание личностного результата

Количество обучающихся демонстрирующих личностный результат

11

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию

2

12

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку

2

13

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

3

 

Вышеприведенные данные входной диагностической работы по обществознанию позволяют констатировать, что у 50% обучающихся сформированы такие предметные результаты, как использование знаний о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы и выделение основных видов деятельности людей; обучающиеся приводят примеры основных видов деятельности человека. У 25 % обучающихся сформированы проверяемые регулятивные и коммуникативные УУД. У 33,4 % обучающихся сформированы познавательные УУД (определяют понятия, объединяют предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивают, классифицируют и обобщают). Личностные результаты продемонстрировали от 16,7% до 25% обучающихся.

Вывод:

75% обучающихся 9 класса выполнили работу на базовом уровне. 16,7 % продемонстрировали «критический» уровень овладения выявляемыми планируемыми результатами. У обучающихся слабо развиты все группы УУД.

Действия учителя:

1.Наметить мероприятия по устранению выявленных пробелов, недостатков в процессе повторения учебного материала в течение учебного года.

2.Проводить индивидуальную работу с учениками, показавшими низкий образовательный результат.

4. Увеличить количество заданий, направленных на отработку метапредметных результатов, в частности, познавательных УУД (на сравнение, классификацию, обобщение; смысловое чтение,), регулятивных (составление плана).

3. Повышать уровень сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

 

Учитель истории и обществознания Ф.И.О.

дата

 

По результатам входной диагностической работы по обществознанию в своей работе следую данным рекомендациям (действия учителя) до организации и проведения полугодовой контрольной работы. В содержание полугодовой контрольной работы я включаю те планируемые предметные результаты, которые я запланировала достичь в 9 классе. Поскольку за 1 и 2 четверть мы изучаем темы по политической сфере общества, то в полугодовую контрольную работу я включаю планируемые предметные результаты по данным темам курса, опираясь на рекомендации, прописанные в анализе результатов диагностической работы. Дополнительно включаю планируемые результаты по темам, слабо усвоенным учащимися, а также предлагаю задания на диагностику всех групп УУД.

Аналогично осуществляется диагностика УУД в процессе организации и проведения итоговой контрольной работы.

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что в обучении учащихся с низкими образовательными возможностями на уроке необходимо выстраивать четкую систему мониторинга достижения планируемых результатов. Предложенный алгоритм анализа результатов входной диагностической, полугодовой и итоговой контрольных работ по предмету и алгоритм анализа метапредметной комплексной работы можно использовать и по другим учебным предметам.

 

Библиографический список

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года N 1897 (с изменениями и дополнениями).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года 287

 

Приложение № 1

 

Алгоритм анализа результатов входной диагностической (полугодовой; итоговой) контрольной работы

 

Цель: определить уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов

 

Предмет ____________________

Класс ______________

Дата проведения  ____________

Кол-во уч-ся по списку __________

Из них выполняли задание ___________

Отсутствовали: ________________

В том числе справились с заданием на:

Повышенный уровень «5» - « » обучающихся;

Повышенный уровень «4» - « » обучающихся;

Базовый уровень «3» - « » обучающихся;

Критический уровень «2» - « » обучающихся.

 

Проверяемые предметные результаты:

КОД

Описание предметного результата

Задание, упражнение

Количество учащихся, демонстрирующих предметных результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяемые метапредметные результаты:

КОД

Описание метапредметного результата

Задание, упражнение

Количество учащихся, демонстрирующих предметных результат

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформированные личностные результаты:

(Возможно проследить через высказывания обучающегося и через его деятельность на уроке)

 

КОД

Описание личностного результата

Количество учащихся, демонстрирующих личностный результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 

Действия учителя:

( какую работу Вы будете проводить с обучающимися, показавшими низкий образовательный результат?)

 

Ф.И.О. учителя

дата

Приложение № 2

 

Алгоритм анализа результатов МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ

 

Цель: определить уровень сформированности метапредметных и предметных результатов

 

Предметные области ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Класс ______________

Дата проведения  ____________

Кол-во уч-ся по списку __________

Из них выполняли задание ___________

В том числе справились с заданием на:

Повышенный уровень «5» - « » обучающихся;

Повышенный уровень «4» - « » обучающихся;

Базовый уровень «3» - « » обучающихся;

Критический уровень «2» - « » обучающихся.

 

 

Проверяемые метапредметные результаты:

Код

Описание метапредметного результата

Задание

Количество обучающихся демонстрирующих метапредметный результат

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяемые предметные результаты:

Предметная область

Код

Проверяемые предметные результаты

Задание

Количество обучающихся, демонстрирующих предметный результат

Русский язык и литература

 

 

 

 

Родной язык и родная литература

 

 

 

 

Иностранный язык

 

 

 

 

Математика и информатика

 

 

 

 

Общественно-научные предметы

 

 

 

 

Естественно-научные предметы

 

 

 

 

Искусство

 

 

 

 

Технология

 

 

 

 

Физическая культура и ОБЖ

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 

Действия учителей:

( какую работу Вы будете проводить с обучающимися, показавшими низкий уровень сформированности УУД?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.