План-конспект урока русского языка в 10 классе «Морфемный состав слова. Словообразовательный анализ»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 54 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ул. Артема, 155, г. Донецк, 283048, тел./факс: (062) 311-37-80; e-mail: donlicey54@mail.ru
Морфемный состав слова.
Словообразовательный анализ.
План-конспект урока
русского языка в 10 классе
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ШКОЛА №54 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
План-конспект урока русского языка в 10 классе
План-конспект рассчитан на два спаренных урока русского языка, однако легко может быть сокращён учителем до одного при условии сохранения всех этапов. Работа по морфемике и словообразованию представлена в обрамлении заданий по развитию устной речи и критического мышления учащихся. Урок выстроен в соответствии с этапами педагогической мастерской ценностных ориентаций и позволяет учителю вести учащихся к новому знанию не только постепенно и логично, но и через цепочку инсайтов – прозрений, открытий. Задания составлены с учётом необходимости активизации познавательной деятельности учащихся: развенчание мифов при морфемном членении некоторых слов с затемнённой этимологией, составление миниатюр по ключевым словам и др. Блок разноуровневых заданий позволяет объективно оценить умения учащихся, ситуации выбора и самооценки – снизить уровень тревожности. Этому же способствуют и работа в паре, и групповые консультации. Основные подходы при организации учебного занятия – текстоцентрический и компетентностный.
Ключевые слова: морфемы, словообразовательный разбор, способы словообразования, словообразовательное значение, словообразовательный тип
Цели:
обучающая: организовать деятельность учащихся по углублённому повторению основных способов образования слов, морфемного состава, особенностей словообразовательного и этимологического анализа слов, определения производного и производящего слов, сопутствующих словообразованию морфонологических явлений;
развивающая: способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к составу слова, осознанию необходимости использования морфемных, словообразовательных и этимологических словарей русского языка, развитию умения строить устные и письменные суждения и умозаключения;
воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся внимательного отношения к близким, формированию эмоциональной картины мира, развитию эмпатии.
Тип урока. Урок углублённого повторения и развития речи. Технология. Педагогическая мастерская ценностных ориентаций.
Хотите понять других – пристальнее смотрите в самого себя.
Оскар Уайльд
Человек, быть может, не столько ждёт любви, сколько понимания.
Джордж Оруэлл
Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило.
Индукция.
– Поговорим… о понимании.
Ход урока
Раймон Арон
Просмотр фрагмента кинофильма «Доживём до понедельника» («Счастье – это когда тебя понимают»).
– Согласны ли вы с героиней фильма, вашей ровесницей? А с авторами афоризмов, чьи слова стали эпиграфом урока?
Самоконструкция-1.
Составьте небольшую миниатюру (3-4 предложения, используя слова: разум, любовь, понимание, счастье).
Чтение миниатюр (по желанию). Планируемый инсайт.
– Могут ли указанные слова выступать как контекстуальные антонимы? Ответы учащихся. Самостоятельное чтение текста.
На вершинах разума
Разум поднимается на вершины, оставляя по пути всё ненужное: безумство храбрых, безумство любящих, неразумие сострадающих и любое неразумие и безумство. И устраивается он на вершине, строя свою счастливую жизнь так, как он её понимает.
Но счастья он не чувствует, потому что способен только понимать. И любви не чувствует, поэтому говорит: любовь – это понимание. Из своего понимания он конструирует любовь, как учёные конструируют облик вымершего животного. Конечно, любовь не оживает, но это от неё и не требуется. С неживой , даже легче – так проще друг друга понимать.
Как будто в любви можно что-то понимать. Можно понимать лишь, когда её нет, когда вместо любви – одно понимание.
Самоконструкция-2.
Проверка первичного восприятия.
Удивила ли вас такая трактовка взаимосвязи понимания и любви? Согласны ли вы с ней? Каким вам видится человек, написавший эти строки? Каковы его поза, мимика, возраст, пол? В каком веке он жил? Аргументируйте свой ответ.
Ответы учащихся.
Как понимание может быть связано с умением анализировать слово с точки зрения его состава, образования, происхождения? Приведите примеры неверного понимания слова, скажем, из-за его неверного морфемного членения.
Примеры для учителя
Миф: не-рад-ив-ый – не умеющий радоваться. На самом деле нерадивый –
нестарательный, неусердный (от рада – работа, усердие, старание). В современном языке
основа состоит из корня и окончания: нерадив-ый.
Миф: мох-н-ат-ый – похожий на мох. На самом деле мохнатый – похожий на мохну
– а это не только мох, но и клок волос, пучок шерсти. В современном языке имеет состав:
мохнат-ый.
Миф: бд-и-тельн-ый – по аналогии с у-див-и-тельн-ый. На самом деле: бдительн- ый. Суффиксы
в этом слове действительно были, но слились с корнем в результате выпадения из
словаря существительного бдитель – наблюдатель, блюститель.
– Объясните написание выделенных слов (сострадающим – страждущий; понимание –
-ним-//-им-//-ня-; вымершего – -мер-//-мир-; неразумие = глупость, приставка раз- не под
ударением; проще, простой – ст//щ). Как быть с парами устраиваться – устроиться? Каким
из них нужно проверить слово построение? (Глаголами и их производными с суффиксами
-ива-/-ыва- нельзя проверять однокоренные слова: в корнях при наличии указанных
суффиксов происходит чередование о//а).
Социоконструкция.
Любите ли вы словообразовательный разбор? Странный вопрос: как можно любить… разбор? Это как раз тот случай, когда хорошо бы «вместо любви одно понимание». Любим мы те школьные предметы и темы, которые понимаем. Словообразование не из их числа. Надеюсь, к концу урока мы развеем и этот миф.
Работа в паре. Консультации в группе. Выполнить любое задание каждого уровня.
Первый уровень. Знания-знакомства (1 балл)
Найдите в тексте «Вершины разума» и выпишите 5 слов, в которых есть формообразующие суффиксы, обозначьте их.
Ответ: оставляя, строя, понимать, вымершего, легче, проще.
Выберите правильный ответ. Слово безумство образовано от слова А) безумный;
Б) умный; В) ум;
Г) безумие.
Ответ: А.
Выпишите из текста 5 слов с нулевым окончанием. Ответ: разум, любовь, жизнь, способен, облик, друг.
Найдите в тексте слово по следующим характеристикам: неопределённое местоимение, образовано от вопросительного постфиксальным способом.
Ответ: что-то.
Выберите верный словообразовательный разбор: А) конструировать → конструктор
Б) конструировать → конструкция
В) конструировать → конструирование Г) конструировать – непроизводное слово
Ответ: Г.
Второй уровень. Знания-копии (2 балла)
Обозначьте окончания в словах: что-то, устраивается, понимание, понимать. Ответ: что-то, устраивается, понимани[й-э], понимать (нет окончания).
Дайте определение терминам: словообразовательное значение, словообразовательный тип.
Ответ: словообразовательное значение – значение, выраженное с помощью словообразовательных морфем и других формальных показателей (ударений, порядка следования морфем и т.д.); словообразовательный тип – это формально-семантическая схема (формула) построения слов.
Вставьте недостающие звенья словообразовательных цепочек: А) затруднительность ←… ← … ← трудный ← труд
Б) присоединение ← присоединить ← … ← единый В) мазать →… → … → обмазываться
Г) думать → выдумать → …→ выдумщица
Ответ: затруднительность → затруднительный ← затруднить ← трудный ← труд; присоединение → присоединить → соединить → единый; мазать → обмазать → обмазывать → обмазываться; думать → выдумать → выдумщик → выдумщица.
В каком предложении текста «Вершины разума» из пяти рядом стоящих слов четыре – неизменяемые? Выпишите их.
Ответ: можно (в значении сказуемого) понимать (инфинитив) лишь (частица) когда (союзное слово) её (местоимение в Р. п., наложение корня и окончания) нет (в функции сказуемого).
Продолжите фразы:
В слове почт-амт – редкий, необычный, уникальный суффикс. Такие называются… А) префикс;
Б) унификс; В) интерфикс.
Словоформообразовательным является окончание в слове… А) кума́;
Б) дома́;
В) плеча́.
Ответ:
1Б. -амт- – уникальный суффикс, унификс;
2А. Слово кума – название лица женского пола, образованное от названия лица мужского пола кум, поэтому окончание -а служит не только для образования форм слова, но является и средством словообразования.
Третий уровень. Знания-умения (3 балла)
Пользуясь словарями, сделайте морфемный разбор слов: согласованность, сомнительный, сэкономленный.
Ответ: соглас-ова-нн-ость-□, сомн-ительн-ый, с-экономл-енн-ый (м//мл).
Сделайте современный и этимологический анализ слов: печаль, дремучий, столица.
Ответ:
Современный анализ | Этимологический анализ |
Печаль□ | Печ-аль (от печа́ – забота) |
Дремуч-ий | Дрем-уч-ий (от дрема́ти, ср.: дрёма) |
Столиц-а | Стол-иц-а (от стол – кресло, трон) |
3.Проанализируйте, какие морфонологические явления сопровождают образование
следующих групп слов: книжный, отеческий, казацкий; кротость, низость, дудеть; вылечить,
удалец, безбрежный.
Ответ: книжный ← книга (г//ж), отеческий ← отец (ц//ч), казацкий ← казак (к//ц) –
чередование; кротость ← кроткий, низость ← низкий, дудеть ← дудка – усечение
производящей основы;
вы́ лечить ← лечи́ть, удале́ц ← удало́й, безбре́жный ← бе́рег – изменение ударения.
4.Составьте опорную схему:
Ответ (см. схему)
Проанализируйте пары производного и производящего слов, найдите ошибку:
последователь ← следователь
учительствовать ← учительство
затруднительность ← затруднительный
Ответ: ошибка в пункте 1. Правильный вариант: последователь ← последовать.
Четвёртый уровень. Знания-навыки (4 балла)
Дайте толкование разновидностям сложения, основываясь на примерах: черноморец, шапка-ушанка, профсоюз, теплоотдача.
Ответ: черноморец ← Чёрное море (сложение с суффиксацией), шапка-ушанка ← шапка, ушанка (сложение без соединительных гласных), профсоюз ← профессиональный союз (сложение части слова с целым словом), теплоотдача ← отдача тепла (сложение).
Определите способы образования указанных слов: прилуниться, вчерашний, дисквалификация, просека.
Прилуни(ть)ся ← луна (приставочно-суффиксально-постфиксальный) Вчерашний ← вчера (суффиксальный)
Дисквалификация ← квалификация (приставочный) Просек0а ← просекать/ просечь (нулевая суффиксация)
Мотивируйте согласие/ несогласие с указанным типом аббревиации:
Медсанбат – слоговая аббревиация
дот – инициальная буквенная аббревиация
МГУ – инициальная звуковая аббревиация
ГИТИС – звукослоговая аббревиация
Ответ: медсанбат – слоговая аббревиация (медицинский санитарный батальон); дот – инициальная звуковая аббревиация (долговременная огневая точка); МГУ (эм-гэ-у) – инициальная буквенная аббревиация (Московский государственный университет; ГИТИС
звукослоговая аббревиация (Государственный институт театрального искусства).
Докажите правильность распределения примеров по группам:
Сложение | Слияние |
Научно-технический Электротепловентилятор Коротковолновый Матч-реванш | Вечнозелёный Вышеизложенное Нижеподписавшиеся Тяжелораненый |
Ответ: слиянием образуются новые слова из словосочетаний (вечнозелёный ← вечно зелёный, вышеизложенное ← выше изложенное, нижеподписавшиеся ← ниже подписавшиеся, тяжелораненый ← тяжело раненый).
Докажите, что в каждом из этих слов три морфемы: зелень, прийти, пел, нёс.
Ответ: зелень – корень -зелен- (по-зелен-еть, зелён-ый, зелён-енький и др.), нулевой суффикс (зелень ← зелёный), нулевое окончание (зелен-и, зелень-ю и др.); при-й-ти – приставка при-, формообразовательный суффикс -ти-, корень -й- (ид-у, за-й-ти, обо-й-дёт и др.), окончания нет (инфинитив); пе-л – корень -пе- (пе-ть, пе-сня, пе-вец, пой и др.), формообразовательный суффикс -л-, нулевое окончание (пел-а, пел-о, пел-и); нёс – корень
-нёс- (нес-ом-ый, при-нес-ти, за-нос-ы и др.), нулевой формообразовательный суффикс (нес-л-а, нес-л-и и др.), нулевое окончание (нес-у).
Пятый уровень. Знания-трансформации (5 баллов)
Составьте словообразовательное гнездо слова сор, распределив однокоренные слова по уровням, как в словообразовательном словаре: сорить, насорить, сориться, засорять, засориться, сорность, со́рно, соринка, сорный, сори́ночка.
Ответ:
сор-инк-а → сориноч-к-а | |
Сор-няк | |
Сор(н)ый → | Сорн-о |
| |
| | Сорн-ость |
Сор → | Сор-и-ть → | Сорить-ся → засориться → засоряться |
| | Насорить |
К. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» приводит примеры детских неологизмов: болерьянка, кружинка, колоток, лизык, мазелин. Объясните причины таких словесных трансформаций.
Ответ:
Болерьянка = валерианка + боль Кружинка = пружинка + кружится Колото́к = молоток + колотить Лизык = язык + лизать
Мазелин = вазелин + мазать
Соотнесите способы и примеры, приведите собственные.
Неморфемные способы образования слов | Примеры | Собственные примеры |
1.Лексико- синтаксический | А. Пионер (первооткрыватель) – пионер (член детской организации), завод (часов) – завод (предприятие), среда (день недели – среда (окружение) | |
2.Морфолого- синтаксический | Б. Чайная комната – открылась чайная, с добрым утром – утром уверен, подходящий поезд – подходящий пример | |
3.Лексико- семантический | В. Сей час – сейчас, с ума сшедший – сумасшедший, выше изложенный – вышеизложенный | |
Ответ: 1В, 2Б, 3А
Примеры:
Лексико-синтаксический способ: до тла – дотла, скоро портящийся – скоропортящийся, долго играющая – долгоиграющая и др.
Морфолого-синтаксический способ: доволен бе́гом – бего́м по стадиону, дорожу каждым мигом – вернусь мигом, новым чудом – выжил чудом и др.
Лексико-семантический способ: ударник (часть затвора) – ударник (передовой работник), кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (богатый крестьянин- собственник) и др.
Образуйте отчества от данных имён: Илья, Никита, Климентий, Арсений, Савва.
Ответ: Илья – Ильич, Ильинична; Никита – Никитич, Никитична; Климентий – Климентиевич, Климентиевна и Климентьевич, Климентьевна, разг. Климентьич; Арсений
Арсениевич, Арсениевна и Арсеньевич, Арсеньевна, разг. Арсеньич; Савва – Саввич, Саввична.
Исправьте словообразовательные ошибки. Запишите исправленный текст.
ОБМЕН
Любовь и Понимание поменялись одеждами.
– Будешь блестеть на встрече с Разумом. Не хватает сущей бездельницы, – сказала Любовь и приколола к лацкану жакета Понимания сердечко.
Благодарственное Понимание улыбнулось и приняло артистическую позу. Любовь веселело такое его преображение, Понимание испытывало неловкость, ведь его-то костюм был Любви явно к лицу, хотя немного её взрослел. Лучи заходящего солнца высветлили её непослушный локон и грецкий профиль, и Пониманию захотелось сказать: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». Но оно промолчало, боясь показаться лирическим, и подумало: «Двоякая ситуация: и хочется, и колется. Но своя одёжка ближе к телу». Любовь как будто почувствовала сомнения Понимания, и сказала: «Гармонически будет остаться в своих одеждах, – и добавила: Но ходить рука об руку».
Ответ:
Любовь и Понимание поменялись одеждами.
– Будешь блестеть блистать на встрече с Разумом. Не хватает сущей бездельницы безделицы, – сказала Любовь и приколола к лацкану жакета Понимания сердечко.
Благодарственное Благодарное Понимание улыбнулось и приняло артистическую артистичную позу. Любовь веселело веселило такое его преображение, Понимание испытывало неловкость, ведь его-то костюм был Любви явно к лицу, хотя немного её взрослел взрослил. Лучи заходящего солнца высветлили высветили её непослушный локон и грецкий греческий профиль, и Пониманию захотелось сказать: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». Но оно промолчало, боясь показаться лирическим лиричным, и подумало: «Двоякая Двойственная ситуация: и хочется, и колется пощеголять в нарядах Любви, но своя одёжка ближе к телу». Любовь как будто почувствовала сомнения Понимания, и сказала: «Гармонически Гармонично будет остаться в своих одеждах, – и добавила, глядя Пониманию в глаза: – Но ходить рука об руку».
Социализация.
Проверка выполненных заданий. Самооценка по десятибалльной шкале.
Балл | Отметка |
8-7 | 5 |
9 | 6 |
11-10 | 7 |
12 | 8 |
13-14 | 9 |
15 | 10 |
Ещё раз обратимся к первому тексту, «На вершинах разума». Обсудите, как его следует читать, с какой интонацией. Решите, кто от группы прочтёт отрывок классу.
Чтение отрывков. Аргументация. Планируемый инсайт.
Автор этого текста – баснописец Феликс Кривин, наш современник. Его лирический герой – умудрённый жизненным опытом, ироничный, не разучившийся
чувствовать человек. Во время короткого монолога он обращается к нам, то складывая на груди руки, то опуская глаза, то глядя в упор, то делая паузу, то всматриваясь вдаль. Чего он хочет от этого диалога – точки или многоточия? Он хочет, чтобы каждый из нас решил это сам. Или нет?
Ответы учащихся.
Рефлексия.
Стал ли вам ближе и понятнее словообразовательный анализ слов? Какие задания показались самыми сложными, какие – самыми интересными? Что бы вы хотели изучить глубже, подробнее? Какая форма работы: индивидуальная, парная, групповая – была для вас наиболее приемлемой при изучении этой темы?
Ответы учащихся.
Произошло ли какое-то новое открытие мира, себя? Удалось ли Ф. Кривину заставить вас посмотреть на любовь и понимание иначе, не так, как раньше? Как это пригодится вам в дальнейшей жизни?
Ответы учащихся.
Кем бы вы ни стали, вам всем придётся работать с людьми – вашими коллегами, клиентами, респондентами… Не каждый из них будет вам нравиться. И не должен. И вы не должны нравиться всем, потому что так и не бывает. Но помните о том, что постараться понять другого и принять ради общего дела мы должны, ведь это сделает менее тревожной и нашу жизнь, и жизнь наших близких.
«Хотите понять других – пристальнее смотрите в самого себя», – совет от Оскара Уайльда.
Домашнее задание (по выбору).
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля найдите словообразовательные гнёзда слов акт и директор. Используя современные словари, определите, какие из слов в языке уже не употребляются, какие не являются однокоренными к заголовочному слову или попали в статью только «по созвучию» .
Составить текст о любви, понимании, разуме в стиле Ф. Кривина.
Авласевич, М.А. Морфемный состав слова и словообразование: Пособие для учителя. Минск, 1991.
Губернская, Т.В. Русский язык и культура речи. Практикум. М.: ФОРУМ, 2012.
Долбик, Е.Е. Подготовка разноуровневых заданий по русскому языку // Русский язык и литература. 2008. № 7. С. 14-17.
Тихонов, А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. М.: АСТ, 2014.
Ширшов, И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка: Комплексное описание русской лексики и словообразования. М.: АСТ, 2004
3