План-конспект урока русского языка в 10 классе «Морфемный состав слова. Словообразовательный анализ»

3
0
Материал опубликован 31 January 2023



t1675154189aa.png

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 54 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ул. Артема, 155, г. Донецк, 283048, тел./факс: (062) 311-37-80; e-mail: donlicey54@mail.ru




t1675154189ab.gif

Морфемный состав слова.

Словообразовательный анализ.

План-конспект урока

русского языка в 10 классе












t1675154189ac.jpg







Донецк-2023

t1675154189ad.png Тринеева Елена Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «ШКОЛА №54 ГОРОДА ДОНЕЦКА»




Морфемный состав слова. Словообразовательный анализ.

План-конспект урока русского языка в 10 классе


План-конспект рассчитан на два спаренных урока русского языка, однако легко может быть сокращён учителем до одного при условии сохранения всех этапов. Работа по морфемике и словообразованию представлена в обрамлении заданий по развитию устной речи и критического мышления учащихся. Урок выстроен в соответствии с этапами педагогической мастерской ценностных ориентаций и позволяет учителю вести учащихся к новому знанию не только постепенно и логично, но и через цепочку инсайтов – прозрений, открытий. Задания составлены с учётом необходимости активизации познавательной деятельности учащихся: развенчание мифов при морфемном членении некоторых слов с затемнённой этимологией, составление миниатюр по ключевым словам и др. Блок разноуровневых заданий позволяет объективно оценить умения учащихся, ситуации выбора и самооценки – снизить уровень тревожности. Этому же способствуют и работа в паре, и групповые консультации. Основные подходы при организации учебного занятия – текстоцентрический и компетентностный.

Ключевые слова: морфемы, словообразовательный разбор, способы словообразования, словообразовательное значение, словообразовательный тип

Цели:

обучающая: организовать деятельность учащихся по углублённому повторению основных способов образования слов, морфемного состава, особенностей словообразовательного и этимологического анализа слов, определения производного и производящего слов, сопутствующих словообразованию морфонологических явлений;

развивающая: способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к составу слова, осознанию необходимости использования морфемных, словообразовательных и этимологических словарей русского языка, развитию умения строить устные и письменные суждения и умозаключения;

воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся внимательного отношения к близким, формированию эмоциональной картины мира, развитию эмпатии.

Тип урока. Урок углублённого повторения и развития речи. Технология. Педагогическая мастерская ценностных ориентаций. t1675154189ae.jpgt1675154189af.jpg

Хотите понять других пристальнее смотрите в самого себя.

Оскар Уайльд


Человек, быть может, не столько ждёт любви, сколько понимания.

Джордж Оруэлл

Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило.



Индукция.

– Поговорим… о понимании.


Ход урока

Раймон Арон

Просмотр фрагмента кинофильма «Доживём до понедельника» («Счастье – это когда тебя понимают»).

t1675154189ag.jpg


– Согласны ли вы с героиней фильма, вашей ровесницей? А с авторами афоризмов, чьи слова стали эпиграфом урока?

Самоконструкция-1.

Составьте небольшую миниатюру (3-4 предложения, используя слова: разум, любовь, понимание, счастье).

Чтение миниатюр (по желанию). Планируемый инсайт.

– Могут ли указанные слова выступать как контекстуальные антонимы? Ответы учащихся. Самостоятельное чтение текста.


На вершинах разума

Разум поднимается на вершины, оставляя по пути всё ненужное: безумство храбрых, безумство любящих, неразумие сострадающих и любое неразумие и безумство. И устраивается он на вершине, строя свою счастливую жизнь так, как он её понимает.




Но счастья он не чувствует, потому что способен только понимать. И любви не чувствует, поэтому говорит: любовь – это понимание. Из своего понимания он конструирует любовь, как учёные конструируют облик вымершего животного. Конечно, любовь не оживает, но это от неё и не требуется. С неживой , даже легче – так проще друг друга понимать.

Как будто в любви можно что-то понимать. Можно понимать лишь, когда её нет, когда вместо любви – одно понимание.

Самоконструкция-2.

Проверка первичного восприятия.

Удивила ли вас такая трактовка взаимосвязи понимания и любви? Согласны ли вы с ней? Каким вам видится человек, написавший эти строки? Каковы его поза, мимика, возраст, пол? В каком веке он жил? Аргументируйте свой ответ.

Ответы учащихся.

Как понимание может быть связано с умением анализировать слово с точки зрения его состава, образования, происхождения? Приведите примеры неверного понимания слова, скажем, из-за его неверного морфемного членения.


t1675154189ah.jpg


Примеры для учителя

Миф: не-рад-ив-ый – не умеющий радоваться. На самом деле нерадивый –

нестарательный, неусердный (от рада – работа, усердие, старание). В современном языке

основа состоит из корня и окончания: нерадив-ый.

Миф: мох-н-ат-ый – похожий на мох. На самом деле мохнатый – похожий на мохну

а это не только мох, но и клок волос, пучок шерсти. В современном языке имеет состав:

мохнат-ый.

Миф: бд-и-тельн-ый – по аналогии с у-див-и-тельн-ый. На самом деле: бдительн- ый. Суффиксы

в этом слове действительно были, но слились с корнем в результате выпадения из

словаря существительного бдитель – наблюдатель, блюститель.

Объясните написание выделенных слов (сострадающим – страждущий; понимание –

-ним-//-им-//-ня-; вымершего – -мер-//-мир-; неразумие = глупость, приставка раз- не под

ударением; проще, простой – ст//щ). Как быть с парами устраиваться – устроиться? Каким

из них нужно проверить слово построение? (Глаголами и их производными с суффиксами

-ива-/-ыва- нельзя проверять однокоренные слова: в корнях при наличии указанных

суффиксов происходит чередование о//а).

Социоконструкция.

Любите ли вы словообразовательный разбор? Странный вопрос: как можно любить… разбор? Это как раз тот случай, когда хорошо бы «вместо любви одно понимание». Любим мы те школьные предметы и темы, которые понимаем. Словообразование не из их числа. Надеюсь, к концу урока мы развеем и этот миф.

Работа в паре. Консультации в группе. Выполнить любое задание каждого уровня.


Первый уровень. Знания-знакомства (1 балл)


t1675154189ai.jpg



Найдите в тексте «Вершины разума» и выпишите 5 слов, в которых есть формообразующие суффиксы, обозначьте их.

Ответ: оставляя, строя, понимать, вымершего, легче, проще.

Выберите правильный ответ. Слово безумство образовано от слова А) безумный;

Б) умный; В) ум;

Г) безумие.

Ответ: А.

Выпишите из текста 5 слов с нулевым окончанием. Ответ: разум, любовь, жизнь, способен, облик, друг.

Найдите в тексте слово по следующим характеристикам: неопределённое местоимение, образовано от вопросительного постфиксальным способом.

Ответ: что-то.

Выберите верный словообразовательный разбор: А) конструировать конструктор

Б) конструировать → конструкция

В) конструировать → конструирование Г) конструировать – непроизводное слово

Ответ: Г.

Второй уровень. Знания-копии (2 балла)

Обозначьте окончания в словах: что-то, устраивается, понимание, понимать. Ответ: что-то, устраивается, понимани[й-э], понимать (нет окончания).

Дайте определение терминам: словообразовательное значение, словообразовательный тип.


t1675154189aj.jpg


t1675154189ak.jpg



Ответ: словообразовательное значение – значение, выраженное с помощью словообразовательных морфем и других формальных показателей (ударений, порядка следования морфем и т.д.); словообразовательный тип – это формально-семантическая схема (формула) построения слов.

Вставьте недостающие звенья словообразовательных цепочек: А) затруднительность ←… ← ← трудный труд

Б) присоединение ← присоединить ← … ← единый В) мазать →… → … → обмазываться

Г) думать → выдумать → …→ выдумщица

Ответ: затруднительность → затруднительный ← затруднить ← трудный ← труд; присоединение → присоединить → соединить → единый; мазать → обмазать → обмазывать → обмазываться; думать → выдумать → выдумщик → выдумщица.

В каком предложении текста «Вершины разума» из пяти рядом стоящих слов четыре – неизменяемые? Выпишите их.

Ответ: можно (в значении сказуемого) понимать (инфинитив) лишь (частица) когда (союзное слово) её (местоимение в Р. п., наложение корня и окончания) нет (в функции сказуемого).

Продолжите фразы:

В слове почт-амт редкий, необычный, уникальный суффикс. Такие называются… А) префикс;

Б) унификс; В) интерфикс.

Словоформообразовательным является окончание в слове… А) кума́;

Б) дома́;

В) плеча́.

Ответ:

1Б. -амт- – уникальный суффикс, унификс;

2А. Слово кума – название лица женского пола, образованное от названия лица мужского пола кум, поэтому окончание -а служит не только для образования форм слова, но является и средством словообразования.


Третий уровень. Знания-умения (3 балла)

Пользуясь словарями, сделайте морфемный разбор слов: согласованность, сомнительный, сэкономленный.

Ответ: соглас-ова-нн-ость-□, сомн-ительн-ый, с-экономл-енн-ый (м//мл).

Сделайте современный и этимологический анализ слов: печаль, дремучий, столица.


t1675154189al.jpg

t1675154189am.jpg

Ответ:

Современный анализ

Этимологический анализ

Печаль□

Печ-аль (от печа́ забота)

Дремуч-ий

Дрем-уч-ий (от дрема́ти, ср.: дрёма)

Столиц-а

Стол-иц-а (от стол кресло, трон)

3.Проанализируйте, какие морфонологические явления сопровождают образование

следующих групп слов: книжный, отеческий, казацкий; кротость, низость, дудеть; вылечить,

удалец, безбрежный.

Ответ: книжный ← книга (г//ж), отеческий ← отец (ц//ч), казацкий ← казак (к//ц) –

чередование; кротость ← кроткий, низость ← низкий, дудеть ← дудка – усечение

производящей основы;

вы́ лечить ← лечи́ть, удале́ц ← удало́й, безбре́жный ← бе́рег – изменение ударения.


4.Составьте опорную схему:



t1675154189an.gift1675154189ao.jpg

Ответ (см. схему)

Проанализируйте пары производного и производящего слов, найдите ошибку:

последователь следователь

учительствовать учительство

затруднительность затруднительный

Ответ: ошибка в пункте 1. Правильный вариант: последователь ← последовать.


Четвёртый уровень. Знания-навыки (4 балла)

Дайте толкование разновидностям сложения, основываясь на примерах: черноморец, шапка-ушанка, профсоюз, теплоотдача.



Ответ: черноморец ← Чёрное море (сложение с суффиксацией), шапка-ушанка ← шапка, ушанка (сложение без соединительных гласных), профсоюз ← профессиональный союз (сложение части слова с целым словом), теплоотдача ← отдача тепла (сложение).

t1675154189ap.gift1675154189aq.pngt1675154189ar.jpgt1675154189as.jpg

Определите способы образования указанных слов: прилуниться, вчерашний, дисквалификация, просека.

Прилуни(ть)ся ← луна (приставочно-суффиксально-постфиксальный) Вчерашний ← вчера (суффиксальный)

Дисквалификация ← квалификация (приставочный) Просек0а ← просекать/ просечь (нулевая суффиксация)

Мотивируйте согласие/ несогласие с указанным типом аббревиации:

Медсанбат слоговая аббревиация

дот инициальная буквенная аббревиация

МГУ инициальная звуковая аббревиация

ГИТИС звукослоговая аббревиация

Ответ: медсанбат – слоговая аббревиация (медицинский санитарный батальон); дот – инициальная звуковая аббревиация (долговременная огневая точка); МГУ (эм-гэ-у) – инициальная буквенная аббревиация (Московский государственный университет; ГИТИС

звукослоговая аббревиация (Государственный институт театрального искусства).

Докажите правильность распределения примеров по группам:



Сложение

Слияние

Научно-технический Электротепловентилятор Коротковолновый

Матч-реванш

Вечнозелёный Вышеизложенное Нижеподписавшиеся

Тяжелораненый


Ответ: слиянием образуются новые слова из словосочетаний (вечнозелёный ← вечно зелёный, вышеизложенное ← выше изложенное, нижеподписавшиеся ← ниже подписавшиеся, тяжелораненый ← тяжело раненый).

Докажите, что в каждом из этих слов три морфемы: зелень, прийти, пел, нёс.

Ответ: зелень – корень -зелен- (по-зелен-еть, зелён-ый, зелён-енький и др.), нулевой суффикс (зелень ← зелёный), нулевое окончание (зелен-и, зелень-ю и др.); при-й-ти – приставка при-, формообразовательный суффикс -ти-, корень -й- (ид-у, за-й-ти, обо-й-дёт и др.), окончания нет (инфинитив); пе-л – корень -пе- (пе-ть, пе-сня, пе-вец, пой и др.), формообразовательный суффикс -л-, нулевое окончание (пел-а, пел-о, пел-и); нёс – корень

-нёс- (нес-ом-ый, при-нес-ти, за-нос-ы и др.), нулевой формообразовательный суффикс (нес-л-а, нес-л-и и др.), нулевое окончание (нес-у).

Пятый уровень. Знания-трансформации (5 баллов)

Составьте словообразовательное гнездо слова сор, распределив однокоренные слова по уровням, как в словообразовательном словаре: сорить, насорить, сориться, засорять, засориться, сорность, со́рно, соринка, сорный, сори́ночка.

Ответ:

сор-инк-а сориноч-к-а

Сор-няк


Сор(н)ый →

Сорн-о



t1675154189at.jpgt1675154189au.jpg



Сорн-ость

Сор →

Сор-и-ть

Сорить-ся засориться засоряться



Насорить

К. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» приводит примеры детских неологизмов: болерьянка, кружинка, колоток, лизык, мазелин. Объясните причины таких словесных трансформаций.

t1675154189av.jpgt1675154189aw.pngt1675154189ax.png

Ответ:

Болерьянка = валерианка + боль Кружинка = пружинка + кружится Колото́к = молоток + колотить Лизык = язык + лизать

Мазелин = вазелин + мазать

Соотнесите способы и примеры, приведите собственные.



t1675154189ay.jpg



Неморфемные способы

образования слов

Примеры

Собственные примеры

1.Лексико- синтаксический

А. Пионер (первооткрыватель) – пионер (член детской организации), завод (часов) – завод (предприятие), среда (день недели среда

(окружение)


2.Морфолого- синтаксический

Б. Чайная комната – открылась чайная, с добрым утром утром уверен, подходящий

поезд подходящий пример


3.Лексико- семантический

В. Сей час – сейчас, с ума сшедший сумасшедший, выше изложенный

вышеизложенный


Ответ: 1В, 2Б, 3А

Примеры:

Лексико-синтаксический способ: до тла дотла, скоро портящийся скоропортящийся, долго играющая долгоиграющая и др.

Морфолого-синтаксический способ: доволен бе́гом – бего́м по стадиону, дорожу каждым мигом – вернусь мигом, новым чудом – выжил чудом и др.

Лексико-семантический способ: ударник (часть затвора) – ударник (передовой работник), кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (богатый крестьянин- собственник) и др.

Образуйте отчества от данных имён: Илья, Никита, Климентий, Арсений, Савва.

Ответ: Илья – Ильич, Ильинична; Никита – Никитич, Никитична; Климентий – Климентиевич, Климентиевна и Климентьевич, Климентьевна, разг. Климентьич; Арсений

Арсениевич, Арсениевна и Арсеньевич, Арсеньевна, разг. Арсеньич; Савва Саввич, Саввична.

Исправьте словообразовательные ошибки. Запишите исправленный текст.

ОБМЕН

Любовь и Понимание поменялись одеждами.


t1675154189az.jpgt1675154189ba.jpg

– Будешь блестеть на встрече с Разумом. Не хватает сущей бездельницы, – сказала Любовь и приколола к лацкану жакета Понимания сердечко.

Благодарственное Понимание улыбнулось и приняло артистическую позу. Любовь веселело такое его преображение, Понимание испытывало неловкость, ведь его-то костюм был Любви явно к лицу, хотя немного её взрослел. Лучи заходящего солнца высветлили её непослушный локон и грецкий профиль, и Пониманию захотелось сказать: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». Но оно промолчало, боясь показаться лирическим, и подумало: «Двоякая ситуация: и хочется, и колется. Но своя одёжка ближе к телу». Любовь как будто почувствовала сомнения Понимания, и сказала: «Гармонически будет остаться в своих одеждах, – и добавила: Но ходить рука об руку».

Ответ:

Любовь и Понимание поменялись одеждами.

– Будешь блестеть блистать на встрече с Разумом. Не хватает сущей бездельницы безделицы, – сказала Любовь и приколола к лацкану жакета Понимания сердечко.

Благодарственное Благодарное Понимание улыбнулось и приняло артистическую артистичную позу. Любовь веселело веселило такое его преображение, Понимание испытывало неловкость, ведь его-то костюм был Любви явно к лицу, хотя немного её взрослел взрослил. Лучи заходящего солнца высветлили высветили её непослушный локон и грецкий греческий профиль, и Пониманию захотелось сказать: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». Но оно промолчало, боясь показаться лирическим лиричным, и подумало: «Двоякая Двойственная ситуация: и хочется, и колется пощеголять в нарядах Любви, но своя одёжка ближе к телу». Любовь как будто почувствовала сомнения Понимания, и сказала: «Гармонически Гармонично будет остаться в своих одеждах, – и добавила, глядя Пониманию в глаза: – Но ходить рука об руку».


Социализация.

Проверка выполненных заданий. Самооценка по десятибалльной шкале.




Балл

Отметка

8-7

5

9

6

11-10

7

12

8

13-14

9

15

10


Ещё раз обратимся к первому тексту, «На вершинах разума». Обсудите, как его следует читать, с какой интонацией. Решите, кто от группы прочтёт отрывок классу.

Чтение отрывков. Аргументация. Планируемый инсайт.

Автор этого текста баснописец Феликс Кривин, наш современник. Его лирический герой умудрённый жизненным опытом, ироничный, не разучившийся

чувствовать человек. Во время короткого монолога он обращается к нам, то складывая на груди руки, то опуская глаза, то глядя в упор, то делая паузу, то всматриваясь вдаль. Чего он хочет от этого диалога – точки или многоточия? Он хочет, чтобы каждый из нас решил это сам. Или нет?

t1675154189bb.pngt1675154189bc.jpg

Ответы учащихся.


Рефлексия.

Стал ли вам ближе и понятнее словообразовательный анализ слов? Какие задания показались самыми сложными, какие – самыми интересными? Что бы вы хотели изучить глубже, подробнее? Какая форма работы: индивидуальная, парная, групповая – была для вас наиболее приемлемой при изучении этой темы?

Ответы учащихся.

Произошло ли какое-то новое открытие мира, себя? Удалось ли Ф. Кривину заставить вас посмотреть на любовь и понимание иначе, не так, как раньше? Как это пригодится вам в дальнейшей жизни?

Ответы учащихся.

Кем бы вы ни стали, вам всем придётся работать с людьми – вашими коллегами, клиентами, респондентами… Не каждый из них будет вам нравиться. И не должен. И вы не должны нравиться всем, потому что так и не бывает. Но помните о том, что постараться понять другого и принять ради общего дела мы должны, ведь это сделает менее тревожной и нашу жизнь, и жизнь наших близких.

«Хотите понять других пристальнее смотрите в самого себя», совет от Оскара Уайльда.

t1675154189bd.jpg


Домашнее задание (по выбору).

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля найдите словообразовательные гнёзда слов акт и директор. Используя современные словари, определите, какие из слов в языке уже не употребляются, какие не являются однокоренными к заголовочному слову или попали в статью только «по созвучию» .

Составить текст о любви, понимании, разуме в стиле Ф. Кривина.



Список литературы

Авласевич, М.А. Морфемный состав слова и словообразование: Пособие для учителя. Минск, 1991.

Губернская, Т.В. Русский язык и культура речи. Практикум. М.: ФОРУМ, 2012.

Долбик, Е.Е. Подготовка разноуровневых заданий по русскому языку // Русский язык и литература. 2008. № 7. С. 14-17.

Тихонов, А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. М.: АСТ, 2014.

Ширшов, И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка: Комплексное описание русской лексики и словообразования. М.: АСТ, 2004


3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.