Мотивация на обучение, или 10 способов влюбить учеников в свой предмет
Мотивация на обучение, или 10 способов влюбить учеников в свой предмет
Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.
В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению мотивации существенно усилился. И это неслучайно: интерес к обучению у подростков снижается, часто пропадает вообще. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Каковы приемы и методы формирования и развития у ребёнка учебной мотивации, если невозможно успешно учиться, когда он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним.
Формирование мотивации учебной деятельности учащихся будет обеспечено, если увеличить, максимизировать:
1. эмоциональное воздействие
2. психологический комфорт, в том числе, обращение к личному опыту
3. учет разных способностей учащихся
4. конкретность и очевидность конечного результата
5. разнообразие методов и приемов работы
6. состязательность, игровой характер проведения занятий, игровая ситуация (желательно сюжетно-ролевая игра) решение
7. творческий характер учебно-познавательной деятельности (творческие задания, проектная работа)
8. наглядность: интерактивные экскурсии, презентации, инфографика и т.д.
9. значимость учебного материала
10. создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов
Для примера предложу несколько примеров организации уроков литературы в старших классах, которые вызовут интерес у учеников:
Литературный баттл (итоговый урок-обобщение по творчеству, например, поэтов 19, 20 вв)
Театрализация произведения
Урок-экскурсия (по биографии писателя)
Картинная галерея (Эпоха писателя в картинах)
Музыкальная гостиная(музыкальные произведения на стихи поэтов) и т.д.
В качестве заключения можно сказать следующее: для повышения учебной мотивации у современного ученика важно найти «точки соприкосновения» между «материалом» и интересами, возрастными переживаниями ученика. Надо уметь «надовить» именно на те кнопки, найти то, что заинтересует ученика. Тогда появится интерес, мотивация к обучению.