12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Копанева Ольга Александровна53

Мотивация на обучение, или 10 способов влюбить учеников в свой предмет

Мотивация (от лат. moveo –  двигаю) –  общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению мотивации существенно усилился. И это неслучайно: интерес к обучению у подростков снижается, часто пропадает вообще. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость  для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Каковы приемы и методы формирования и развития у  ребёнка  учебной мотивации, если невозможно успешно учиться, когда он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса,  не  осознавая  потребности  к ним.

Формирование мотивации учебной деятельности учащихся будет обеспечено, если увеличить, максимизировать:

1. эмоциональное воздействие

2. психологический комфорт, в том числе, обращение к личному опыту  

3. учет разных способностей учащихся

4. конкретность и очевидность конечного результата

5. разнообразие методов и приемов работы

6. состязательность, игровой характер проведения занятий, игровая ситуация (желательно сюжетно-ролевая игра) решение

7. творческий характер учебно-познавательной деятельности (творческие задания, проектная работа)

8. наглядность: интерактивные экскурсии, презентации, инфографика и т.д.

9. значимость учебного материала

10. создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов

Для примера предложу несколько примеров организации уроков литературы в старших классах, которые вызовут интерес у учеников:

Литературный баттл (итоговый урок-обобщение по творчеству, например, поэтов 19, 20 вв)

Театрализация произведения

Урок-экскурсия (по биографии писателя)

Картинная галерея (Эпоха писателя в картинах)

Музыкальная гостиная(музыкальные произведения на стихи поэтов) и т.д.

В качестве заключения можно сказать следующее: для повышения учебной мотивации у современного ученика важно найти «точки соприкосновения» между «материалом» и интересами, возрастными переживаниями ученика. Надо уметь «надовить» именно на те кнопки, найти то, что заинтересует ученика. Тогда появится интерес, мотивация к обучению.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.