Материал на проверке

Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения.

0
0
Материал опубликован Вчера в 17:54 в группе

Некрасова

Ольга Сергеевна

-учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№109» г. Перми

Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения.

Современные дети не хотят учиться, они выполняют работы поверхностно, их трудно заинтересовать, удивить. Замотивировать их можно только материальным, они выбирают легкие пути, боятся трудностей. Обожают смотреть видео, играть в компьютерные игры, пользуются искусственным интеллектом для выполнения письменных заданий. Все аргументы, что хорошая учеба-вклад в твою будущую жизнь, открывающая двери в лучшие высшие учебные заведения, дающая работу в престижных фирмах, на предприятиях, становятся «слабыми». Что делать? Как замотивировать? Как пробудить желание размышлять, исследовать, анализировать, рефлексировать, работать над собой?

Сначала нужно понять, как формируется мотивация? Что важно для ее формирования? Многочисленные теории (Например, А.Маслоу, К. Альдерфера) говорят о том, что для достижения высоких результатов, для формирования потребности роста, самосовершенствования необходимо проработать, удовлетворить низшие потребности человека.

Если применить это к практической деятельности учителя, то важно понимать следующие вещи: кто сидит перед тобой (социально-психологический портрет обучающегося), какой урок по счету у данного класса, быть внимательным и наблюдательным как в начале урока, так и на всем его протяжении.

Большинство учителей нацелены на внутреннюю мотивацию, а дети –на внешнюю (в силу возраста, отсутствия опыта). Поэтому важно сочетать эти два вида мотивации, тем более это помогает лучше узнать ребенка, выявить поле его ближайшего развития.

Проблема мотивации остро возникает в подростковый период, когда меняются приоритеты. Поэтому важно знать, что нравится подросткам, которые сидят перед тобой. Кто любит результат, а кто получает удовольствие от процесса. Отсюда и выбор моделей для формирования мотивации на обучение.

Детям, которые любят получать удовольствие от процесса, важны такие виды деятельности, как диспут, театрализация, формы уроков-квестов, нетрадиционные формы заданий: создать, смоделировать, сочинить, представить, пофантазировать, взять интервью, записать репортаж, снять видео и т.д.

Дети, которым важен результат, оказываются в ситуации успеха, выполняя задания по уровням, с возможностью выбрать свой. Для таких детей не очень удачны варианты соревновательного характера, так как есть риск проиграть, что абсолютно таких детей не мотивирует. Да, есть отрицательная мотивация. Но это неудачный, негуманный способ для мотивации на обучение школьников.

«Кто набрал высокие баллы- «5», кто больше половины- «4», половина- «3», а если вы наберете меньше половины, то это будет «2». Считаю, что такое недопустимо. Не нужно оценивать соревнование. Лучше использовать материальный вид мотивации: наградить, вручить призы.

Итак, что способствует мотивации:

1. Благоприятная, доброжелательная атмосфера. (Красивый кабинет, приятный в общении учитель)

2. Урок должен быть построен с учетом нагрузки учащихся. Если это последний урок по расписанию, бессмысленно планировать срез знаний, перегружать его содержанием, деятельностью, требующей высокой концентрации внимания. Такие приемы мотивации для целеполагания, как «Лови ошибку», «Верные-неверные утверждения» не сработают так, как вам хотелось. Здесь надо использовать прием «Прогнозирование», «Удивление».

Современных детей трудно удивить? Кажется, что это легко сделать на предметах естественно-научного цикла (опыты, интересные открытия). Что делать нам, учителям русского языка? Дать разобранный текст с удивительной информацией, пусть собирают согласно законам синтаксиса, грамматики. Помню, как удивил ребят вопрос: можно ли стать невидимым? А чтобы ответить на этот вопрос, нужно собрать текст, учитывая знания русского языка.

Дать незнакомые слова – пусть попробуют определить род (Тема «Род несклоняемых существительных»). Задать проблемный вопрос, дать примеры на сопоставление. Например, где тире между подлежащим и сказуемым, а где тире при приложении. Где тире между подлежащим и сказуемым, а где тире при обобщающем слове и однородных членах, где приложение, а где несогласованное определение. А бывает ли приложение несогласованным?

3. Урок должен быть построен на интересном материале. (Например, информация о возможности становиться невидимым взята из журнала «Вокруг света», №4 (2994), май 2024. -с.56)

4. К уроку надо готовиться: продумывать разнообразную деятельность, логику, структуру. Дети будут заняты, не будут уставать, урок пройдет быстро и результативно. Применять разнообразные технологии и формы работы.

5. Создавать ситуацию успеха на уроке, учитывая особенности ребенка.

6. Очень мотивирует бонусная система. Каждый учитель создает ее самостоятельно, исходя из особенностей урока.

7. Давать возможность выбора материала для урока учащимся, когда это возможно. Например, при изучении темы «Фонетика» учащиеся могут послушать свои любимые музыкальные композиции и зафиксировать правильное употребление норм и их нарушение.

8. Не всегда урок идет по плану, поэтому иногда можно и отказаться от идеальной дидактики, исходить из вопросов, поставленных детьми. Проблем, которые они заметили. На уроках литературы желательна совместная интерпретация текстов учителя и обучающихся.

9. Важно давать возможность детям самим объяснить материал. Составить самостоятельно алгоритм, схему, попробовать сформулировать проблемный вопрос.

10. Обязательна в конце урока рефлексия. Благо есть множество ее видов (от серьезных до игровых). Например, серьезный прием рефлексии – «Инсерт».

Прием «Инсерт» Предложите ученикам маркировать текст, чтобы разделить информацию следующим образом: «галочка» – известная информация; «минус» – противоречит представлениям учеников; «плюс» – интересное и неожиданное; «вопросительный знак» – что-то неясно, надо узнать больше.

Игровой.

Прием рефлексии «Чемодан, мясорубка, корзина».

Чемодан – беру с собой. Мясорубка –надо обдумать. Корзина –не буду пользоваться.

11. Использовать современные методы обучения. Интересные задания представлены в книге А. Ткаченко «Уроки литературы и театр: возможности цифровой эпохи». Где, например, представлен анализ первого действия пьесы «Вишневый сад» с использованием системы QR-кодов. С возможностью посмотреть 1 действие из спектаклей разных лет, постановок знаменитых режиссеров, традиционных и новаторских.

Для учителей русского языка и литературы предлагаю небольшой список литературы, который помогает мотивировать на обучение. Причем на разных этапах урока:

1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. -М.: Просвещение, 1995.

2. Гин. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - Вита-Пресс,2022.

3. Пиперски. А. Конструирование языков: От эсперанто до дотракийского. - М.: Альпина нон-фикшн,2024.

4. Полка: о главных книгах русской литературы. - М.: Альпина нон-фикшн, в 4 томах, 2022.

5. Ткаченко А. Уроки литературы и театр: возможности цифровой эпохи. - М.: Линка-Пресс, 2024.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.