12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Швецова Анастасия Андреевна1198 КубГУ бакалавриат "Технология продукции и организация общественного питания" 2012-2016
КубГУ магистратура "Стандартизация, метрология и сертификация" 2016-2018
КИПО переподготовка "Преподаватель химии"
КПК "Специальное дошкольное образование" 2019-2022 Россия, Краснодарский край, Краснодар |
Мотивация школьника к изучению химии: из практического опыта
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно разжечь»
Плутарх, древнегреческий философ
Мотивация школьника к изучению химии: из практического опыта
Угасающий интерес к урокам химии напрямую связан с уменьшением количества часов данного предмета в образовательных организациях.
Современный учитель химии ежедневно встречает вопросы, связанные со значением уроков химии для выбранной учеником профессии или же практического применения науки в жизни школьников. Учащиеся не в силах самостоятельно разобраться, каким образом знание теории электролитов, модели строения атома, химические свойства кислот могут им пригодится.
Часто педагоги делают ошибки, доказывая важность своего предмета привлечением внимания ребят к содержанию образовательных программ и стандартизированных компетенций. Тем самым, дети окончательно теряют интерес к химической науке. Педагоги нередко забывают, что в Наших руках плоды для взращивания инженеров, новаторов, великих ученых.
Да, сейчас можно самостоятельно найти и изучить посредством технологий абсолютно любою информацию. Наша же с вами задача в другом. Учитель – наставник, ментор, гуру (как Вам угодно), учитель тот, кто мотивирует получать знания и учит как этими знаниями распоряжаться.
Из своего практического опыта выделю несколько способов мотивирования учеников на изучение предмета.
Способ #1. Использование современных технологий
Современный школьник сегодня, скорее на «ты» со смартфоном, компьютером и планшетом, чем с учебником. С одной стороны, это грустно, но с другой, – это дает простор для фантазии педагога. Мои ученики используют электронные сервисы для изучения химии, пользуются интерактивной таблицей Менделеева и составляют 3D-модели атомов (рис.1). Помимо прочего, решают тесты по химии онлайн на время, что повышает дух здоровой конкуренции в классе.
Рис. 1. Строим модели атомов [1]
Способ #2. Все любят слухи, сплетни и интриги
Нет ничего скучнее для школьника, чем разбираться в работах и теориях ученых.
А вы знаете, почему Менделееву не дали «нобелевскую премию»? Как связана численность населения России и трактат Ломоносова с химией? Как неряшливость помогла Флемингу сделать одно из важнейших открытий в медицине?
Немного интриги, интересных фактов из биографий великих ученых и школьники сами будут расспрашивать Вас о них (а там заодно и массовые доли элементов, и теория строения атома выучится наизусть).
Способ #3. Соревновательный дух
Предложите своим ученикам приз за выращивание самого большого кристалла из медного купороса и поверьте, места на домашнем подоконнике у ребят не останется (рис. 2).
Рис. 2. Кристаллы из медного купороса
Способ #4. Дайте ученикам возможность вступить в спор с учителем
Не забывайте, что мы, педагоги, тоже делаем ошибки. Если ученик пытается всеми силами Вам доказать, что гипотетический элемент «ньютоний» все же существует, не пытайтесь остановить его, указывая пальцем в учебник. Возможно, перед Вами стоит будущий гений, а Вы – его наставник.
Я поведала всего несколько способов, которые позволяют развивать устойчивый интерес у учеников к своему предмету. Уверенна, и у физиков, математиков, историков существуют подобные хитрости. Главное все же, я считаю, это быть примером для школьника и дать ему возможность раскрыть свои таланты, не заваливая грудой неинтересных домашних заданий и приписыванием учебника. Важно помнить, что именно от учителя во многом зависит интерес ученика к предмету и выбор будущей профессии.
Список использованных источников:
1. Строение атома PhET (онлайн‑сервис) [Электронный ресурс] URL:
2. Медный купорос, кристаллы и получение [Электронный ресурс] URL: