Мотивация в обучении на уроках информатики.
Мотивация в обучении на уроках информатики.
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» — высказывание Конфуция
В современном мире, каждый учитель встаёт перед проблемой создание мотивации на своих уроках. Если раньше в классно урочной системе всё было предельно ясно и понятно, она строилась на основе запоминания, алгоритмов, структур и немного синтеза и анализа. Сегодня в бешенном ритме жизни, уже нельзя учить ребят только с использованием определённых алгоритмов, каждый учащийся должен быть творцом, стремиться не только к пониманию, но и к сравнению, выдвижению гипотез, предположению и доказательству или опровержению. Как этого достичь? Учащиеся практически не читают, сидят в телефонах, а умственный труд, это очень серьёзная работа мозга.
Успешность обучения ребёнка в школе предполагает высокий уровень его развития познавательной деятельности в сочетании с положительной мотивацией к учению, но как этого достичь? Как сделать так, чтобы учащийся сам захотел учиться. Смог подняться на самые высокие ступени интеллектуального труда. Здесь без помощи учителя не обойтись.
На моих уроках я применяю технику «Плюс» и «Минус», договариваемся в начале урока что например: 5 +, оценка «5», 4 +, оценка «4»… Я подбираю задания таким образом, что первые 3, должен сделать каждый учащийся, независимо от уровня знаний и умственных способностей.
1 этап: Рассмотрим на примере задания 9 на «Поиск количества путей», можно подобрать задания таким образом, что сначала учащиеся просто ищут количество путей, например из А в З (закрепляя оба алгоритма работы, подписывая на схеме количество путей в каждый пункт и заполняя в столбик, из каких точек проходят пути, в нужную точку) или есть схема и цифра, их нужно правильно соотнести с пунктами. На каждое задание беру тетради у первых 5 учащихся, кто сделал первыми и 2 по моему выбору. Если учащийся всё сделал правильно, то он получает в тетради +, неправильно -. Стараюсь подобрать несложные задания и уточнив, 1 задание рисуем на схеме, 2 в столбик, 3 на ваше усмотрение, как хотите. (Приложение 1)
2 этап: Задание, с усложнением, я подбираю задания, где путь проходит через пункт(В) или не проходит, через пункт (Е). Учитель с ребятами исправляет на доске схему, чтоб учащиеся поняли, что значит проходит или не проходит. Зачёркиваем лишние пути и обводим точку, где мы обязательно должны быть или зачёркиваем точку и все пути, ведущие в неё, если не должны пройти. Стараюсь придумать какие – то жизненные ситуации, почему машина должна или не должна пройти, через данную точку.
если мы должны пройти через какую - то точку (В) (в этой точке заправка, если машина не заправится, то она не доедет до нужного места, заправок больше нет, трасса глухая);
если не должна – то в точке (С) (обещают лавину, если машина там поедет, то её не станет, поэтому обходим, или там смыло мост или…).
В этом уровне беру тетради у первых 5 ребят по желанию, потом обязательно разбираем, объясняем. (Приложение 2)
3 этап: Задание с усложнением, я подбираю задания, где путь проходит через пункт (Е) и не проходит, через пункт (Д). В этом уровне беру тетради у ребят по желанию, потом обязательно разбираем, объясняем.
На таких уроках нет шума, я не ставлю 2 совсем, только если учащийся ничего не делает, но таких как правило нет. Тройки и четвёрки по желанию. Каждый учащийся старается понять тему, не нужно ругаться, делать замечания, все вовлечены в учебный процесс.
Если нужно закрепить теоретические знания, то можно предложить ребятам придумать ребусы, составить анаграммы... Ребята закрепляют тему сами, а одноклассники в интересной форме вспоминают пройдённый материал. Например в теме «Программное обеспечение компьютера» , в ребусах загаданы слова Операционная оболочка, Алгоритмический язык, Питон… Нужно угадать, какая программа закодирована и сказать к какому классу программного обеспечения, она принадлежит. (Приложение 3)
Задача учителя провести ребят от запоминания к пониманию, темы и задачи могут быть абсолютно разными, пробовала на очень многих темах, самое главное идти от простого к сложному. В этом случае все ребята вовлекаются в процесс познания. Мотивация к занятиям у детей повышается, создаются благоприятные условия, а так - же создаётся ситуация успеха. Использование на уроках нестандартных подходов, различных игровых моментов, сюрпризов и привлечение новых современных технологий, позволяет сделать процесс обучения интересным, содержательным, а у учащихся возникает желание овладеть знаниями. Недаром Ян Амос Каменский говорил: «У ребёнка надо пробудить интерес к учёбе, используя чувства, разум и веру».
Приложение 1
8 5 3 3 3 2 1 | Е | А | 1 |
Д | А+Е | 2 | |
Б | А+Д | 3 | |
В | Б | 3 | |
Г | В+Д | 5 | |
Ж | Д+Е | 3 | |
З | Ж+Г | 8 |
Приложение 2
На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З. По каждой дороге можно двигаться только в 1 направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город З проходящих через В. |
Приложение 3
Литература:
https://urok.1sept.ru/articles/700840
Нейросети
https://inf-oge.sdamgia.ru/?redir=1