Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
И. В. Тарасова,
учитель коррекционных классов
МКОУ Манзурской средней общеобразовательной школы
Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения
«Мотивированные дети достигают более высоких результатов,
чем интеллектуально развитые дети»
Закон Йеркса-Додсона
Что-то необычное и неожиданное всегда притягивает наше внимание, мы с интересом погружаемся в процесс, который овладел нами. Наслаждение помогает нашему настроению двигаться вперёд, постоянно требуя подкрепления тех эмоций и чувств, которые мы испытываем в результате погружения. Хочется, хочется и хочется…
Вот, то – настоящее, что способно «разбудить» даже самого ленивого человека. Но, где взять это интересное и неожиданное, когда оно требуется «здесь и сейчас»? Нет такой рукописи или книги, поэтому будем пытаться идти по пути её создания. Цель данной статьи: вместить в себя реальный опыт, который способен дать эффективный результат в мотивации на обучение. В каких-то вопросах сразу, в каких-то за некоторое время.
Любое изменение – это всегда результат труда, усилий. Недавно услышала песню, в исполнении Алины Селях, с такими правильными словами:
Представь, ты всего добился,
Представь, ты на пьедестале.
Представь, что скоро скажешь своей маме.
Представь, что всё получилось.
Представь, как тобой гордятся.
Вставай на час раньше, бери и делай
Помни, что для успеха нет предела….
И поняла, несмотря на огромную пропасть, (имею в виду ускорение темпа жизни, обновлении системы образования и многое другое) между поколением нынешних детей и взрослых, мы способны найти общий язык.
Любое занятие начинается с мотивационной готовности. Планируя задействовать различные приёмы и техники в образовательном процессе, необходимо помнить, что они столь же не универсальны, сколь многообразны сами мотивы к обучению. В общем, нужен индивидуальный подход.
Представьте себе ребёнка, идущего в школу. Один идёт для того, чтобы вкусно поесть, другой – получить очередную пятёрку, третий – просто встретиться с одноклассниками.
Человек развивается и его поведение меняется на каждом этапе его формирования как личности.
Согласно теории Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребёнка или взрослого человека к деятельности. Мотивация придаёт деятельности направленность, которая ориентирована на достижение результата.
Выделяют три вида мотивации: [5]
1.По источнику и направленности
1.1. внешняя
1.2.внутренняя (нам это нужно, мы это хотим, это полезно)
2.По характеру подкрепления
2.1.позитивная (положительная «пряник»)
2.2.негативная (отрицательная «кнут»)
3.По времени действия
3.1. устойчивая (постоянная, т.е. мотивы привязаны к потребностям личности и не требуют постоянного подкрепления)
Например, чувство голода или посещение туалета.
3.2. неустойчивая (непостоянная, требуют постоянного подкрепления.)
Например, мотивация на обучение.
«Если объединить все три вида мотивации, измерить их у человека и изобразить графически, то получим следующую картину: по вертикали - положительная или отрицательная мотивация, по горизонтали – внешняя или внутренняя мотивация, третья ось измеряет постоянную или временную мотивацию. Но, так как постоянная мотивация к обучению у детей - явление редкое, третью ось не добавляем.
Отрицательная внутренняя | Положительная внутренняя |
Формула: «Я хочу, а если не сделаю, то будет плохо»:
| Формула: «Я хочу, и когда сделаю, будет круто»:
|
Отрицательная внешняя | Положительная внешняя |
Формула: «Ты должен, если не сделаешь, то будет плохо»:
| Формула: «Ты должен, и когда сделаешь, получишь поощрение»:
|
[5, 19-22]
Принципиально важно для формирования мотивации:
- Хорошая психологическая атмосфера.
Например, скороговорка со сжатыми зубами быстро снимает напряжение.
- Разнообразие.
«Авторские задания». Добавлять имена учеников, их увлечения и т.п.
- Практика.
- Давайте посчитаем, хватит ли Ване 1000 рублей на продукты, чтобы прожить неделю?
- Игра
Формируем полезные и правильные привычки!
- Свобода выбора
Приведу два способа включения детей в учебный процесс с интересом.
I.По принципу рекламы: внимание – интерес – желание – действие.
Что влияет на внимание? Доказано психологами – эмоции. Значит, надо позаботиться о возникновении положительных эмоций у детей. Вот почему необходима педагогика сотрудничества! Также может привлечь необычность тона, информации, поведение самого учителя. Все эмоции нормальны и допустимы, но не все способы выражения эмоций допустимы.
Важно правильно понять эту эмоцию, отнестись к ней не как к проблеме, а как к возможности сближения, принять чувства ребёнка:
- Да, я вижу, что у тебя сегодня был не лучший день.
Назвать эмоцию. (Допустим, твоя ПЕЧАЛЬ…)
Сказать, как нужно справиться с эмоцией.
-Давай, она будет нам сегодня ПОМОЩНИКОМ…
Как передать информацию? Психолог Б.Г.Ананьев подчёркивал, что восприятие через зрительную систему идёт на 3-х уровнях: ощущение, восприятие, представление. Поэтому, канал передачи знаем. Осталось наладить системную работу. Провожу уроки в социгровом стиле: [1]
- Упражнение «Руки-ноги» - для всех возрастов.
Приводит класс в состояние деловой солидарности.
- «Смена ролей» - приём, повышающий работоспособность обучающихся.
- «Кто меня слышит» - дисциплинарный приём.
Наиболее эффективен в работе со старшеклассниками.
На разных этапах занятия «вплетаю» в учебный процесс различные – как ожиданные, так и неожиданные – движения, перемещения и действия учащихся.
Если школьники будут обучаться в игре, то они не только многому научатся и сохранят своё здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интересное и выполнять её с желанием, то есть со стремлением к качеству.
II. Индивидуальная образовательная траектория: изменение фокуса обучения.
Шаг 1. Интересы, возможности и потребности.
- Возраст ребёнка
- Степень активности ученика: например, учитель выбирает тему и сложность заданий, а ученик определяет их количество и инструменты для работы.
- Цель образования на определённый период времени, то есть, какие базовые учебные действия (БУД) нужно активировать.
Шаг 2. Дать выбор. Чем больше форматов может предложить учитель, тем больше шансов у ученика. Если нет положительной динамики, нужно иметь возможность сменить индивидуальную траекторию.
Шаг 3. Обратная связь и саморефлексия.
Необходимо применение формирующего оценивания. Если этот механизм интегрируется в ежедневную учебную работу в классе, коммуникация учителя с учениками и связь учения с преподаванием становятся более действенными и эффективными. [3]
Шаг 4. Поиск подходящей мотивации.
Важно найти истинный интерес, который будет стимулировать учёбу.
Шаг 5. Контроль.
Учить сопоставлять результат с запланированным, разбираться в причинах неудач и успехов. Помогать вносить коррективы.
Подытоживая написанное: нужна не «скорая помощь» в экстренных ситуациях, а постоянная «рука на пульсе». Будьте профессиональны и креативны. Ваши горящие глаза, любовь к предмету и запоминающийся внешний вид вызовут неподдельный интерес и уважение.
Использованная литература
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 224 с.: ил.
2. Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / под ред. Н. П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002. – 288 с., прил.
3. Пинская М. А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М. А. Пинская, И. М. Улановская. - 2—изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.80 – (Работаем по новым стандартам).
4. «Учись учиться». Технологии Advance в преподавании школьных предметов: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Центр образовательных технологий Advance, 2022. – с.225
5. Ягодкин Н. Энциклопедия детской мотивации. - Санкт-Петербург: Центр образовательных технологий Advance, 2022. – с. 312
5