Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»

9
0
Материал опубликован 5 January 2023 в группе

И. В. Тарасова,

учитель коррекционных классов

МКОУ Манзурской средней общеобразовательной школы


Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения

«Мотивированные дети достигают более высоких результатов,

чем интеллектуально развитые дети»

Закон Йеркса-Додсона



     Что-то необычное и неожиданное всегда притягивает наше внимание, мы с интересом погружаемся в процесс, который овладел нами. Наслаждение помогает нашему настроению двигаться вперёд, постоянно требуя подкрепления тех эмоций и чувств, которые мы испытываем в результате погружения. Хочется, хочется и хочется…

Вот, то – настоящее, что способно «разбудить» даже самого ленивого человека. Но, где взять это интересное и неожиданное, когда оно требуется «здесь и сейчас»? Нет такой рукописи или книги, поэтому будем пытаться идти по пути её создания. Цель данной статьи: вместить в себя реальный опыт, который способен дать эффективный результат в мотивации на обучение. В каких-то вопросах сразу, в каких-то за некоторое время.

Любое изменение – это всегда результат труда, усилий. Недавно услышала песню, в исполнении Алины Селях, с такими правильными словами:

Представь, ты всего добился,

Представь, ты на пьедестале.

Представь, что скоро скажешь своей маме.

Представь, что всё получилось.

Представь, как тобой гордятся.

Вставай на час раньше, бери и делай

Помни, что для успеха нет предела….

И поняла, несмотря на огромную пропасть, (имею в виду ускорение темпа жизни, обновлении системы образования и многое другое) между поколением нынешних детей и взрослых, мы способны найти общий язык.

Любое занятие начинается с мотивационной готовности. Планируя задействовать различные приёмы и техники в образовательном процессе, необходимо помнить, что они столь же не универсальны, сколь многообразны сами мотивы к обучению. В общем, нужен индивидуальный подход.

Представьте себе ребёнка, идущего в школу. Один идёт для того, чтобы вкусно поесть, другой – получить очередную пятёрку, третий – просто встретиться с одноклассниками.

Человек развивается и его поведение меняется на каждом этапе его формирования как личности.

Согласно теории Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребёнка или взрослого человека к деятельности. Мотивация придаёт деятельности направленность, которая ориентирована на достижение результата.

Выделяют три вида мотивации: [5]

1.По источнику и направленности

1.1. внешняя

1.2.внутренняя (нам это нужно, мы это хотим, это полезно)

2.По характеру подкрепления

2.1.позитивная (положительная «пряник»)

2.2.негативная (отрицательная «кнут»)

3.По времени действия

3.1. устойчивая (постоянная, т.е. мотивы привязаны к потребностям личности и не требуют постоянного подкрепления)

Например, чувство голода или посещение туалета.

3.2. неустойчивая (непостоянная, требуют постоянного подкрепления.)

Например, мотивация на обучение.

«Если объединить все три вида мотивации, измерить их у человека и изобразить графически, то получим следующую картину: по вертикали - положительная или отрицательная мотивация, по горизонтали – внешняя или внутренняя мотивация, третья ось измеряет постоянную или временную мотивацию. Но, так как постоянная мотивация к обучению у детей - явление редкое, третью ось не добавляем.

Отрицательная внутренняя

Положительная внутренняя

Формула: «Я хочу, а если не сделаю, то будет плохо»:

  • чувство стыда;
  • страх предстоящего наказания.

Формула: «Я хочу, и когда сделаю, будет круто»:

  • любопытство;
  • гордость за себя и то, что делаю;
  • ощущение правильного дела от усилий, развивающих человека.


Отрицательная внешняя

Положительная внешняя

Формула: «Ты должен, если не сделаешь, то будет плохо»:

  • оштрафуют
  • выпорют
  • отругают
  • поставят в угол
  • запретят играть с друзьями


Формула: «Ты должен, и когда сделаешь, получишь поощрение»:

  • заплатят
  • погладят по головке
  • скажут, какой молодец
  • поставят в пример окружающим


      [5, 19-22]

Принципиально важно для формирования мотивации:

  • Хорошая психологическая атмосфера.

Например, скороговорка со сжатыми зубами быстро снимает напряжение.

  • Разнообразие.

«Авторские задания». Добавлять имена учеников, их увлечения и т.п.

  • Практика.

- Давайте посчитаем, хватит ли Ване 1000 рублей на продукты, чтобы прожить неделю?

  • Игра

Формируем полезные и правильные привычки!

  • Свобода выбора

Приведу два способа включения детей в учебный процесс с интересом.

I.По принципу рекламы: внимание – интерес – желание – действие.

Что влияет на внимание? Доказано психологами – эмоции. Значит, надо позаботиться о возникновении положительных эмоций у детей. Вот почему необходима педагогика сотрудничества! Также может привлечь необычность тона, информации, поведение самого учителя. Все эмоции нормальны и допустимы, но не все способы выражения эмоций допустимы.

Важно правильно понять эту эмоцию, отнестись к ней не как к проблеме, а как к возможности сближения, принять чувства ребёнка:

   - Да, я вижу, что у тебя сегодня был не лучший день.

Назвать эмоцию. (Допустим, твоя ПЕЧАЛЬ…)

Сказать, как нужно справиться с эмоцией.

-Давай, она будет нам сегодня ПОМОЩНИКОМ…

Как передать информацию? Психолог Б.Г.Ананьев подчёркивал, что восприятие через зрительную систему идёт на 3-х уровнях: ощущение, восприятие, представление. Поэтому, канал передачи знаем. Осталось наладить системную работу. Провожу уроки в социгровом стиле: [1]

  • Упражнение «Руки-ноги» - для всех возрастов.

Приводит класс в состояние деловой солидарности.

  • «Смена ролей» - приём, повышающий работоспособность обучающихся.
  • «Кто меня слышит» - дисциплинарный приём.

Наиболее эффективен в работе со старшеклассниками.

На разных этапах занятия «вплетаю» в учебный процесс различные – как ожиданные, так и неожиданные – движения, перемещения и действия учащихся.

Если школьники будут обучаться в игре, то они не только многому научатся и сохранят своё здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интересное и выполнять её с желанием, то есть со стремлением к качеству.

II. Индивидуальная образовательная траектория: изменение фокуса обучения.

Шаг 1. Интересы, возможности и потребности.

- Возраст ребёнка

- Степень активности ученика: например, учитель выбирает тему и сложность заданий, а ученик определяет их количество и инструменты для работы.

- Цель образования на определённый период времени, то есть, какие базовые учебные действия (БУД) нужно активировать.

Шаг 2. Дать выбор. Чем больше форматов может предложить учитель, тем больше шансов у ученика. Если нет положительной динамики, нужно иметь возможность сменить индивидуальную траекторию.

Шаг 3. Обратная связь и саморефлексия.

Необходимо применение формирующего оценивания. Если этот механизм интегрируется в ежедневную учебную работу в классе, коммуникация учителя с учениками и связь учения с преподаванием становятся более действенными и эффективными. [3]

Шаг 4. Поиск подходящей мотивации.

Важно найти истинный интерес, который будет стимулировать учёбу.

Шаг 5. Контроль.

Учить сопоставлять результат с запланированным, разбираться в причинах неудач и успехов. Помогать вносить коррективы.

   Подытоживая написанное: нужна не «скорая помощь» в экстренных ситуациях, а постоянная «рука на пульсе». Будьте профессиональны и креативны. Ваши горящие глаза, любовь к предмету и запоминающийся внешний вид вызовут неподдельный интерес и уважение.



Использованная литература

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 224 с.: ил.

2. Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / под ред. Н. П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002. – 288 с., прил.

3. Пинская М. А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М. А. Пинская, И. М. Улановская. - 2—изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.80 – (Работаем по новым стандартам).

4. «Учись учиться». Технологии Advance в преподавании школьных предметов: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Центр образовательных технологий Advance, 2022. – с.225

5. Ягодкин Н. Энциклопедия детской мотивации. - Санкт-Петербург: Центр образовательных технологий Advance, 2022. – с. 312



5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации