Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»

0
0
Материал опубликован 30 December 2022 в группе

Свиденко И.В.
МБОУ «Школа 101 г.Донецка имени Героя Советского Союза А.А.Удодова»
«МОТИВАЦИЯ НА ОБУЧЕНИЕ: ВИДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ, МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ»

 Аннотация 

Статья посвящена изучению проблемы развития мотивации современных школьников, затрагивает вопросы дефиниции мотивации, а также особенностей построения процесса обучения и профессионального развития обучающегося через призму личностных особенностей и новообразований периода молодости. 

Автор делает вывод о том, что становление  как субъектов учебной деятельности невозможно без развития у них соответствующей мотивации. Проблема развития мотивации отнюдь не нова, но она вновь приобретает актуальность при внедрении новых стандартов обучения, основанных на системно-деятельностном, компетентностном подходах. И развитие компетенций, и необходимость делать выбор (содержание, сроки, формы и методы обучения) невозможны, если учащиеся не станут действовать в процессе обучения целенаправленно, активно и ответственно. 

Ключевые слова:  мотивация, обучающийся, новообразование, обучение, профессиональное развитие.

Abstract
The paper is devoted to the study of the problem of motivation development in modern students. The paper touches upon the definition of motivation as well as the peculiarities of student's learning process and professional development through the prism of personal peculiarities and new-formation of youth period. 
The author concludes that the formation of students as subjects of learning activities is impossible without the development of their appropriate motivation. The problem of motivation development is by no means new, but it becomes relevant again when introducing new standards of education based on system-activity, competence approach. Both competence development and the need to make choices (content, timing, forms and methods of learning) are impossible if students do not act purposefully, actively and responsibly in the learning process. 

Key words: motivation, student, new formation, learning, professional development.

ВВЕДЕНИЕ
Решение проблемы мотивации учащихся тесно связано с методами обучения и рациональным выбором с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ученика.
Профессиональная деятельность мастера производственного обучения на производстве должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося.
Особое место в жизни студентов и мастеров производственного обучения занимают учебные мотивы, система мотиваций, побуждающих студентов к учебе. Таких мотивов на самом деле много, и у каждого ученика свой мотив, но каждый мотив может быть как внутренним ("хочу"), так и внешним ("вынужденным").
Успешное обучение ребенка в школе предполагает высокую степень развития познавательной активности в сочетании с положительной мотивацией к обучению. При этом понимание под мотивами «...соотношения целей обучения с индивидуальными потребностями, интересами и представлениями о возможности их достижения», а понимание под мотивами «ориентированность на это учащихся».
К сожалению, количество детей с различными нарушениями речи неуклонно растет. Не секрет, что сейчас школьники с ограниченными возможностями здоровья учатся в общеобразовательных учреждениях. В начальной школе многие дети этой категории имеют статус TNR. Что означает это определение?
Представьте себе большой айсберг, где несовершенства произношения звуков — это маленькие намеки, которые всем видны. А под водой скрывается нечто еще более ужасающее. Такие проблемы, как восприятие фонем, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй, связная речь, нарушения чтения и письма! Они имеют еще более серьезные последствия: неуверенность в себе, замкнутость, застенчивость, снижение мотивации к учебной и практической деятельности. От этого зависит не только успешность школьного обучения, но и дальнейшая социализация детей в будущем.
Поэтому задачей школьного логопеда является не только оказание специальной помощи детям в процессе их коррекционно-развивающих занятий, но и воспитание у них самостоятельности для успешного усвоения новых знаний, навыков и умений, в том числе способностей к обучению. также. Как мотивировать воспитательную деятельность детей-дефектологов на логопедических занятиях?
   П. Я. Гальперин считал, что «...главным в воспитании является стимуляция познавательной деятельности, усиление познавательного интереса и ускорение развития». Высокая познавательная мотивация может выступать как компенсаторный фактор, компенсирующий недостаток специальных способностей или недостаток знаний, навыков, умений.
Опыт работы школ показал, что наибольшая эффективность коррекционно-развивающих занятий с учащимися достигается за счет включения традиционных и нетрадиционных форм, методов и приемов обучения.
Д. Б. Эрконин указывал на целесообразность и необходимость занятий игрой в начальной школе. «Эта игра действительно интересна тем, что влияет на формирование всех психических процессов, в том числе на формирование правильной речи».
К. Д. Усинский сказал: «... дети легче усваивают новое в процессе игры». Наблюдения подтверждают, что младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья имеют особые потребности в играх. В играх дети познают новые сферы реальности. Игры и познавательные мотивы постоянно взаимодействуют и изменяются. Новые знания начинают игру, а развитие игры требует новых знаний.

Воспитательное значение
Неотъемлемым условием успешного обучения и развития учащихся является внимание на занятиях, одна из главных забот педагогов. Без внимания нет активности мысли и действия. Это одновременно и средство, и цель воспитания. Практически все организационно-педагогические методы в первую очередь направлены на установление и поддержание внимания учащегося. На производственном обучении это проще, чем на теоретических занятиях. Причина в различии характера деятельности. Известно, что ручной труд сам по себе вызывает и поддерживает устойчивое внимание.
Приступая к обучению школьников, мастер создает программу (план). В начале учебного года он собирает информацию о своих учениках.
Мастера также проводят беседы с обучающимис для уточнения интересующих вопросов. При этом разговор не должен превращаться в допрос. Беседы могут быть индивидуальными или групповыми. При подготовке к групповой беседе мастер продумывает цель, примерные вопросы, которые нужно задать учащимся, и решает, где и когда будет проходить беседа. Мастер не делает заметок во время разговора (только после разговора).
К наиболее сильным мотивам (мотивам) учения относится интерес к предмету. Интерес и внимание идут рука об руку. Внимание ведет к отбору получаемой информации, а сам интерес порождает и поддерживает избирательное внимание в течение длительного времени (месяцы и годы). Интерес к классу или предмету не возникает без внимания, направленного на конкретную учебную деятельность.
Процесс обучения – это усвоение понятий и решение разного рода задач. Задачи бывают первичными и вторичными. Основные задачи базируются на руководящих идеях, предметных принципах, понимание которых требует постепенного накопления предварительной информации.
Существует шесть источников мотивации обучения взрослых:
-Социальные отношения;
-Ожидания со стороны;
-Удовлетворение потребностей общества;
-Социальное продвижение;
-Облегчение/ободрение;
-Познавательный интерес.
Удовлетворение, вызываемое самостоятельным мышлением учащегося, есть выражение глубочайшего и наиболее полного интереса к предмету.
Учащимся необходимо предоставить больше возможностей говорить за себя и задавать вопросы в групповых беседах, чтобы стимулировать мысли и искать истину.
Вопросы могут иметь разные свойства:
Сравните два или более явления. Например, найти сходство и различие в явлениях проводимости и сопротивления при прохождении тока.
Уточнить и объяснить взаимосвязь между уже произошедшими явлениями. Например, получается, что диаметр отверстия больше диаметра сверла, почему это случилось?
Подобные вопросы в классе стимулируют любопытство учащихся. Мастерам рекомендуется отбирать и записывать материал такого характера по каждой теме своего предмета. Чем больше он делает, тем легче вызвать любопытство и интерес учащихся, задавая вопросы проблемного характера.
Весь программный материал для теоретического обучения можно разделить на две самостоятельные части.
Материалы, полученные по строго заданным правилам:
-(неалгоритмические) элементы, неразрешимые теоретические проблемы и задачи, руководствующиеся исключительно правилами. К ним относятся обнаружение неисправностей в машинах, машинах и механизмах и определение оптимальных способов их устранения. Подобные вопросы, задания, кроме знания материала, требуют догадки, смекалки, умения самостоятельно и творчески мыслить, умения выяснять связи между следствиями и причинами и т. д.
Опыт исследований и преподавания показывает, что изначально учащимся следует ставить задачи, которые можно решить по строгим правилам. Они проще: знай, правила, и ты решишь.
По мере роста объема и уровня знаний и умений учащегося следует постепенно вводить вопросы, задания, развивающие интеллект. Они усиливают внимание учащихся, активизируют мышление, делают обучение содержательным и интересным. Потому что они создают трудности и требуют поисков и ответов.

Положительные качества личности мастера
Авторитет магистра очень важен для мотивации обучающихся.
Один из самых верных способов укрепить авторитет — постоянно стремиться к совершенствованию.
Сложный комплекс личностных качеств, знаний, навыков и умений мастера, способствующих его успеху в деле воспитания и обучения, составляет его педагогическое мастерство.
В общении со школьниками мастера вырабатывают собственный педагогический такт. Его суть состоит в том, чтобы способствовать развитию личности учащегося и устанавливать отношения, которые двигают лучшие стороны ума и характера. И это одна из самых сложных задач обучения мастерству.
Педагогический такт выражается в уважении к ученику, разумной строгости, искренности в тоне и действиях мастера, умении быстро оценить ситуацию и правильно понять мотивы действий. Он проявляется также в умении не тратить слов, когда требуется действие, никогда не прибегая к оскорбительным замечаниям, унижающим не только ученика, но и косвенно самого мастера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении, хочется отметить, что есть закономерность: мотивация ученика зависит от собственной мотивации мастера (учителя, учителя, наставника).
Практика показывает, что главными мотивирующими факторами являются энтузиазм мастера (учителя), его предметный интерес, вовлеченность в познавательный процесс, искренняя заинтересованность в личностном и профессиональном развитии студента.
Лучший способ мотивировать взрослых учащихся — увеличить количество причин для участия в учебном процессе и уменьшить количество барьеров.
Давно замечено, что хорошие уроки менее утомительны, а плохие превращаются в серую, скучную рутину, от которой остается ощущение пустоты и усталости.

Литература
 1. Учебное пособие. Методика профессионального обучения. Учебное пособие для мастеров производственного обучения и наставника на производстве. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.И. Блинова. ООО «Издательство Юрайт» , г. Москва, 2017г.
 2. Мотивация образовательной деятельности. Учебное пособие. О.А. Шляпникова. Ярославль, ЯрГУ. 2014г.
 3. Основы профессиональной педагогики. Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакцией С.Я. Батышева, С.А. Шапоринского. Москва «Высшая школа». 1977г.
 4. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. О.Ф. Федорова. Москва. Высшая школа. 1970г.
 5. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. Под редакцией И.Г. Коваленко. Минск. «Высшая школа». 1977г.




Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации