12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валиева Лилияна Аркадиевна57

Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата»

(Б.И. Додонов - советский психолог, специалист в области психологии эмоций, создатель концепции эмоциональной направленности личности).



В XXI веке все более актуальным становится вопрос развития и повышения мотивации. Современный мир буквально пронизан различными способами мотивации, которые разрабатываются коучами, т.е. тренерами успеха. Коуч-это инструктор, профессионал, который использует специальные техники в своей работе и помогает людям достигнуть большей эффективности в определенной сфере жизни: бизнесе, карьере, самопознании, физическом здоровье, межличностных отношениях, семье. Он вдохновляет, мотивирует и поддерживает ответственность своего ученика за достижение желаемых результатов. При взаимодействии личного коуча и клиента, последний четко видит свои цели жизни, и по пути к их достижению решает стоящие перед ним проблемы [2]. Развитие мотивации должно начинаться со школьной скамьи. Поскольку младший школьный возраст, по мнению большинства исследователей, является наиболее благоприятным для развития учебной мотивации. Для обучающихся своего рода «коучом» выступает учитель.

Как отмечает практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог, тимлид дошкольного направления в «Фоксфорде» Анастасия Кузнецова «В младшем школьном возрасте игра является дополнительным мотивационным подкреплением для ребёнка. Тяга к знаниям сама по себе может быть недостаточной мотивацией для некоторых детей. В таком случае геймификация в начальной школе здорово помогает привлечь детей к теме урока, представляя знания в более доступном и интересном формате».

Век современных информационных технологий позволяет учителю использовать как в урочное, так и во внеурочное время разработанные на различных образовательных интернет - платформах материалы. Применение таких технологий в разы повышает мотивацию обучающихся. Поскольку по сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе. Одной из таких форм работы является веб-квест. «Веб-квест» - особый тип поисковой деятельности, которую учащиеся смогли бы осуществлять с помощью Интернета. Слово Web (с англ.) - паутина, сеть. Слово Quest (с англ.) - исследование, поиски. Следовательно, WebQuest можно перевести с английского языка, как поиски в паутине, в сети.

Е.Г. Тарасова, описавшая методику проведения веб-квеста, отмечает, «Образовательный web-квест – (webquest) – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы» [4].

Веб-квест представляет собой продукт совместной деятельности учителя и учеников. Результатом работы с веб-квестом является публикация мини-проектов в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет), презентаций, буклетов, графиков и т.д.

А.Ф. Педченко отмечает, что «цель, как правило, носит обобщенный характер и ориентируется на образовательные стандарты, главным образом, вовлечь обучающихся в образовательный процесс, повысить мотивацию к обучению» [3].

Мною был разработан ряд веб-квестов для обучающихся начальных классов. Один из них, разработан в рамках изучения басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Целью является создание условий для знакомства с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». Данный веб-квест доступен по ссылке: https://valievaliliana706.wixsite.com/website-1. Задания веб-квестов в форме разнообразных игр, что привлекает внимание и заинтересованность детей. Разработанный материал был апробирован и проведен мной в рамках прохождения практики в общеобразовательной организации. Обучающиеся активно выполняли задания. Им было увлекательно и интересно. Так, обучающиеся, которые были не заинтересованы в получении знаний, проявили большой интерес к изучению нового материала.

Как отметила Н.Н.Ерофеева «веб-квест – это и игра, и обучение одновременно. Данная технология разнообразит процесс обучения младших школьников, делает его интересней и ярче» [1].

Повысить мотивацию к обучению также могут помочь различные образовательные интернет - платформы. Такие платформы позволяют создать упражнения и задания в виде игр. Одной из таких доступных платформ является Learning. Apps. Преимуществом его использования является разнообразие форм создания заданий. Это могут быть как игры, например, «Кто хочет стать миллионером?», «Скачки» или же задания в виде сборки пазла, классификаций и так далее. Как отмечал великий педагог В.А. Сухомлинский «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Разработанные упражнения получаются очень яркими и увлекательными. Во время выполнения заданий у обучающихся повышается мотивация благодаря тому, что материал подается в увлеченной, игровой форме. Такую форму работы я часто провожу со студентами на занятиях. Студенты выполняли задания на доступных им оборудованиях, а именно на ноутбуках и смартфонах. Такое занятие лучше всего проводить в форме викторины, где студенты могут поделиться на команды. Соответственно, будет логичным начисление баллов за быстроту решения заданий, а также их корректность. По завершению занятия, будет верным объявление результатов и награждение команд. Мотивация при такой форме работы повышается в разы. Сразу будет чувствоваться дух соперничества и вовлеченности в учебный процесс.


Библиографический список

Ерофеева Н.Н. Технология разработки и применения веб-квестов в начальной школе [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://school3prk.ucoz.ru/publ/tekhnologija_razrabotki_i_primenenija_veb_kvestov_v_nachalnoj_shkole_n_n_erofeeva/1-1-0-15 (20.12.2022)

Педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]- https://didacts.ru/termin/kouch.html

Педченко А.Ф. КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: учебно-методическое пособие/ А.Ф. Педченко, А.Н. Артемьева - НОВОСИБИРСК 2020

Тарасова Е.Г. Статья по теме [Электронный ресурс]/Е.Г.Тарасова //Мастер-класс «Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности»,–  Электрон.дан. - Режим доступа:  https://sites.google.com/site/webquestaktiv/ (25.12.2022)





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.