Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Мотивация учебной деятельности – сложный процесс, но являющийся одним из основных элементов, детерминирующих успешность обучения школьника. Учебная мотивация формируется под влиянием большого количества факторов: стиль обучения и воспитания педагогов, его личностными особенностями и спецификой отношений с учащимися; взаимодействием школьника со сверстниками; детско-родительскими отношениями; характерологическими особенностями учащегося и самой системой организации образовательного процесса.
В разные возрастные периоды мотивация к учебной деятельности может претерпевать изменения. Это связанно с возрастными особенностями учеников. Если на первой ступени обучения (в младшем школьном возрасте) ключевым для ученика является оценка его учебной деятельности учителем, то к подростковому возрасту данный фактор является менее значимым.
В своей работе хотелось бы более подробно рассмотреть особенности мотивации к обучению у учащихся подросткового возраста. Выделение и описание особенностей мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте позволит педагогу грамотно организовать образовательный процесс и подобрать мероприятия и упражнения, направленные на формирование адекватной мотивации к учебной деятельности.
Каждый ученик индивидуален, у каждого сформирована своя мотивационная составляющая обучения в школе. Поэтому выстраивая коррекционную и развивающую работу необходимо учитывать данный факт, и планировать мероприятия с учетом тех нарушений, которые выявлены у подростка.
Мотивы учебной деятельности принято делить на внутренние и внешние.
Рисунок 1 – Мотивы обучения
Для определения ведущих мотивов обучения можно воспользоваться психодиагностическим инструментарием: Методика «Диагностика учебной мотивации школьников» Н.Ц.Бадмаевой.
Далее рассмотрим каждый мотив более подробно.
Таблица 1 – Мотивы обучения и способы их коррекции и формирования
Мотив обучения и его основная характеристика | Пути коррекции, развития и формирования |
Внутренние мотивы обучения – это мотивы, непосредственно связанные с интересами, желаниями и ценностями ученика. Ученики, которые руководствуются в обучении внутренними мотивами, склонны отвечать на вопрос о мотивах обучения фразами: «мне интересно: узнавать новое, общаться с одноклассниками», «для того чтоб получить профессию, устроиться на желаемую работу» и т.д. Таким образом мотивация сформирована внутренними побуждениями и желаниями обучающегося [Лусканова Н.Г., 2003]. К внутренним мотивам можно отнести: | |
- познавательный мотив. Ученик нацелен на усвоение знаний, ему интересна предъявляемая новая информация и зачастую он стремиться применить ее на практике. Процесс усвоения знаний приносить чувство удовлетворенности подростку. Они любят анализировать, обобщать, искать нестандартные пути решения поставленной задачи. Часто познавательный мотив может проявляется в каких то определенных областях знаний, склонность к усвоению которых имеет подросток. Например, он может любить физику и быть безразличен к литературе. Таким образом ученик получает удовлетворение от самой учебно-познавательной деятельности [Додонов Б.И., 2008]. | Это положительный мотив, обеспечивающий успешность обучения. Коррекционная работа требуется в том случае, если мотив не сформирован. Пути коррекции: Взрослому (педагогу, родителю, специалисту) необходимо направить свои усилия на очерчивание круга предметных областей к которым у подростка имеются способности и задатки. В этом могут помочь профориентационные тесты, проект «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/auth, анализ успеваемости по предметам. В зависимости от результатов выстроить индивидуальный план развития, например записать на кружки, секции, факультативы по интересам. |
- Самоопределения и самосовершенствования. Ученики с данным мотивом стремятся к дальнейшему развитию, к получению новых знаний, умений, навыков. Чаще всего нацелены на конкретную профессиональную деятельность. Вся познавательная активность таких учащихся ориентирована на достижение конкретной, чаще всего профессиональной цели. Они целенаправленно изучают конкретные предметы, которые могут пригодиться им в будущем [Бадмаева Н.Ц., 2004]. | Это положительный мотив, обеспечивающий успешность обучения. Коррекционная работа требуется в том случае, если мотив не сформирован. Пути коррекции: первоначально проработать «познавательный мотив», выделить предметные области, которые могут быть интересны подростку, и к которому у него есть задатки и склонности. На основе выделенных предметных областей очертить и максимально сузить круг профессий, которые могут подходить подростку. Выработать план достижения поставленной цели (на какие предметы уделить внимания, какие экзамены сдавать, какие факультативы посещать). В этом могут помочь профориентационные тесты, проект «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/auth, анализ успеваемости по предметам. |
- мотивация достижений. Ученик ориентирован быть лучшим в классе, доказать себе и окружающим, что он способен на многое. Таким образом, учащийся зарабатывает авторитет и уважение как в своих глазах так и глазах окружающих (одноклассников, учителей, родителей). Подросток как бы доказывает, что способен на многое, зачастую подсознательно желая, чтоб ему позавидовали или похвалили. Такую мотивацию, в плане усвоения знаний и достижения успехов в будущем, в т.ч. и в работе, карьере можно расценивать, как положительную. Но нельзя оставить без внимания, тот факт, что ярко-выраженная мотивация «достижения успеха» часто формируется на фоне низкой самооценки или комплекса неполноценности. Когда подросток старается прикрыть свои недостатки, проблемы завоеванным авторитетом в социуме [Реан А.А., 2010]. | Это амбивалентный мотив. Взрослому (педагогу, родителю, специалисту) необходимо направить свое внимание на работу с самооценкой и выявление комплекса неполноценности. При обнаружении проблем в этих направлениях, подобрать мероприятия по формированию адекватной самооценки и в зависимости от того чем вызван комплекс неполноценности составить индивидуальную программу развития. |
- мотив социального одобрения. Основывается, на стремлении учащегося получить одобрение, похвалу от окружающих. Такой мотив, так же как и предыдущий, может быть сформирован в результате низкой самооценки подростка. Только в отличии от предыдущего мотива, низкая самооценка ребенка, сформирована проблемами во взаимоотношениях с родителями. Другими словами, подросток недополучил тепла и в внимания со стороны родителей. И теперь нехватку заботы пытается компенсировать, заметим конструктивным способом, через одобрение и поощрение окружающих «меня заметили, меня приняли, я нужен». Не всегда такие учащиеся делают успехи непосредственно в учебной деятельности, это могут быть и факультативные, дополнительные занятия. Например, творческие способности ребенка. Мотив социального одобрения может быть направлен на родителей, одноклассников и педагогов по отдельности, либо вкупе. | Это амбивалентный мотив. Взрослому (педагогу, родителю, специалисту) необходимо направить свое внимание на работу с самооценкой. Акцент в данном случает следует сделать на коррекции детско-родительских отношениях. Консультирование родителей о стилях семейного воспитания и их влиянии на формирование акцентуаций характера у подростков. Проигрывание ситуаций и стиля реагирования родителей на них. Объяснение родителям о необходимости поддержи, проявления любви и заботы к нему. В этом может помочь мной разработанная и ранее опубликованная программа «Погода в доме»: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_pogoda_v_dome_102805.html. Либо любая другая аналогичная. |
- осознание социальной необходимости. Стремление ученика получать новые знания, связанно с пониманием того, что приобретаемая и усеваемая информация, будет необходима при планировании и достижении заданных жизненных, том числе и профессиональных целей. Другими словами, ученик осознает, что качество полученного образования может повлиять на профессиональное будущее. Таким образом, для ученика становится значим, не столь процесс образования, как его результат [Додонов Б.И., 2008]. | Это положительный мотив, обеспечивающий успешность обучения. Коррекционная работа требуется в том случае, если мотив не сформирован. Пути коррекции: первоначально проработать «познавательный мотив», выделить предметные области, которые могут быть интересны подростку, и к которому у него есть задатки и склонности. На основе выделенных предметных областей очертить и максимально сузить круг профессий, которые могут подходить подростку. Выработать план достижения поставленной цели (на какие предметы уделить внимания, какие экзамены сдавать, какие факультативы посещать). В этом могут помочь профориентационные тесты, проект «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/auth, анализ успеваемости по предметам. |
- Мотив аффиляции (общения). При доминировании данного мотива подростки посещают образовательное учреждение с целью удовлетворения потребности в общении и принадлежности, им нравиться сам процесс коммуникации. Они стараются установить и поддержать процесс общения с другими людьми. Такие ученики спокойно чувствуют себя в школе, но чаще всего безразличны к самому процессу обучения. [Бадмаева Н.Ц., 2004]. | Это амбивалентный мотив. Благоприятным считается, когда данный мотив является дополнением, например, к познавательному мотиву или мотиву социального одобрения. В такие случаи, и психоэмоциональное состояние подростка в норме, и учебная деятельность на хорошем уровне. Если же он является доминирующим, то о высоких результатах обучения говорить не приходиться. При явном доминировании данного мотива необходимо направить работу на формирование целеполагания и путей достижения целей. В этом случае могут помочь такие упражнения как «Лестница жизненных планов» (приложение 1) или «События моей жизни» (приложение 2). Так же можно воспользоваться любой программой по повышению мотивации к обучению, например: Раднёнок Н.В. Программа «Повышение учебной мотивации у подростков» https://cloud.mail.ru/public/Rb6h/xcvGk5eep |
- Внеучебная школьная мотивация. Учебная деятельность таких учеников привлекает внеурочными сторонами, например, участие в концертах и выставках. Часто такие ученики удовлетворяют свое желание творческого самовыражения, но безразлично относятся к учебной деятельности. | Это амбивалентный мотив В случаи грамотного профессионального ориентирования, такие учащиеся выбирают профессию, связанную в большей степени с творческими, а не умственными способностями, и вполне благополучно выстраивают свое профессиональное будущее. Таким образом, основная задача специалиста (педагога, родителя) – четкая и грамотная профессиональная ориентация. Необходимо максимально сузить круг профессий, которые могут подходить подростку. Выработать план достижения поставленной цели (на какие предметы уделить внимания, какие экзамены сдавать, какие факультативы посещать, в какой техникум (ВУЗ) поступать). В этом могут помочь профориентационные тесты, проект «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/auth, анализ успеваемости по предметам. |
Внешние мотивы обучения – это мотивы, навязанные окружающей обстановкой. Ученики, которые руководствуются в обучении внешними мотивами, склонны отвечать на вопрос о мотивах обучения фразами: «потому, что требуют учителя, родители», «потому что, так принято в обществе», «потому что меня накажут, если я не стану этого делать» и т.д. Так же это мотивы, связанные с внешней атрибутикой «это красиво, престижно». Таким образом, ученик с внешней учебной мотивации зачастую не осознает значимость своего обучения, не понимает для чего и с какой целью он учиться [Лусканова Н.Г., 2003]. К внешним мотивам можно отнести: | |
- боязнь наказания или избегание неудачи. Ученик ориентирован, избегать неодобряемых оценок, так как присутствует страх наказания со стороны окружающих. Таким образом, ученик не стремиться к получению знаний, для него важно получить тот результат, за который не последует наказание. Такой ученик не задумывается о том, каким образом получен результат, главное цель. Поэтому достижение поставленной цели может носить не конструктивный характер, через ложь и обман. Часто такой мотив формируется у детей, к которым применяют авторитарный стиль обучения и воспитания. Сформироваться данный мотив может как по отношению к родителям, так и по отношению к педагогам, в зависимости от того, кто прибегает к данному стилю воспитания [Реан А.А., 2010]. | Отрицательный мотив. Акцент в данном случает следует сделать на коррекции детско-родительских отношениях. Консультирование родителей о стилях семейного воспитания и их влиянии на формирование акцентуаций характера у подростков. Проигрывание ситуаций и стиля реагирования родителей на них. Объяснение родителям о необходимости поддержи, проявления помощи, одобрения со стороны родителей даже за маленький прогресс со стороны ребенка (подростка). Например, смотри, несмотря на то, что в очередной раз ты диктант написал на неудовлетворительную отметку у тебя в этот раз ошибок значительно меньше, вполне возможно, что если постараешься, то в следующий раз отметка будет выше. В этом может помочь мной разработанная и ранее опубликованная программа «Погода в доме»: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_pogoda_v_dome_102805.html. Либо любая другая аналогичная. Если же проблема авторитарности со стороны педагога, то необходимо аналогичную работу проводить с пед.коллективом. При необходимости реализовывать групповые тренинги с проигрыванием и обсуждением реакций в той или иной ситуации. |
- мотив вознаграждения. Ученик ориентирован на положительный результат в обучении так как за успешное обучение полагается какое-либо вознаграждения. Наиболее часто встречающаяся форма – это материальное вознаграждение. Такие ученики ориентированы на положительные отметки, но не на качество усваиваемой информации. Могут прибегать к различным хитростям и уловкам для достижения поставленной цели [Додонов Б.И., 2008]. | Это амбивалентный мотив При явном доминировании данного мотива необходимо направить работу на формирование целеполагания и путей достижения целей. Необходимо довести до осознания школьника, что обучение в первую очередь необходимо ему, а не родителям. В этом случае могут помочь такие упражнения как «Лестница жизненных планов» (приложение 1) или «События моей жизни» (приложение 2). Так же можно воспользоваться любой программой по повышению мотивации к обучению, например: Раднёнок Н.В. Программа «Повышение учебной мотивации у подростков» https://cloud.mail.ru/public/Rb6h/xcvGk5eep Второе направление работы – это детско-родительские отношения. |
- соответствия референтной группе. Чаще всего это ученики с конформными установками, легко подающиеся мнению окружающих. Ученики стремятся быть похожими, не отличаться от значимой для него группы людей. В зависимости от ситуации, это группа может быть многочисленной, достигая до 10-12 человек, и малочисленной от 1 до 3 значимых лица для подростка. В таком случаи, ученик стремиться учиться и поступать так же как и группа. Исход ситуации зависит от того, в какую группу попал ребенок, и кто является для него авторитетом. Ели авторитетные лица имеют высокие показатели в учебе, то и ученик стремиться быть успешным в учебе. Если же это группа, характеризующаяся девиантным поведением, то и подросток склонен подражать им и не стремится к положительным результатам. Влияние группы на индивида, можно так же расценивать как давление и принуждение к определенному стереотипу поведения [Додонов Б.И., 2008]. | Это амбивалентный мотив Основная работа специалиста – это ориентация ребенка на положительное окружение. Для этого необходимо показать где и с кем он может добиться признания и успеха. Можно порекомендовать кружок (секцию) где подросток может показать хорошие результаты и его результаты будут оценены по достоинству, как педагогами, так и сверстниками, которые в дальнейшем войдут в круг его друзей. |
- престижность учебы в семье и школе. Показывает, какую ценность обладает успешность обучения в семье и в школе. В семьях, где успешное обучение является ценностью чаще всего требуют и от детей такого же отношения к учебной деятельности «В семье интеллигентов, не может быть дворников, а если и дворник, то с высшим образованием». Ценность достойного образования формируется с самого детства, и нередко передается от поколения к поколению. В классном (учебной) же коллективе, так же может сформироваться общий тон отношения к обучению. Другими словами, вся группа стремится иметь высокие результаты в учебе или нет. И как относится к тем, кто выделяется из общего состава. Практика показывает, что существуют группы, где принято и престижно учиться посредственно, а те кто показывает высокие результаты в учебе становятся одиночками – «ботаниками». Так же встречаются коллективы, где наоборот ученики стараются иметь высокие результаты и с неким неодобрением смотрят в стороны «отстающего». Таким образом, чтобы не отличаться от сверстников подросток выбирает самый легкий способ «быть как все». | Это положительный мотив, обеспечивающий успешность обучения. Коррекционная работа требуется в том случае, если мотив не сформирован. Пути коррекции: Необходимо проводить классные часы, занятия, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителей о престижности обучения, о значимости обучения в обществе и в судьбе каждого из нас. |
Таким, образом можно сделать вывод, что проводя профилактическую или коррекционную работу с подростком, направленную на повышение уровня мотивации к обучению, как родителями так и педагогами образовательного учреждения, необходимо делать акцент на значимости обучения в жизни подростка. Наглядно демонстрировать, где и при каких условиях полученные знания в образовательном учреждении могут пригодиться ученику в будущем. С целью наглядной иллюстрации необходимо составить значимые цели в жизни. При этом цели, должны отличаться конкретикой, не просто «хочу хорошо жить» или «хочу иметь престижную профессию», а конкретно какую профессию, где можно будет работать по выбранной должности, объективно оценить какое материальное обеспечение позволит выбранная профессия сформировать. Далее уже на основе конкретных целей, составить конкретный план достижения поставленной цели.
Не желательно мотивируя подростка прибегать к угрозам или шантажу. Это может привести к чувству негативизма т.е. подросток, в силу возрастных новообразований, начнет предъявлять протест требованиям взрослых (учителей и педагогов), демонстрируя свою взрослость, поступать в оппозиции точки зрения наставника. У тревожно-мнительных подростков, внешняя мотивации спровоцирует боязнь совершить поступок не одобряемый родителями и учителями. Подросток, боясь неудачи и последующего наказания, будет всеми силами стараться достигнуть положительных оценок, но при этом для него будет совершенно не важно какими способами он достиг полученного результата. За этим последует обман и ложь, выражающаяся либо в сокрытии истинных оценок, либо получения положительных оценок не путем усвоения знаний, а заимствовании работ у учеников, т.е. списывание и т.д.
Анализируя внешнюю и внутреннюю мотивацию учащихся, можно придти к выводу, что внутренняя мотивация более эффективна с точки зрения усвоения учебной программы и внутренней удовлетворенности школьника. Учащийся руководствующийся внешними мотивами обучения в большей степени склонен оценивать процесс обучения с негативной стороны, он зачастую испытывает чувство тревоги в образовательном учреждении как в непосредственно в процессе усвоения знаний, т.е. в момент проверки знаний, так и в моменты непосредственного взаимодействия с учителями и одноклассниками. Психоэмоциональное состояние таких учеников характеризуется чувством беспокойства, депрессии, неудовлетворенности и нервно-психической напряженности.
Таким образом, выстраивая работу с подростком необходимо учитывать все выше изложенные факторы и подходить к подбору мероприятий для каждого школьники индивидуально с учетом тех ведущих мотивов, которые у него сформировались.
Список использованных источников
1. Додонов Б.И.. Структура и динамика мотивов деятельности //Вопросы психологии, 2008, №4
2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
3. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении – М., 2003
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 2003.
5. Раднёнок Н.В. Программа «Повышение учебной мотивации у подростков» https://cloud.mail.ru/public/Rb6h/xcvGk5eep
6. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: уч.пособие - СПб: 2010, 224 с.
7. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 480 с.
8. Чазова Е.М. Программа «Погода в доме»: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_pogoda_v_dome_102805.html
Приложение 2