Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения.
Что такое учебная мотивация? Формирование мотивации в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов.
Каждый учитель хочет. Чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, к сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что дети не хотят учиться , порой не понимают, для чего именно им это нужно. Так происходит потому, что у ученика не сформирована потребность в знаниях, нет интереса – нет мотивации.
А.Н. Леонтьев определяет мотивацию как «опредмеченную потребность», внутренний мотив, который входит в структуру самой деятельности. В школьном возрасте основным видом деятельности является учебная деятельность. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, которая включает в себя:
- познавательные потребности;
- цели;
-интересы;
-стремления;
- мотивационные установки.
Эти составляющие и образуют учебную мотивацию.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны и внутренне приняты им, то есть имели ценность для самого учащегося.
Выделяют 5 уровней учебной мотивации:
Высокий уровень. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все требования школы. Эти ученики добросовестны, ответственны.
Хорошая школьная мотивация. Эти ученики успешно справляются с учебной деятельностью
Положительное отношение к школе, но школа их привлекает не учебной, а внеурочной деятельностью.
Низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, на уроках отвлекаются, испытывают затруднения в учебной деятельности.
Негативное отношение к школе. Дети не справляются с учебной деятельностью. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Они могут проявлять агрессию, у них часто наблюдаются нервно-психические нарушения.
Все мотивы можно условно разделить на группы:
Познавательные мотивы. Связаны с содержанием познавательной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками.
Социальные мотивы. Связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми.
Внутренние мотивы. Интерес к процессу деятельности, его результату, стремление к саморазвитию и т.д.
Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности.
Для повышения уровня мотивации школьников необходимо проводить систематическую диагностическую работу, которая позволяет выявить ведущие мотивационные установки обучающихся, совершенствовать образовательную деятельность и достигать более высоких результатов обучения и воспитания.
Одним из действительно работающих способов формирования внутренней мотивации учащихся является использование на уроках формирующего оценивания, так как именно оно позволяет сосредоточиться прежде всего на развитии учащегося, то есть на сравнении его успехов с прежними достижениями, нацелено на определение индивидуальных достижений учащегося. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимися элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание обеспечивает максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату, формирование оценочной самостоятельности учащихся , формирование адекватной самооценки.
Отрочество это особый период в жизни человека и характеризуется он повышенным вниманием ребенка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Если у большинства младших школьников ещё фактически нет особого, независимого от мнения взрослых людей отношения к себе отличается психологическим многоцветием: ребенок знает отчасти правильно, может оценивать себя как с положительной, так и с отрицательной стороны, видя свои достоинства и недостатки. Такое отношение, помимо прочего, противоречиво. Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как вполне достойно, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны - как личность, обладающую личными реальными недостатками, от которых необходимо избавляться.
Существенное отличие подростков от младших школьников можно усмотреть в особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. От младших школьников подростков отличает также переход от игровых к реальным социальным ролям.
Учебная мотивация является одной из значимых мотиваций этого возрастного периода. Учебная мотивация - частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Согласно исследованиям, учебная деятельность школьников побуждается иерархией мотивов, в которой основными могут быть внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и её выполнением, или социальные мотивы, связанные с потребностью ребёнка занять определённую позицию в системе общественных отношений.
Поэтому так важно, если не увеличить, то хотя бы сохранить учебную мотивацию учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Снизить количество неуспевающих учеников. Для этого необходима каждодневная работа не только классного руководителя, но и учителей предметников, и администрации. Ведь от количества успевающих учеников зависит престиж школы, зависит ее наполняемость.