Мотивируем ребенка на занятиях звукопроизношением
Мотивируем ребенка на занятиях звукопроизношением
Коррекция звукопроизношения на логопедических занятиях – процесс, состоящий из нескольких этапов. Не все эти этапы одинаково интересны для детей. Автоматизация звука в словах и текстах проходит, как праздник: мы называем с ребенком картинки, загадываем загадки, читаем интересные стихи. К сожалению, едва поставленный звук нельзя сразу закреплять в словах. Его необходимо отработать в более коротких единицах – слогах. А у слогов нет значения, их не изобразишь на картинке, да и набор слогов с определенным звуком невелик. Вместе с тем, именно на этом этапе от ребенка требуется многократное проговаривание [1]. Как мотивировать ребенка подолгу повторять «скучные» слоги?
На помощь приходит визуализация достижений, которая позволяет ребенку буквально увидеть, как он постепенно преодолевает трудности. На листе бумаги в клеточку рисуем квадрат 3х3, разлиновываем его так, чтобы внутри получилось 9 клеток.
- Сейчас мы с тобой построим домик для слога РА. Ты произноси слог, если получится хорошо, я поставлю в клеточке точку. Как только все клетки будут заполнены – дом готов! Тогда я дам тебе карандаш, и ты нарисуешь домику крышу.
Этот прием хорошо работает, т.к. использует силу положительного подкрепления. Каждый раз, когда ребенок добивается вибрации языка при произнесении «РА», его успех немедленно отражается на бумаге. Постепенно растущее количество точек означает, что приближается минутка отдыха – ребенку дадут карандаш и он нарисует крышу или крылечко.
Положительное подкрепление – это закон тренировки, описанный в работах психологов-бихевиористов [2]. Как пишет биолог-бихевиорист Карен Прайор [3], «подкрепление – это событие, которое происходит во время или сразу по завершении желательного поведения и повышает вероятность повторения подобного поведения в будущем». Иными словами, как только мы добились от ребенка желательного поведения (звук произнесен правильно), мы сразу подкрепляем это. Да, всего лишь точкой, но этого стимула достаточно, чтобы ребенок снова постарался произнести слог красиво. Многих детей настолько увлекает этот процесс «строительства», что они просят изображать более сложные объекты, чем домики из 9 клеток: зАмки, дороги. Это увеличивает число клеток на рисунке и, соответственно, число повторений слога.
Описанный прием позволяет постепенно «отшлифовывать» навык. На первоначальном этапе мы можем подкреплять любое произнесение слога «РА», при котором есть хоть какая-то вибрация языка. В дальнейшем подкрепляем только те случаи, когда слог произнесен естественно, без чрезмерно раскатистого Р. Если ребенок уже научился произносить слог приемлемо и вдруг произнес безукоризненно – можно дополнительно поощрить его, нарисовав особенно большую точку в клеточке. Многих это вдохновляет произносить звук все лучше и лучше.
Прием основан на базовом законе психологии. Поэтому его можно адаптировать для самых разных тренировок, требующих от ученика многократного воспроизведения действий и постепенного доведения навыка до совершенства.
Литература
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998.
2. Скиннер Б. Поведение организмов. М., 2016.
3. Прайор К. Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя.