Публикация «Моя диалектика»
МОЯ ДИАЛЕКТИКА
Современное образование, как мы можем наблюдать, находится в критическом состоянии. Но, если вспомнить основные законы диалектики, не стоит предаваться пессимизму, ведь, следуя закону единства и борьбы противоположностей, появившиеся противоречия обусловлены самим ходом развития окружающего нас мира.
Гаджеты, девайсы, мировая паутина ИНТЕРНЕТ стали неотъемлемой частью нашей жизни. Новые информационные технологии стремительно входят в образовательное пространство, система образования же оказывается не готовой к такому «напору». Разрешение данного противоречия подсказывает нам диалектика: найти компромисс «борющихся» сторон, адаптировать их друг в друга. Что может сделать учитель в данной ситуации? Безусловно, повышать собственную информационную компетентность: знакомиться с образовательными web-ресурсами и изучать их, использовать в педагогической практике советы коллег, творчески перерабатывая их. Не отрицая базовых основ дидактики, педагог должен изучать новые образовательные технологии, методы и приёмы обучения. Грамотное сочетание традиций и инноваций – залог успешной педагогической практики.
В течение нескольких последних лет я изучаю и применяю мобильное обучение (m-learning), в основе которого лежит qr-технология. Информация, ссылки на сайты передаются обучающимся с помощью qr-кода. WEB-ресурсы представлены в презентации:
Если нажмёте на данную кнопку, вы увидите небольшой фильм, сделанный на платформе ANIMAKER, где я постаралась кратко рассказать о значении WEB-ресурсов в практике педагога. | |
Некоторые изображения на последующих слайдах имеют гиперссылку на перечисленные платформы. | |
(Более подробно мой опыт описан в публикации «QR-код как интерактивное средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» и размещён в Архангельском областном банке педагогической информации: http://kbase.onedu.ru/browse/detail.php?DOC=161025 )
На данных платформах я не только готовлю дидактический материал для уроков и внеурочной деятельности, но и стараюсь расширить познавательную сферу обучающихся, включая в задания вопросы, не имеющие однозначного ответа, или требующие совершенно новых, не имеющих аналога путей решения той или иной образовательной задачи.
По понедельникам у нас традиционно 20 минут интересных вопросов и ответов из любой области окружающего мира, где ребята определяют, что хотелось бы им узнать вне школьной программы. На основе их интересов я готовлю на платформе OURBOOX (о ней я рассказывала в публикации
https://урок.рф/library/platforma_ourboox_kak_odin_iz_instrumentov_priobshe_090358.html )
занимательный материал (интересные факты, видео, он-лайн игры) с обязательной обратной связью. Например,
https://www.ourboox.com/books/дело-в-шляпе/
https://www.ourboox.com/books/удивительные-бабочки/
https://www.ourboox.com/books/почему-пингвины-не-летают/
https://www.ourboox.com/books/удивительный-жираф/
https://www.ourboox.com/books/пылесос/
https://www.ourboox.com/books/у-меня-смартфон/
https://www.ourboox.com/books/кожа-человека-интересные-факты/
Таких книг создано много на самые разнообразные темы, и дети всегда ждут понедельника.
Иногда мы устраиваем день удивительных насекомых (задания по русскому языку и математикой связаны с насекомыми), день современной техники, неделю коллекционеров и т.п.
Стоит заметить, я строго придерживаюсь традиционных методов и приёмов преподавания (как говорится, мел и тряпку никто не отменял), но признаю необходимость применения новых техник, таких как фишбоун, кроссенс, лэпбук, проектные задачи.
На сайте УРОК.РФ я делилась своим опытом:
https://урок.рф/library/proektnaya_zadacha_dachnij_uchastok_180255.html (кроссенс)
https://урок.рф/library/proektnaya_zadacha_osennij_zhurnal_152325.html (проектная задача)
https://урок.рф/library/urok_gde_zhivut_sloni_185551.html (фишбоун)
https://урок.рф/library/lepbuk_blokada_leningrada_130629.html (лэпбук)
Разрабатываю и свои авторские приёмы:
https://урок.рф/library/priyom_raboti_s_informatciej_treugolnik_132650.html
Дети с 1 класса зарегистрированы на платформах Учи.ру, Яндекс.Учебник, ЭКОкласс, Фоксфорд, где принимают активное участие в олимпиадах, выполняют различные задания по индивидуальному образовательному маршруту.Вернусь к законам диалектики. Как известно, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений определяет механизм развития. Единство изменений обусловлено таким понятием, как «мера». Здесь нельзя не вспомнить высказывание, приписываемое Платону: «Мера – середина между избытком и недостатком». В педагогической практике я стараюсь придерживаться этого принципа. Мне важно видеть результаты своего труда: «скачки» в развитии своих учеников, их маленькие и большие победы. Системно-деятельностный подход, синтез мобильного обучения, новых технологий и традиционных методов обучения обеспечивают, как мне кажется, наиболее оптимальные пути расширения и углубления образовательного поля.
Чем определить связь инноваций и традиций? Закон отрицания отрицания определяет направленность развития, выражает их преемственность. Думаю, качественные положительные изменения в системе и содержании образования, безусловно, наступят. Пока есть учителя, которые бережно хранят традиции и вносят новаторские идеи (искренняя благодарность коллегам-профессионалам!!!), смотрю на наше будущее с оптимизмом.
Использованные источники:
старая потрёпанная тетрадь по философии студентки ПГУ им. М.В.Ломоносова Черепанцевой Л.Ю.
Материал для дидактических карточек и электронных книг взят из сети ИНТЕРНЕТ и энциклопедий. Составление заданий и оформление авторское.
Трефилова Раиса Поликарповна
Черепанцева Людмила Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Черепанцева Людмила Юрьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Черепанцева Людмила Юрьевна