12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черепанцева Людмила Юрьевна5534
Учу и учусь
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

МОЯ ДИАЛЕКТИКА

     Современное образование, как мы можем наблюдать, находится в критическом состоянии. Но, если вспомнить основные законы диалектики, не стоит предаваться пессимизму, ведь, следуя закону единства и борьбы противоположностей, появившиеся противоречия обусловлены самим ходом развития окружающего нас мира.

     Гаджеты, девайсы, мировая паутина ИНТЕРНЕТ стали неотъемлемой частью нашей жизни. Новые информационные технологии стремительно входят в образовательное пространство, система образования же оказывается не готовой к такому «напору». Разрешение данного противоречия подсказывает нам диалектика: найти компромисс «борющихся» сторон, адаптировать их друг в друга. Что может сделать учитель в данной ситуации? Безусловно, повышать собственную информационную компетентность: знакомиться с образовательными web-ресурсами и изучать их, использовать в педагогической практике советы коллег, творчески перерабатывая их. Не отрицая базовых основ дидактики, педагог должен изучать новые образовательные технологии, методы и приёмы обучения. Грамотное сочетание традиций и инноваций – залог успешной педагогической практики.

     В течение нескольких последних лет я изучаю и применяю мобильное обучение (m-learning), в основе которого лежит qr-технология. Информация, ссылки на сайты передаются обучающимся с помощью qr-кода. WEB-ресурсы представлены в презентации:


web-сервисы
PPTX / 5.25 Мб

  t1581012659aa.gif Если нажмёте на данную кнопку, вы увидите небольшой фильм, сделанный на платформе ANIMAKER, где я постаралась кратко рассказать о значении WEB-ресурсов в практике педагога.


t1581012659ab.jpg

Некоторые изображения на последующих слайдах имеют гиперссылку на перечисленные платформы.


t1581012659ac.jpg


t1581012659ad.jpg


t1581012659ae.jpg


t1581012659af.jpg


t1581012659ag.jpg

t1581012659ah.jpg


t1581012659ai.jpg

(Более подробно мой опыт описан в публикации «QR-код как интерактивное средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» и размещён в Архангельском областном банке педагогической информации: http://kbase.onedu.ru/browse/detail.php?DOC=161025 )

     На данных платформах я не только готовлю дидактический материал для уроков и внеурочной деятельности, но и стараюсь расширить познавательную сферу обучающихся, включая в задания вопросы, не имеющие однозначного ответа, или требующие совершенно новых, не имеющих аналога путей решения той или иной образовательной задачи.
     По понедельникам у нас традиционно 20 минут интересных вопросов и ответов из любой области окружающего мира, где ребята определяют, что хотелось бы им узнать вне школьной программы. На основе их интересов я готовлю на платформе OURBOOX (о ней я рассказывала в публикации

https://урок.рф/library/platforma_ourboox_kak_odin_iz_instrumentov_priobshe_090358.html )

занимательный материал (интересные факты, видео, он-лайн игры) с обязательной обратной связью. Например,

https://www.ourboox.com/books/дело-в-шляпе/

https://www.ourboox.com/books/удивительные-бабочки/

https://www.ourboox.com/books/почему-пингвины-не-летают/

https://www.ourboox.com/books/удивительный-жираф/

https://www.ourboox.com/books/пылесос/

https://www.ourboox.com/books/у-меня-смартфон/

https://www.ourboox.com/books/кожа-человека-интересные-факты/

    Таких книг создано много на самые разнообразные темы, и дети всегда ждут понедельника.

     Иногда мы устраиваем день удивительных насекомых (задания по русскому языку и математикой связаны с насекомыми), день современной техники, неделю коллекционеров и т.п.

t1581012659aj.jpg

t1581012659ak.jpg

t1581012659al.jpg

    Стоит заметить, я строго придерживаюсь традиционных методов и приёмов преподавания (как говорится, мел и тряпку никто не отменял), но признаю необходимость применения новых техник, таких как фишбоун, кроссенс, лэпбук, проектные задачи.

      На сайте УРОК.РФ я делилась своим опытом:

https://урок.рф/library/proektnaya_zadacha_dachnij_uchastok_180255.html (кроссенс)

https://урок.рф/library/proektnaya_zadacha_osennij_zhurnal_152325.html (проектная задача)
https://урок.рф/library/urok_gde_zhivut_sloni_185551.html (фишбоун)

https://урок.рф/library/lepbuk_blokada_leningrada_130629.html (лэпбук)

     Разрабатываю и свои авторские приёмы:

https://урок.рф/library/priyom_raboti_s_informatciej_treugolnik_132650.html

     Дети с 1 класса зарегистрированы на платформах Учи.ру, Яндекс.Учебник, ЭКОкласс, Фоксфорд, где принимают активное участие в олимпиадах, выполняют различные задания по индивидуальному образовательному маршруту.

    Вернусь к законам диалектики. Как известно, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений определяет механизм развития. Единство изменений обусловлено таким понятием, как «мера». Здесь нельзя не вспомнить высказывание, приписываемое Платону: «Мера – середина между избытком и недостатком». В педагогической практике я стараюсь придерживаться этого принципа. Мне важно видеть результаты своего труда: «скачки» в развитии своих учеников, их маленькие и большие победы. Системно-деятельностный подход, синтез мобильного обучения, новых технологий и традиционных методов обучения обеспечивают, как мне кажется, наиболее оптимальные пути расширения и углубления образовательного поля.

      Чем определить связь инноваций и традиций? Закон отрицания отрицания определяет направленность развития, выражает их преемственность. Думаю, качественные положительные изменения в системе и содержании образования, безусловно, наступят. Пока есть учителя, которые бережно хранят традиции и вносят новаторские идеи (искренняя благодарность коллегам-профессионалам!!!), смотрю на наше будущее с оптимизмом.

Использованные источники:
старая потрёпанная тетрадь по философии студентки ПГУ им. М.В.Ломоносова Черепанцевой Л.Ю.

Материал для дидактических карточек и электронных книг взят из сети ИНТЕРНЕТ и энциклопедий. Составление заданий и оформление авторское.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Трефилова Раиса Поликарповна, 06.02.20 в 21:36 1Ответить Пожаловаться
Замечательно! Спасибо за представление Вашего опыта работы!
Черепанцева Людмила Юрьевна, 06.02.20 в 21:43 3Ответить Пожаловаться
Спасибо. Надеюсь, мой опыт будет полезен коллегам.
Трефилова Раиса Поликарповна, 06.02.20 в 22:58 1Ответить Пожаловаться
Думаю, творчески работающие педагоги непременно обратят внимание на Вашу статью!
Пролубщикова Наталья Владимировна, 07.02.20 в 08:53 1Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, познакомившись с Вашей публикацией, я убедилась в том, что я, как педагог, иду в правильном направлении! Спасибо!!!
Черепанцева Людмила Юрьевна, 07.02.20 в 15:28 2Ответить Пожаловаться
НУ...Я не вождь - направление не указываю))) Так...стараюсь смотреть с оптимизмом в будущее))) У Вас,правда, есть чему поучиться: некоторые материалы очень интересные. Спасибо Вам!
Спицына Любовь Ивановна, 09.02.20 в 07:00 1Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, благодарю за озвученный Вами принцип единства и борьбы противоположностей и его проявление в учительском творчестве.
Черепанцева Людмила Юрьевна, 09.02.20 в 10:08 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Любовь Ивановна, за внимание к моим "размышлизмам")
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.