12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Черепанцева Людмила Юрьевна3211
Книги, дети, машина, русский рок. Победитель приоритетного национального проекта "Образование", 2016
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Проектная задача «Детский журнал»

Паспорт проектной задачи

Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология) проектная одновозрастная задача.

Место проектной задачи в образовательном процессе

Конец 1 четверти во 2 классе после изучения тем «Однокоренные слова» (по русскому языку), «Периметр» (по математике), рекомендуемое время проведения – до 4-х уроков.

Дидактические цели

Комплексное использование освоенных языковых, математических и технологических умений в нестандартных условиях модельной ситуации.

Формирования умения критически относиться к произведённым действиям.

Отработка навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные

Умение находить периметр прямоугольника по заданным величинам.

Умение читать технологическую карту изготовления поделки.

Умение орфографически верно восстанавливать пропуски букв в словах.

Умение дополнять и корректировать текст в соответствии с задачей.

Метапредметные

1. Умения распределения заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействия и взаимопомощи в ходе решения задачи, взаимоконтроля;

2. Умение находить, анализировать информацию и выделять главное, обобщать полученные знания;

3. Умение планировать и регулировать работу;

4. Умение объективно оценивать себя.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация навыков усвоения предметного материала.

Умение применить предметные навыки в нестандартных ситуациях.

Умение обобщить полученную информацию и создать конечный «продукт» - журнал.

Критерии оценивания

Правильность выполнения предметных заданий

Оптимальность «наполнения» журнала.

Продуктивность взаимодействия учащихся.

Образовательные ресурсы

Репродукции картин русских художников, дидактический материал, листы А4,цветные карандаши, фломастеры, краски ,клей, смартфон.

Замысел проектной задачи

    Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске журнала, посвящённого осени.

  Проектная задача состоит из семи заданий, выполнение которых возможно в любой последовательности. Класс делится на малые группы (4-5 чел.), каждая из которых независимо от других участвует в разработке своего проекта журнала.

   Результат, который должны получить дети: журнал, состоящий из 5-6 страниц.

Для выполнения учебной задачи рекомендуется выделить до четырёх уроков учебного времени (1 учебный день).

Задание №1

Обучающимся необходимо выбрать название журнала и определить соответствующие рубрики.

Результат выполнения задания – обложка журнала.

Задание №2

Перевод практической задачи в учебную: применить умения вычислять периметр по заданным сторонам.

Результат выполнения задания – рамки для заметок.

Задание №3

Проанализировать и распределить по группам пословицы и приметы, относящиеся к осени.

Результат выполнения задания – материал для рубрики.

Задание №4

Выбрать из представленных репродукций картин известных русских художников ту, которая бы соответствовала содержанию журнала, С помощью QR кода найти информацию о картине.

Результат выполнения задания – материал для рубрики.

Задание №5

Выбрать из представленного материала стихотворения на соответствующую тему и восстановить слова исходя из общего смысла предложения.

Результат выполнения задания – материал для рубрики.

Задание №6

Ученикам необходимо определить последовательность выполнения изделия, сформулировать этапы работы в виде записи отдельных действий. Предоставить изделие.

Результат выполнения задания – запись предложений (примерное содержание):

Подготовь;

Отмерь;

Проведи линии;

Отрежь;

Соедини.

Изделие «Осенний ковёр»

Задание №7

Восстановить заметки на основе знаний орфографических норм русского языка и знаний структуры однокоренных слов. Учащиеся должны продемонстрировать навыки орфографически верного написания слов и дополнить заметку.

Результат выполнения задания – варианты заметок.

Итоговое задание

Синтез результатов, полученных во всех заданиях: составление оптимального варианта журнала.

После выполнения заданий проектной задачи происходит защита своей групповой работы.

Содержание проектной задачи

Учитель сообщает, что городское издательство «Северная неделя» предлагает выполнить заказ на выпуск художественно-публицистического журнала об осени. Каждая группа должна самостоятельно обсудить и выбрать название журнала и его рубрики. Перед началом работы определить, кто будет отвечать за выпуск журнала (редактор), за оформление (художник-оформитель), за выбор материала (корреспондент), кто будет журналистом.

Задание №1

Выберите название журнала, обратите внимание на вид, цвет и размер шрифта. Название определяет содержание.

Определите рубрики:

Поэтическая страничка;

Литературная страничка;

Сделай сам;

В мире пословиц (примет)

Творческая страничка.

Занимательная страничка.

Помните, в каждом разделе должна быть соответствующая информация. Можно придумать свой дополнительный раздел.

Варианты названия журнала:

Волшебница осень

Красавица осень

Терем расписной

Осенние сказки

Оформите обложку в зависимости от названия. Можете выбрать соответствующую иллюстрацию из предложенных раскрасок:

Не забудьте указать номер и год издания.

Справка для любознательных

Первый журнал появился в Европе во 2-ой половине XVII века и назывался он “Журнал ученых”. В России журнал тоже вышел в свет в 1769 году и назывался “Трутень”. Но он просуществовал не долго. Первые журналы, которые выходили в России: “Живописец”, “Кошелек”. А для детей – “Детское чтение для сердца и разума” (1785-1789)

Задание №2

Все заметки должны быть в соответствующих рамках. На какую геометрическую фигуру похожа рамка? (прямоугольник). На листах будущего журнала подготовьте рамки по заданным сторонам:

1 рамка

Длина 10 см, ширина 5 см.

2 рамка

Длина на 3 см больше, а ширина на 2 см короче, чем у первой рамки.

3 рамка

Длина на 1 см короче, а ширина на 1 см длиннее, чем у первой рамки.

Периметр какой рамки будет самым большим? Самым маленьким? Результаты занесите в таблицу:

 

Длина

Ширина

Решение

Периметр

1 рамка

10 см

5 см

   

2 рамка

       

3 рамка

       

Задание №3

Народ придумал много метких выражений об осени. Кроме этого, люди издавна наблюдали за поведением животных и особенностями явлений неживой природы осенью. В результате родились пословицы и приметы:

Осенью и воробей богат.

Если орехов много, а грибов мало — зима будет суровой.

Осень идет и дождь за собой ведет.

Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.

Птицы улетают низко – к теплой зиме, а если летят высоко – к холодной зиме.

Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме. Раннее опадание листвы — к ранней зиме. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Осень — запасиха, зима — подбериха.

Осень — погод восемь.

Правда, в материалах для журнала они попали в общую копилку. Отберите именно те высказывания, которые будут в выбранной вами рубрике: «В мире пословиц» или «В мире примет».

Задание №4

Почувствовать самобытность осени мы можем через творчество известных художников.

Выберите из представленных репродукций картин художников ту, которая бы соответствовала содержанию журнала. Вы уже умеете добывать информацию с помощью QR кода. Узнайте по QR коду автора и название картины. Познакомьте будущих читателей с найденной информацией по плану:

Автор__________________________

Название _______________________

Год написания___________________

Музей _________________________

( в классе у многих обучающихся есть смартфоны с установленной программкой для считывания кодов, поэтому «редактор» или другой член группы считывает информацию, а партнёры по команде записывают)

Задание №5

Иллюстративный материал (репродукции картин) в журнале часто сопровождается строчками из стихотворений. Подберите стихотворения и вырежьте их из общего списка. Будьте внимательны: не все стихотворения подходят к выбранной тематике журнала. Кроме этого, в некоторых словах убежали буквы. Восстановите их исходя из общего смысла предложения.

Поздняя осень
У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Д…..я листья сбросили,
Встречая холода.
(Г. Ладонщиков)

Роща золотая
Осень! Роща золотая!
Золотая, синяя,
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко под о……и
Гуси откликаются,
С дальним озером, с полями
Навсегда прощаются.
(А. Пришелец)

Ковровые дорожки
За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся к….р.
Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
(В. Орлов)

Снегири

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
А Мороз-Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

( А. Прокофьев)

Волшебник

Мороз – волшебник!
Это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже
Без кисточек, без красок
Все окна за ночь нам разрисовал!

(К. Билич)

Рябинушка
Посмотри! Покраснели о….ы,
В шалях жёлтых берёзки стоят…
У лесной примадонны рябины
Бусы алым рубином горят.
Нарядилась, как будто царевна,
На роскошном осеннем пиру.
Ей лесная русалка, наверно,
Заплетала косу поутру.
(Л. Чадова)

Задание №6

В одном из стихотворений есть такая строчка:

На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.

В каком значении употреблено слово ковёр? Почему поэт использовал это слово? Для рубрики «Сделай сам» попробуем сделать поделку, в которой объединим прямое и переносное значение слова «ковёр». Наше изделие будет называться «осенний ковёр».

Подумайте, какого цвета бумага вам понадобится, определите порядок работы, запишите его с помощью слов-действий. Выполните образец коврика и наклейте на страницу будущего журнала.

Инструкция (примерная)

  1. Подготовь;

    Отмерь;

    Проведи линии;

    Отрежь;

    Соедини.

Задание №7

И, конечно же, какой журнал без заметок. Перед вами 2 заметки, одну из которых надо подкорректировать, заменив словосочетания однокоренными словами, а вторую дополнить. После окончания работы наклейте их в соответствующие по размеру подготовленные рамки (см. задание №2)

1.

Наступила волшебница осень. Деревьям, у которых есть листья, она дарит золотые наряды. Маленькие листья шелестят на ветру. Скоро будет падать лист.

Наступила волшебница осень. _________________ деревьям она дарит золотые наряды. _________________ шелестят на ветру. Скоро будет ________________________ .

2.

_________________ ______________ ______________ осень.

Деревья _______________ ______________ ______________.

Небо ______________ _________________ ______________ .

_____________ солнышко ______________ _______________ .

В 3 рамку вы можете поместить свою заметку на осеннюю тему.

Итоговое задание

Сформируйте ваш журнал из получившихся отдельных страниц, оформите (не забудьте в конце журнала перечислить авторский коллектив и указать имя главного редактора) и прорекламируйте, используя карточку-подсказку:

Рефлексия

  1. Наш номер называется __________________________.

    Мы выбрали такое название, потому что _____________________.

    Мы думаем, что к нашему номеру журнала подходят такие материалы, как _________.

    Наше впечатление от работы _________________________.

Оцени по 10-балльной шкале 1____________________________________________10

    1. Насколько интересной показалась тебе проектная задача.

      Насколько сложными оказались для тебя предложенные задания

      Насколько полезен ты оказался в совместной работе.

      Насколько дружно работала твоя группа.

Издательство «Северная неделя» благодарит вас за помощь! Желает первому номеру вашего журнала выйти в печать и получить признание читателей!

Приложение

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (13)

сменить сортировку
Ватолина Светлана Анатольевна, 18.11.18 в 17:34 4 Ответить Пожаловаться
Замечательный проект!!! Понравились разнообразные интересные задания! Ребята справились, молодцы!!!
Черепанцева Людмила Юрьевна, 18.11.18 в 20:47 3 Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку моего труда. Ребята не первый раз работают с проектной задачей. Им очень нравится.
Садварий Жанна Владиславовна, 18.11.18 в 17:40 3 Ответить Пожаловаться
Преклоняюсь перед качественно выполненной работой! Удивительно, сколько компетенций сразу формируется в рамках занятия!
Черепанцева Людмила Юрьевна, 18.11.18 в 20:49 3 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Жанна Владиславовна, за комментарий. Дети любят такой вид работы. Стараюсь раз в месяц проводить нечто подобное. Они всегда с нетерпением ждут такие занятия.
Ватолина Светлана Анатольевна, 06.12.18 в 13:21 3 Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, поздравляю с ПОБЕДОЙ в конкурсе!!!

Нажмите!!!
Черепанцева Людмила Юрьевна, 06.12.18 в 14:11 3 Ответить Пожаловаться
Спасибо большое! Посмотрела Вашу работу: отличная идея и выполнение! Не ожидала победы, так что после рабочего дня сюрприз.
Рябокобыленко Елена Николаевна, 06.12.18 в 16:20 2 Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, поздравляю с победой в конкурсе!!! Ура!!!

Черепанцева Людмила Юрьевна, 06.12.18 в 16:34 3 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Не думала, что смогу победить. В любом случае, главные победители - дети!
Шарандина Валентина Владимировна, 07.12.18 в 22:01 4 Ответить Пожаловаться
Замечательная и масштабная работа. Поздравляю с победой в конкурсе, Людмила Юрьевна!
Черепанцева Людмила Юрьевна, 07.12.18 в 23:36 3 Ответить Пожаловаться
Масштабная - громко сказано! Большое спасибо за оценку!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.