Эссе «Моя педагогическая философия»

5
0
Материал опубликован 22 February 2020


Эссе «Моя педагогическая философия».

Выполнила Кривошапко Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ МСОШ .

                                                                       Все уроки, как люди, похожи и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон,

Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон.

В.Троицкий.

Сколько себя помню, я всегда хотела стать учителем. Кто-то в детстве делал уколы, подражая медсестре, кто-то разносил поздравительные открытки, как почтальон, кто-то готовил «изысканные» блюда из песка, воображая себя шеф-поваром престижного ресторана. А я учила соседку, которая была на два года младше меня. Журнал- это расчерченная тетрадь, кабинет- это летний душ во дворе, а я, конечно же, учитель.

Тогда, в детстве, учить казалось таким простым занятием, и только когда я сама переступила порог школы не в качестве ученицы, а в роли учителя, стало понятно, как это сложно и ответственно учить других, что педагог- это одна из самых ответственных профессий. «Почему?» - спросите вы. Отвечу словами известного писателя С. Л. Соловейчика: «Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и даже не всегда хотят лечиться».

Как же сделать так, чтобы ученики любили твои уроки и хотели «лечиться»? Думаю, что я сама должна любить то, что преподаю. Я люблю «великий, могучий» русский язык и литературу, способные метким словом научить многому: помочь найти себя, определить свое место в мире, научить, что «любить и плакать от любви не стыдно», что скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, а удивляться, радоваться жизни, дарить добро, быть милосердным, верить в человека – это истинные ценности.

Чтобы показать силу художественного слова, я иногда вхожу в класс и просто начинаю читать. Искренне радуюсь, когда прочитанное задевает за живое, заставляет прислушаться и задуматься даже самого непоседливого ученика. А когда вижу в глазах некоторых учеников неподдельный интерес, слышу вопрос о том, что же произошло потом с героем, или вижу скатившуюся по щеке слезинку у особо чувствительного ребёнка, понимаю, что делаю это не напрасно.

Восточная мудрость гласит: «Покажи мне, и я увижу; расскажи мне, и я услышу; вовлеки меня. И я научусь». Современный учитель, я уверена, должен не только рассказать, но увлечь детей, чтобы им было интересно самим добывать знания, исследовать, решать проблемы, проявлять творческие способности. Стремлюсь, чтобы на моих уроках было «учение с увлечением, а не учение с мучением». Я согласна, со словами А. Дистервега, немецкого политика, прогрессивного педагога, с чьим именем связывают создание основ развивающего обучения: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Когда я размышляю о своей профессии, то вспоминаю притчу о четырех свечах. Три из них: Спокойствие, Вера, Любовь – погасли. Потухшие свечи увидел ребенок и закричал, испугавшись темноты. А четвертая свеча произнесла: « Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я – Надежда».

Для меня учитель- это и есть свеча, которая светит другим, указывая путь в темноте. Огонь этой свечи нужно зажечь и в своих учениках, чтобы и они всегда верили, надеялись и любили.

Вспоминаются при этом и слова философа Сократа, сказанные много веков назад, но являющиеся такими мудрыми: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться». Я стараюсь помнить, что даже самый «плохой» ученик в душе талантлив: в каждом есть свое солнце, которое нужно рассмотреть и зажечь.

Нужны годы кропотливого труда, постоянное совершенствование, творческий подход к делу, чтобы стать Учителем. Л.Н. Толстой не только великий писатель, но и учитель, основатель школы в Ясной Поляне, написал так : « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель». Стать совершенным учителем нелегко, но именно к этому я и стремлюсь.

Любить избранную профессию и тех, кого учишь, увлечь детей, раскрыть их таланты, сделать процесс обучения ярким, эмоциональным, учиться многому самой – это и есть основные критерии моей педагогической философии.

3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.