Статья «Методы обучения в современном образовании с привлечением мультимедийных технологий»
Данная статья отражает опыт работы по использованию мультимедийных технологий в 6 и 7 классе на разных этапах урока.
Российское образование направлено на формирование необходимых компетенций учащихся, адаптацию личности ребенка к постоянно меняющемуся миру. Современные дети испытывают большой интерес к выполнению интерактивных заданий со звуком, анимацией, изображениями и текстами. Они наиболее активно работают на всех этапах урока именно в таком режиме.
На этапе мотивации учащиеся включаются в работу наиболее эффективно при демонстрации фрагмента фильмов или популярных мультфильмов. Перед классом необходимо поставить учебную задачу, которую поможет решить содержание демонстрируемого видео.
Решение интерактивных кроссвордов или ребусов, созданных на платформах Quizizz https://quizizz.com/, «Фабрика кроссвордов» http://puzzlecup.com. Поможет активизировать деятельность учащихся. Открыть нужный вид задания можно по созданной заранее ссылке.
На этапе реализации построенного замысла учащиеся с помощью визуализации (фото, видео материалы, элементы анимации, звуковые эффекты) наблюдают за изучаемым объектом или явлением. Эффективным интерактивным инструментом является использование цифровых лабораторий. Для предметов естественно-научного цикла удобно использовать возможности работы в бесплатном сервисе Московской Электронной школы. Например, можно организовать изучение сравнения животной и растительной клетки с помощью виртуального материала https://uchebnik.mos.ru/material/web_app/378159.
Виртуальный микроскоп поможет изучить биологию с помощью: https://uchebnik.mos.ru/material/web_app/378177
Этап самостоятельной работы с самопроверкой знаний можно организовать разными способами, например:
1. С помощью шаблона интерактивного теста в программе PowerPoint создать необходимое количество тестовых вопросов. Используя приемы анимации и звуковые эффекты, учащиеся смогут оценить свои результаты. Готовые шаблоны интерактивных тестов можно найти стандартном ПО.
2. На сайте Meduza.io можно создаю несколько вариантов самопроверки учащимися своих знаний. Например, тест-викторину и разноуровневые тесты для каждого учащегося, если школа оборудована необходимым количеством компьютеров или планшетов для учеников. Если класс не может воспользоваться необходимым числом планшетов, то учащиеся выполняют работу в своих тетрадях, а самопроверка проходит фронтально.
Данные приёмы позволят учащимся оценить правильность усвоенной информации.
Этап включения новых знаний в систему имеющихся знаний использую приём «Создай презентацию» с помощью программы PowerPoint. Удобно реализовать в данном этапе на практике интерактивные приёмы «Подпиши схему», «Деформированный текст», «Пазл», «Кто хочет стать миллионером?», «Скачки», используя возможности платформы Learningapps. Если школа оборудована мобильным классом, то учащиеся могут по ссылке перейти к выполнению интерактивных заданий. Если такой возможности нет, то учащиеся работают фронтально, выполняя задания индивидуально или по группам.
Апробация данных приемов проходила на базе 6 и 7-го класса. С помощью методов наблюдения, тестовой методики и анкетирования определялась эффективность применения данных способов использования мультимедийных технологий. Результаты приведены в таблицах.
Результаты наблюдения по активности учащихся
Эффективность на этапах урока | Без применения мультимедийных технологий | С применением мультимедийных технологий | ||
Класс | 6 класс | 7 класс | 6 класс | 7 класс |
Этап мотивации | 65 % учащихся включается в работу | 60 % учащихся включается в работу | 80 % учащихся включается в работу | 85 % учащихся включается в работу |
Этап реализации построенного замысла | 50 % учащихся включается в работу | 60 % учащихся включается в работу | 85 % учащихся включается в работу | 80 % учащихся включается в работу |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой знаний | 100 % учащихся включается в работу | 100% учащихся включается в работу | 100% учащихся включается в работу | 100% учащихся включается в работу |
Этап включения новых знаний в систему знаний | 70 % учащихся включается в работу | 75 % учащихся включается в работу | 100% учащихся включается в работу | 100% учащихся включается в работу |
Результаты анкетирования показали, что учащиеся оценивают положительно влияние на свою учебную деятельность приемов мультимедийных технологий.
Качество знаний учащихся (тестовая методика оценки знаний)
Качество знаний на уроках | Без применения мультимедийных технологий | С применением мультимедийных технологи | Без применения мультимедийных технологий | С применением мультимедийных технологи |
| 6 класс | 7 класс | ||
| 65% | 80% | 70% | 85% |
Рекомендации
1. Использовать элементы мультимедийных технологий на разных этапах урока, в том числе возможности PowerPoint
2. Применять максимально визуализацию материала посредством мультимедийных инструментов (Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать).
3. Этап самостоятельной работы с самопроверкой знаний организовать с помощью интерактивных способов проверки.
4. Этап включения новых знаний организовать с помощью интерактивных форм работы на основе разновариативных возможностей платформы Learningapps.
Выводы. Мультимедийные технологии наиболее полно соответствуют образовательным потребностям детей и удовлетворяют их желание активной деятельности, повышают познавательную активность и качество знаний учащихся.