12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Халипова Елизавета Сергеевна585
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6» г. Смоленск











Мультимедийные технологии в области физической культуры









Подготовила:

Учитель физической культуры

Караулова Елизавета Сергеевна











Смоленск

2020 год

Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются современные компьютерные (информационные, мультимедийные) технологии. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонент нашего бытия. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования, в том числе физкультурного - одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне.

Компьютерные технологии как часть информационных технологий формируют принципиально отличный стиль учебной деятельности, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал учащегося.

Проблематика роли физической культуры в жизни современного российского социума в последние годы получила широкое освещение. Такое внимание к ней отражает смену представлений о здоровье - от понимания его как абстрактного блага к особому ресурсу, который необходимо сохранять, развивать и правильно реализовывать в интересах как его конкретного носителя - индивида, так и больших социальных групп и общества в целом.

Физическая культура выступает как условие и механизм формирования особого состояния общества - здорового образа жизни, или самосохранительного поведения. Под здоровым образом жизни, мы будем понимать такие формы и способы жизнедеятельности, которые «укрепляют и совершенствуют адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма» и тем самым обеспечивают «успешное выполнение социальных и профессиональных функций».

Одновременно мы основываемся на представлении о физической культуре:

а) как составной части культуры, направленной на повышение уровня здоровья, всестороннее укрепление физических способностей общества (и его отдельных групп), продуктивную реализацию этого ресурса в социальной практике;

б) как особой деятельности, вытекающей из функций физической культуры;

в) как процессе, в ходе которого от поколения к поколению передаются ценности, правила, нормы и образцы физической культуры.

В качестве такой деятельности и процесса выступает учебная дисциплина «Физическая культура», призванная укреплять и развивать здоровье современных школьников.

Использование компьютерных (мультимедийных) технологий в области физической культуры

Именно новые, альтернативные образовательные технологии и являются результатом продвижения новейших ИКТ в образование. Анализ альтернативных моделей получения образования в цифровую эпоху показывает, как меняются в них формы обучения и какие новые образовательные ресурсы для этого необходимы (учебные платформы, мобильное обучение и облачные технологии в образовании, социальные медиа). Это определяет новые компетентности преподавателей, методы социализации обучающихся, новую организацию обучения с использованием современных средств управления учебным процессом, новые подходы к образовательной статистике, формированию учебных программ и методов оценивания на основе использования ИКТ.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.

Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Дисциплина «Физическая культура» преподается на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в различных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой процесс физического воспитания школьников.

Существуют различные формы физической культуры, подразделяющиеся на обязательные (урочные) и неурочные. Основной формой физической культуры являются учебные занятия, которые планируются учебной программой. Учебные занятия могут быть теоретические, практические, контрольные. Отличие учебных занятий от других форм физической культуры в том, что они обязательно проводятся под руководством учителя физической культуры, проводятся по заранее разработанной программе, по расписанию, контингент занимающихся в одном спортивном зале одинаков по возрасту, полу. Одной из технологий преподавания физической культуры в школе является мультимедийные технологии.

Мультимедийные технологии — одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе.

Мультимедиа — интерактивная система, обеспечивающая одновременное представление различных  различных видов данных, содержащих текстовую, звуковую и визуальную информацию — графику, видео, анимацию.


Мультимедийные обучающие технологии — это совокупность технических обучающих средств и дидактических средств обучения. Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения) в цифровую форму с целью ее хранения и обработки, а также обратное преобразование, чтобы эта информация могла быть адекватно воспринята человеком.

Мультимедийные технологии предоставляют возможность:

рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе учебного процесса;

сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Информационные технологии предоставляют возможность:

рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения:

Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или OpenImpress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.

Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочноинформационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML.

В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:

они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

удобная система навигации на основе гиперссылок;

возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенныхв логическую структуру средствами гипертекста.

Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.

Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента).

Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.

В теоретической части на занятиях по физической культуре, для формирования представления о техническом элементе в полной координации (например – бег на короткие дистанции), мы применяем комплексное применение видео, анимации, графики и тестовых описаний. В практической части занятий оптимизировать процесс обучения позволяет применять мультимедийные средства, содержащих демонстрацию технических элементов в исполнении высококвалифицированных спортсменов.

Применение видеороликов с показом данного упражнения, дает возможность ученику точно и технически правильно воспроизвести двигательный элемент, что способствует закреплению более прочных двигательных навыков и сокращает время для их освоения. Такой подход помогает педагогу акцентировать внимание на повторяющиеся ошибки и исправить их.

Следующее направление, где применяются ИКТ на занятиях по физической культуре - контроль знаний и умений. Преподаватель на основе данных контроля получает информацию о результатах своей работы и при необходимости может внести в нее свои коррективы. С помощью разработанных тестирующих программ, определяется уровень усвоения знаний. Компьютерные тесты содержат достаточное количество вопросов и заданий, что позволяет выявить уровень теоретической подготовленности в данном разделе программы. Тесты применяются как на начальном этапе обучения, так и на завершающем.

Постоянная работа по подготовке занятий с использованием ИКТ открывает новые возможности для творческого роста и профессионального развития самих преподавателей. С использованием ИКТ на занятиях физической культуры выигрывают все: школьник, родители, преподаватели, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить эффективность физкультурно– оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья. Это помогает в решении ещё одной задачи – повысить интерес школьников к формированию здорового образа жизни.

































Список литературы

Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. - с. 30 - 37.

Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В.Ю. Волков // Теория и практика физической культуры. 2001.- № 4-5. – С.56-63.

Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. - 4-е изд., испр. -М. : Академия, 2013. – 263-288 с.

Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников, М.: 2001. 120-128 с.

Самсонова, А.В. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте /А.В. Самсонова, И.М., Козлов, А.В. Таймазов // Теория и практика физической культуры. 2000. – С. 5-12.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.