Музыкально – дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки
Князева Яна Александровна,
студентка 3 курса,
Кудрявцева Татьяна Михайловна,
преподаватель
ГАПОУ СО «НТПК №1»
г. Нижний Тагил
Музыкально – дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки
Аннотация: В статье автор рассказывает о значении и применении музыкально - дидактических игр, на уроках музыки в начальной школе. Более подробно, автор рассматривает, как музыкально - дидактическая игра влияет на деятельность обучающихся на уроках.
Ключевые слова: музыкальные способности, дидактическая игра, музыка, младший школьник, развитие.
В статье рассматривается проблема развития музыкальных способностей на уроках музыки. В федеральной рабочей программе музыка играет особую роль в организации музыкальных уроков. Особое значение принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству - от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к музыкально - дидактическим играм, которые позволяют в игровой форме осваивать жанровые особенности музыки, элементы музыкального языка, композиционные принципы.
Проблема развития музыкальных способностей интересовала и продолжает интересовать многих психологов, педагогов и методистов таких как: Б. М. Теплов, М. С. Осеннева, Д.Е. Огороднов, К. В. Тарасова, Л. Л. Бочкарев, И.П. Гейнрихс, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина и др.
Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте. Развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения получаемых знаний в жизненной практике.
Исходя из этого, проблема исследования состоит в поиске методических путей реализации потенциала дидактической игры в решении задач формирования музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки.
Под музыкальными способностями мы понимаем комплекс индивидуально-психологических способностей ребенка таких как, ладовое чутье, музыкальный слух, чувство ритма. Для развития музыкальных способностей необходимо учитывать разные психологические состояния детей, подбирать соответствующий музыкальный материал, виды деятельности для регуляции их психологического состояния и приведения учащихся к определенной комфортности, эмоциональной удовлетворенности. Такую работу целесообразно проводить не только на начальном этапе музыкальных занятий, но и в течение всех лет обучения.
Существует много различных видов игр, но именно дидактическая игра тесно связана с учебно-воспитательным процессом. Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемой педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены не только на решение конкретных задач обучения детей, но и оказывают воспитательное и развивающие влияние игровой деятельности. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Ее цель, сделать любой учебный материал увлекательным и интересным для учеников.
Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте. Развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения получаемых знаний в жизненной практике.
Использование музыкально - дидактической игры происходит, не на каждом уроке музыки, так как, по мнению ученых, использование музыкально-дидактических игр внесет определенные сложности в образовательный процесс, и приведёт в некоторой степени к перегруженности урока. В арсенале учителя имеется достаточное количество музыкально-дидактических игр, которые учитель вносит в свой календарный план работы и определяет, когда и для чего потребуется та или иная игра. При распределении учебного времени для проведения игры стоит в среднем отвести 10-15 минут.
Любая дидактическая игра имеет определённую структуру, которую можно перенести и на музыкально-дидактическую игру. Следуя этой структуре, можно отметить, что основу музыкально-дидактических игр составляют: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила, результат.
Игры должны быть просты, доступны, занимательны, красочно и эстетически оформлены. Карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественными, точно соответствующими содержанию игры. Музыкально-дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей.
Цель применения музыкально-дидактических игр - развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Музыкально-дидактические игры предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.
Таким образом, для того чтобы игры вызывали у детей желание петь, слушать музыку, выполнять музыкально - ритмические движения, игры должны быть оформлены очень красочно, отличаться разнообразием. Только в этом случае будут выполняться непосредственные задачи, стоящие перед игрой, такие, как: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоты, темпа, динамики, ритма), координации движений; воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.
Музыкальные способности обучающихся развиваются уже с раннего возраста и играют важную роль в их общем культурном развитии. Игры - один из самых эффективных методов обучения, особенно на ранних стадиях развития. Они позволяют детям непринужденно учиться, развивать музыкальные способности.
В практической главе представлен комплект музыкально-дидактических игр для учащихся 2 класса, который направлен на развитие слуховых навыков, ритмического чувства, понимание музыки, освоения игры на простейших музыкальных инструментах, то есть на развитие музыкальных способностей.
Цель: развивать у обучающихся музыкальные способности посредством создания комплекса музыкально-дидактических игр.
Игры комплекта включают в себя музыкальные головоломки, карточные игры с нотами, упражнения на развитие слуховой памяти ит.д. Содержание комплекта может способствовать не только развитию музыкальных способностей обучающихся, но и в решении других задач урока «Музыка».
Комплект музыкально- дидактических игр представлен в форме таблицы, в котором игры подобраны в соответствии с модулями и темами календарно - тематического плана ФРП 2 класса.
Музыкально-дидактические игры направлены на развитие музыкальных способностей. С их помощью обучающиеся научатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т.д.
В разделе таблицы содержание игры прописан игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Каждая музыкально -дидактическая игра имеет определённую структуру: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила, результат.
Игры комплекса относятся к трем видам: спокойное музицирование (настольные); игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий (подвижные); игры, построенные по типу хороводных.
Вот некоторые примеры игр, из комплекта музыкально - дидактических игр, с которыми вы можете ознакомиться.
Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух обучающихся. Это такие игры, как «Музыкальное лото», «Ступеньки» и т.д.
2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Узнай и повтори», «Игра с бубном», «Сыграй, как я», «Повтори ритм» и т.д.
3. Игры для развития тембрового слуха: «Слушаем внимательно», «Русские народные инструменты», «Музыкальная посылка» и т.д.
4. Игры, развивающие динамический слух: «Узнай и повтори», «Послушный бубен» и т.д.
5. Настольные музыкально-дидактические игры: игра «Поле чудес», «Музыкальное лото», игры - ходилки и т.д.
В заключении хотелось бы сказать, что музыкальные способности являются неотъемлемой составляющей в жизни ребенка младшего школьного возраста на уроках музыки, так как, в первую очередь музыка обладает свойством благотворного воздействия на человека, играет главную роль в восприятии художественного материала, приобщает к искусству и ценностям. Немаловажно то, что способности составляют основу деятельности человека и оказывают влияние на живой организм с последующим результатом. Формировать и развивать музыкальные способности необходимо с первых дней нахождения ребенка в школе, в этот момент очень важно, чтобы с ребенком находился взрослый, который поможет реализовать ребенку свой потенциал, раскрыть всю красоту музыки и прочувствовать её.
Музыкально - дидактическая игра является одним из главных приемом развития музыкальных способностей у детей начальной школы. Музыкально - дидактические игры подбираются в соответствии с темой и психологическими особенностями детей. Стоит отметить то, что музыкально - дидактическая игра должна занимать 10 – 15 минут от урока.
Библиографический список
Апраксина, О.А. Музыка в воспитании творческой личности (Музыкальное воспитание в школе, вып. 3.) / О.А. Апраксина. – Москва : Музыка , 2017. – 236 с.
Бугаева, З.Н. «Веселые уроки в школе и дома» / З.Н. Бугаева. – Москва : АСТ, 2018. – 289 с.