Технологическая карта урока истории в 8 классе «Начало Правления Петра I»
Технологическая карта урока по предмету «История России» в 8 классе
Тема урока: «Начало правления Петра I»
Тип урока : урок открытия нового знания
Образовательные ресурсы:
- Учебник «История России. 8 класс.» Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018.
- Атлас «История России. 8 класс.» – М.: Просвещение, 2018.
Формы, приёмы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная; работа в парах
Основные понятия: двоецарствие, лавра, инкогнито, верфь, гвардия.
План урока:
Детство Петра
Двоецарствие. Царевна Софья
Начало царствования Петра
Азовские походы
Великое посольство 1697-1698 гг
Цель урока : Формирование представлений о начале правления эпохи Петра 1
Задачи урока:
Образовательные:
- изучить события начала царствования Петра I
- доказать, что первое десятилетие правления Петра I, заложило основу для дальнейшего развития государства;
Развивающие:
- учить умению самостоятельно работать с учебной литературой; логически выстраивать аргументацию собственной позиции; развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений;
Воспитывающие:
- воспитание патриотизма, гражданственности.
Планируемые результаты:
• Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
• Метапредметные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;
готовность к сотрудничеству, коллективной работе.
• Предметные:
умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
- знание хронологии изучаемого периода;
- знание исторических фактов изучаемого периода;
-рассказ об исторических событиях, их участниках;
- соотнесение исторических фактов и общих явлений.
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия | УУД | Формы контроля |
1.Организационный момент | | Подготовка обучающихся к уроку | Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | |
2. Мотивация к учебной деятельности | 5 | | На экране портрет Петра 1. - Кто этот человек? Что вы о нем можете рассказать, исходя из своего личного опыта? Предположите, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке. Как будет звучать тема урока? - Внимательно посмотрите на проблемный вопрос перед параграфом, сформулируйте задачи сегодняшнего урока. | Формулируют и записывают в тетрадь тему урока. Формулируют задачи | Фронтальная | Личностные: понимают и принимают значение знаний. Регулятивные: понимают и принимают учебную задачу. Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике. Регулятивные: Принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу | Запись в тетрадь |
3. Актуализация знаний | 7 | Беседа по пройденному материалу, работа с исторической картой. | 1 Что такое реформа? Почему в конце 17 в. в России были необходимы реформы? 2 Назовите имена Реформаторов 3 Назовите важнейшие реформы, проводимые Б. Морозовым и И. Милославским. 4 Расскажите о деятельности А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, составив синквейн. 5 Таким образом, делаем вывод о том, что реформы Петра 1 во многом были подготовлены его предшественниками. | 1.Дают определение понятия. Объясняют, что реформы были необходимы для модернизации, для ликвидации отставания от стран Европы. 2 Называют Б. Морозова, И. Д. Милославского, А. Л. Ордина-Нащокина, В. В. Голицына. 3.Называют:перехд к назначению на должности не по знатности, а по способностям, использование голландского опыта предпринимательской деятельности, начало создания регулярной армии, налоговую реформу. Говорят, что последняя сыграла отрицательную роль как в жизни государства, так и в жизни Б. Морозова. 4 Делают сообщения по составленному синквейну. | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Логические: построение логической цепи рассуждений | Записи в тетради |
4. Изучение нового материала | 23 | Просмотр видео Работа с текстом Рассказ учителя Работа с текстом п.4 и атласом Работа с текстом п. 5. | 1. Показ отрывка из фильма «Юность Петра». Какие положительные и отрицательные события в жизни мальчика повлияли на формирование его характера? 2.Прочитайте п 2. Что такое двоецарствие? Когда и почему оно установилось? Кому Принадлежала реальная власть? 3.Рассказ о приходе Петра к власти. 4.Определите цель Азовских походов. Удалось ли достичь ее? Работайте в парах. 5. О поиске союзников предлагаю прочитать самостоятельно и ответить на вопросы: -цель поездки? -когда проходила? -какие страны посетили? -каких результатов достигли? Что вас удивило в этой поездке? Что означает слово «инкогнито»? | 1 Смотрят на экран, отвечают на вопрос: Положительные: внимание родителей и старшего брата, обучение грамоте. Отрицательные: ранняя смерть родителей и брата Фёдора 2. Читают п. 2 Делают вывод: Двоецарствие – совместное правление двух царей, Ивана и Петра. Установилось в 1682 г., т.к. Иван был болен, а Пётр слишком мал. Реальная власть оказалась в руках царевны Софьи. 3.Слушают учителя . 4.Читают п.4, следят по атласу за направлением походов, записывают в тетрадь годы. Отмечают неудачу первого похода и удачный исход второго. Россия получила выход к незамерзающему морю. Чтобы закрепиться там, нужны были союзники. Читают текст, отвечают на вопросы. Отмечают, что удивило их в этой поездке. Дают определение слову «инкогнито» - лицо, обычно официальное, скрывающее (не с преступными целями) своё настоящее имя, живущее, выступающее под вымышленным именем. | Фронтальная Фронтальная , индивидуальная Фронтальная Индивидуальная, в парах. Индивидуальная | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать Личностные: проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу Познавательные: смысловое чтение | Запись в тетради определения «двоецарствие» Запись в тетрадь Запись в тетрадь |
5.Первичное осмысление и закрепление изученного материала | 8 | Обобщающая беседа | - Какие задачи мы поставили в начале этого урока? -Можно ли сказать, что они успешно решены? Докажите. Что вам более всего запомнилось с урока? Опрос «Три самых важных имени, три самых важных события, три самых важных качества.» | Отвечают на вопросы. Отстаивают свою точку зрения. Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность. | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать Личностные: проявляют учебно- познавательный интереск новому материалу | |
6. Домашнее задание | 2 | П. 5 - Просмотр серии 362 из цикла «История государства Российского»; Используя дополнительные источники информации, выясните какие профессии получил Петр 1, путешествуя в составе Великого посольства. | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | |
Используемые материалы:
-Художественный фильм «Юность Петра»
-Видео «История государства Российского» Карамзин Н. 362 серия
-https://multiurok.ru/files/tekhnologicheskaia-karta-uroka-nachalo-pravleniia.html
-https://урок.рф/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_istorii_142523.html
-Учебник «История России. 8 класс.» Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018.
-Атлас «История России. 8 класс.» – М.: Просвещение, 2018.