12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сенаторова Ольга337
Учитель МКОУ СОШ №3 г.Уржума Кировской области
Россия, Кировская обл., Уржум
4

Начни с себя, не дожидаясь понедельника». Урок по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса" и повести Георгия Полонского «Доживём до понедельника»

«Начни с себя, не дожидаясь понедельника».

Мастер-класс по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса" и повести Георгия Полонского «Доживём до понедельника»



Цель: создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения учащимися собственного профессионального опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.

Задачи образовательные:

– Формирование аналитических навыков при работе с текстом.

– Развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.

Задачи развития:

Развитие образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей.

– Развитие критического мышления.

– Развитие личностной рефлексии

Задачи воспитательные:

– Воспитание чувства уважения к своей личности, способности не терять своей индивидуальности, находить силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам. Вопросы выбора жизненного пути.

Оборудование:

Текст у каждого.

Мультимедиа или заранее заготовленные на листах слова, которые появляются на доске в ходе работы. Учитель создает проект на доске, дети – в тетрадях.

Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика.

Конфуций



Ход урока

- Каждый из вас уже определился с выбором, и мы в это хотим вас поддержать, а ещё хотим уверить, что профессия учителя на все времена, словом, – главная на земле. Сразу вспоминается стихотворение Рождественского:



Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого – стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!

Роберт Рождественский

- А как вы считаете, какими качествами должен обладать учитель и почему?

Выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя.

Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.

Гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие.

Педагогическое мастерство.

Установка на постоянное самосовершенствование.

Культура поведения и общения, педагогический такт.

Личностная самостоятельность учителя.

Общая педагогическая эрудиция и компетентность.

Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.

- А какими качествами должен обладать ученик?

- Сегодня на уроке, на примере двух произведений, мы попытаемся с вами выделить одно из главных качеств, которым должен обладать и учитель, и ученик.

-Посмотрите, у меня в тарелке кучка пепла. Какие мысли она у вас вызывает. А когда я прочла рассказ аргентинского писателя XX в. Хорхе Луиса Борхеса, у меня появились новые ассоциации. А какие – я скажу в конце занятия.

Рассказ называется “Роза Парацельса” и написан он Борхесом.

Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес, Аргентина — 14 июня 1986 года,  Женева, Швейцария) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй.

Параце́льс (лат. Paracelsus, настоящее имя Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim; 21 сентября 1493 года, город Эг, кантон Швиц — 24 сентября 1541 года, Зальцбург) — знаменитый швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения

Что вы знаете об алхимии?

(Превращение простых металлов в драгоценные при помощи некого Философского камня)

Чтение рассказа.

Какие вопросы у вас возникли после прочтения?

В этом мы с вами постараемся сегодня разобраться, постараемся прикоснуться к этой Тайне.

А для этого надо поработать с текстом.



Ученик

 

Я хочу…” “ Я хочу, чтобы ты обучил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню” (предлагает золото)

Самонадеянность, невоспитан- ность (не просит, а требует),наивность: разве можно купить знание? Деньги еще не доказательство готовности работать.

“…Смотрел с недоверием…”

Недоверчивость

Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится-положить на это годы. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерстваНемедленно,-с неожиданной решимостью ответил ученик….Я отдам тебе мою жизнь без остатка

Юношеская запальчивость Увлеченность Недоверчивость Нетерпеливость Готовность пожертвовать тем, цены чему не знает – жизнью

“…Стоял на своем” “…Настойчиво повторил…” “Упорствовал…” (в ходе разговора с П. о том, возможен ли возврат к небытию, можно ли уничтожить розу)

Упрямство или упорство? Как следствие наивности представлений о жизни Настойчивость

В ходе разговора с П. меняется его тон: “С напускным смирением спросил…” “Сказал с полным безразличием: “Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы

 

К чему ты при этом прибегнешь-к сосуду для перегонки или к Слову,-для меня не имеет значения”

Ему нужно было только доказательство, а путь достижения цели был не интересен

После гневных слов П.: “Охваченный волнением…резким движением…швырнул розу в огонь”

Нетерпеливость Готовность ради цели погубить прекрасное (цель оправдывает средства?..)

После того, как П. якобы признал свою несостоятельность: “Юноше стало стыдно…Он преклонил колени…Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?”

Стыдно не за свой поступок, не за недоверие к Мастеру, а за то ,что он раскрыл ничтожество П. Разочарование ВЫВОД: Самоуверенность+-
Самонадеянность-
Наивность
Юношеская запальчивость Настойчивость+
Упрямство-
Нетерпеливость+-
Недоверчивость-+
Разочарованность-

Нежелание думать, мыслить, работать головой.

 

Учитель

 

Сил, чтобы подняться и зажечь светильник не было”… “НЕ без гордости сказал…” “Роза его взволновала”

Способен ценить прекрасное

П. засмеялся…Мои гонители…Мне известно лишь, что есть дорога”

Спокойствие П., объясняющееся и старческой слабостью и мудростью

После требования док-ва мастерства: “Когда?,-с тревогой произнес П.

Может быть, понял, что юноша не станет его учеником, т.к. он слишком нетерпелив и недоверчив?

После проявления упрямства со стороны ученика, недоверия, наивности: “П. взглянул с сожалением

Понял, что это не тот ученик, который ему нужен

После настойчивых просьб показать чудо “П. задумался”

Может быть, он засомневался, может быть, у него возникло на какое-то мгновение желание показать чудо, но… “чудо не принесет тебе искомой веры”

Повысив голос, сказал: “А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?”

Негодование дерзостью юноши, его требованием показать чудо

После того, как юноша бросил розу в огонь: “П. был невозмутим”

Мудрость
Уверенность в своих знаниях
В нетленности всего сущего
ВЫВОД:
Спокойствие
Невозмутимость
Уверенность в своих знаниях
Мудрость
Сожаление

- О чем сожалеет П.? (О том, что юноша не сможет стать учеником)

- А почему не сможет? Разве у него нет для этого необходимых качеств? Оцените качества юноши. Только ли отрицательные?

- Почему же П., моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него?

Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна Вера.”

Как понимать эти слова П.? Давайте посмотрим, в чем разница понятий:

ВЕРА ДОВЕРИЕ ДОВЕРЧИВОСТЬ

ВЕРА – 
1.Убеждение, уверенность в чем-то. Вера слепа
2.Убеждение в существовании Бога.

ДОВЕРИЕ – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности. 
Доверяем, если на жизненном опыте убедились, что человек заслуживает доверия

Парацельс понимает, что ему нужен человек тот, который будет верить в него, идти с ним по трудной дороге знаний, а для этого нужно быть человеком думающим.

Мы прервёмся на анализе этого рассказа, хотя вскоре вернёмся к нему.

- Парацельс мудрый, уверенный в своей силе. Но бывает и так, что учитель, грамотный, умный, образованный сомневается в себе. Вспомним с вами повесть Георгия Полонского «Доживём до понедельника», по которой снят фильм.

Учитель истории Мельников - человек думающий, много размышляющий, человек, которому не безразличны судьбы граждан страны. Он много знает и понимает, но он нормальный человек, он устает, он сомневается, он человек, ищущий правду, рассчитывает на понимание своей позиции другими людьми. Он преодолевает трудности и сомнения, он преподает историю так, что на его уроки интересно ходить. В учителя истории влюблена учитель английского языка. История запутанная и не простая, но очень трогательная и интересная.

Отличия от Парацельса

-У него есть ученики. Их много

- Он человек сомневающийся. А почему? (Эпизод с Борисом, с рисунками, с директором)

Как что? - засмеялся Борис. - Простую вещь означает: что в моем департаменте о ценных кадрах заботятся лучше, чем у вас… Мне, например, уже тогда было обидно, что такой человек, как вы, распыляет себя в средней школе… месит грязь, рискует в гололед… Не только несправедливо, но и нерентабельно для общества! С гораздо более высоким КПД вас можно использовать…

- Благодарю… Прав ты, Боря, в том, что мой КПД - он и впрямь мог быть существенно выше…

Эта комната фактически принадлежала ему, Мельникову. Ничего тут особенного: карты на стенах. Два-три изречения. Вместительный книжный шкаф - там сочинения Герцена, Ключевского, Соловьева, Тарле… Плюс избранное из классиков марксизма, конечно (Илья Семенович был в особом контакте с ранним Марксом, с молодым…). Доска тут - но не школьная, а лекционная, поменьше.
   Илья Семенович провел пальцами по книжным корешкам. Поднял с пола кнопку и пришпилил свисавший угол карты… Потом взял мелок и принялся рисовать на доске что-то несуразное.
   Он оклеветал самого себя: сначала вышел нос с горбинкой, потом его оседлали очки, из-под них глянули колючие глаза… Вот очерк надменного рта, а сверху, на черепе, посажен белый чубчик, похожий на язык пламени…
   Все преувеличено, все гротеск, а сходство схвачено, и еще как остро! Мельников подумал и туловище нарисовал…птичье! Отошел, поглядел критически - и добавил кольцо, такое, как в клетке с попугаем. Теперь замысел прояснился: тов. Мельников - попугай.
   Но Илья Семенович был недоволен. Туловище он стер и на сей раз несуетливыми, плавными штрихами любовно обратил себя в верблюда!
   И опять ему показалось, что это не то… И не дилетантская техника рисунка смущала его, а существо дела: это шел "поиск себя"…

- А ты что думаешь, в музеях экспонаты не меняются? Или трактовки?
   - Я не думаю…
   - Какого ж рожна…
   - Там меня слушают случайные люди… Раз в жизни придут и уйдут. А здесь…
   - Меня твои объяснения не устраивают!
   - А учитель, который перестал быть учителем, тебя устраивает?!
   - Ну-ну-ну… Как это перестал?
   - Очень просто. Сеет "разумное, доброе, вечное", а вырастает белена с чертополохом.
   - Так не бывает. Не то сеет, стало быть.
   Мельников неожиданно согласился:
   - Точно! Или вовсе не сеет, только делает вид, по инерции… А лукошко давно уж опустело…



- Ученики 9 класса имеют много сходств с Гризебахом, но они хотят думать, хотят мыслить, правда, не всегда. ( на сочинении они высказывают свои мысли, а вот на уроке истории… Урок истории, посвященный лейтенанту Шмидту, становится кульминационным моментом в повести. Илья Семенович, рассказывая о Петре Петровиче Шмидте, убеждает ребят в том, что иногда осознанная ошибка может являться подвигом, где в основе лежит мораль, а не холодный расчет. Пятнадцать строчек о лейтенанте это не мало, и если не спешить со своими выводами, то можно понять причины и мотивы его поступка. Поэтому Илья Семенович рвется защитить Шестопала, который в стихотворении объясняет свое поведение. Гена, как лейтенант Шмидт, жертвует собой ради правды и справедливости, ради того, чтобы его услышали и поняли, а значит, ради счастья.

Посмотрим отрывок)

 На доске были написаны темы:
   1. Образ Катерины в драме Островского "Гроза".
   2. Базаров и Рахметов (сравнительная характеристика).
   3. Мое представление о счастье".



Из кабинета директора школы вышли Мельников и Генка. Молча стали подниматься по лестнице.
   Илья Семенович оглянулся: за ними возникла Светлана Михайловна, кашляя и брезгливо держа поодаль от себя сигарету.
   - Иди в класс, я сказал! - сердито шикнул Мельников на Генку, а сам спустился. Увидев его рядом с собой, Светлана Михайловна снова захлебнулась кашлем.
   - Вы зажгли фильтр, надо с другого конца, - сказал Илья Семенович и протянул ей пачку болгарских "Интер".
   Светлана Михайловна не взяла. Измененным, низким голосом проговорила:
   - Ну, спасибо, Илья Семеныч! Хороший подарочек… Вы сделали из меня посмешище! Вам надо, чтобы я ушла из школы?
   - Светлана Михайловна…
   - Им отдаешь все до капли, а они…
   - Что у нас есть, чтоб отдать, - вот вопрос… Послушайте! Вы учитель словесности. Вам ученик стихи написал. Это хорошо, а не плохо, - сказал он так, словно ей было пять лет, и она плохо слышала после свинки.
   - Ну, не надо так! Я еще в своем уме, - вспылила она. - "Дураки остались в дураках", - он пишет. Это
 кто?
   Вопрос был задан слишком в лоб, и Мельников затруднился.
   - Боюсь, что в данном случае это и впрямь мы с вами… Но если он не прав, у нас еще есть время доказать, что мы лучше, чем о нас думают, - сказал он тихо, простодушно и печально, с интеллигентским чувством какой-то несуществующей вины…
   - Кому это я должна доказывать?! - опять вскинулась Светлана Михайловна, багровея.
   - Им! Каждый день. Каждый урок, - в том же тоне проговорил Мельников. - А если не можем, так давайте заниматься другим ремеслом. Где брак дешевле обходится… Извините, Светлана Михайловна. Меня ждут.

- Илья Семёнович утверждает, что учитель должен доказывать свою состоятельность, а если не можем, тогда – заниматься другим делом! Вернёмся к рассказу Борхеса. Как вы думаете, чем заканчивается рассказ?

Чтение учителем финала

П. остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнес Слово. И возникла Роза.”

Почему П. не показал Розу ученику, т.е. не стал доказывать свою состоятельность и гениальность?

Как это характеризует П.?

П. неважно, что говорят о нем, что думают. Он никому ничего не будет доказывать. Он познал Истину. Он гений. Но учеников у него НЕТ!!!

- А вот как заканчивается повесть «Доживём до понедельника». Мельников возвращается в класс и читает стихотворение Гены Шестопала. Который оставил его на кучке пепла.

   Это не вранье, не небылица:
   Видели другие, видел я,
   Как в ручную глупую синицу
   Превратить пытались журавля…
 
   Чтоб ему не видеть синей дали
   И не отрываться от земли,
   Грубо журавля окольцевали
   И в журнал отметку занесли!
 
   Спрятали в шкафу, связали крылья
   Белой птице счастья моего,
   Чтоб она дышала теплой пылью
   И не замышляла ничего…
 
   Но недаром птица в небе крепла!
   Дураки остались в дураках…
   Сломанная клетка…
   Кучка пепла…
   А журавлик -
 
   снова в облаках!
 
   
- А знаете, что он написал в этом сочинении?
   - Откуда? Из кучки пепла? - засмеялся Мельников.
   - А вот я знаю. Случайно. Он написал: "Счастье - это когда тебя понимают".
   - И все?
   - И все!

- Из кучки пепла возникла роза, из кучки пепла вылетел журавль. Парацельс и Илья Семенович абсолютно разные и люди очень далеки друг от друга, но одно у них общее: они хотят, чтобы ученики были думающие, умеющие идти по дороге познания, т.е. говоря словами сегодняшнего основного документа стандарта образования «Учить учиться». А учитель должен каждый день подтолкнуть ученика к этому.

- Заметили ли вы, что сегодня ни в начале занятия, ни в середине я не сказала о теме нашей встрече. А как вы сами бы её назвали? Предлагаю такую тему «Начни с себя, не дожидаясь понедельника». И если вы человек мыслящий, думающий. Тогда добро пожаловать в ряды самой интересной и самой трудной профессии – УЧИтель!



В мастерской, занимавшей весь подвал, Парацельс молил Бога, своего неопределенного Бога, любого Бога, чтобы тот ниспослал ему ученика. Смеркалось. Слабый огонь камина ложился на пол беспорядочными бликами. Когда ночь стерла пыльные перегонные кубы и горн, в дверь постучали. Полусонный Парацельс встал, вскарабкался по короткой винтовой лестнице наверх и приоткрыл дверь. Вошел неизвестный. И он выглядел уставшим. Парацельс указал ему на скамью. Тот сел и стал ждать. Некоторое время сидели молча.

Первым заговорил учитель. –Кто ты такой и чего тебе нужно от меня?

Суть не в том, как меня зовут, – ответил тот. – Я шел три дня и три ночи, чтобы попасть к тебе. Возьми меня в ученики. Отдаю тебе все, что у меня есть. С этими словами правой рукой он извлек мошну и вывернул ее на стол. Дублонов было много, и все золотые. Парацельс стал к нему спиной и зажег светильник. Когда он повернулся, в левой руке у гостя он увидел розу. Роза его смутила.

Парацельс сел и сложил кончики пальцев. – Ты считаешь, я могу изобрести камень, превращающий все элементы в золото, и предлагаешь мне золото. Нет, не золота я ищу, и если тебе важно золото, тебе никогда не стать моим учеником.

Не нужно мне золота, – ответил гость. – Эти монеты – знак моей жажды труда. Обучи меня Искусству. Дай пройти рядом с тобой по дороге, ведущей к Камню.

Парацельс проговорил с расстановкой: – Камень – это и Путь  , и начало Пути. Если ты этого не уразумел, то ты еще ничего не понял. Каждый твой шаг будет целью.

Гость подозрительно взглянул на него: – А разве существует цель?

Парацельс засмеялся: – Мои гонители, скорей ничтожные, чем многочисленные, утверждают, что нет, и называют меня лжецом. Я с ними не спорю. Однако вполне вероятно, что я – фантазер. Да, Путь существует.

Воцарилось молчание. Потом заговорил гость. – Готов идти с тобой, даже если идти придется долгие годы. Помоги мне пересечь пустыню. Дай хоть издали взглянуть на землю обетованную, даже если ступить на нее не доведется. Но прежде чем стать на Путь, хочу доказательств.

Когда?

Прямо сейчас.

Беседа началась на латыни; теперь перешли на немецкий. Юноша поднял розу: – Все знают, что ты можешь сжечь розу и силой своей магии возродить ее из пепла. Дозволь мне увидеть это чудо воочию. Сотвори его, и я твой.

Ты так доверчив, – ответил учитель. – А мне не нужна доверчивость, я требую веры.

Ученик упорствовал: – Именно потому, что я недоверчив, хочу сам увидеть смерть и воскрешение розы. Парацельс взял у него розу и стал говорить, вертя ее между пальцев. – Ты так доверчив, – сказал он. – Думаешь, я могу ее уничтожить?

Это все могут.

Ошибаешься. Неужели нечто может быть обращено в ничто? Неужели Адам в Раю мог уничтожить хоть один цветок или травинку?

Мы не в Раю, – упрямился юноша. – Здесь, под луной, все смертно.

Парацельс поднялся. – Так где же мы по-твоему? Неужели божество может создать что-нибудь, кроме Рая?  И разве это не грех – полагать, что мы не в Раю?

Роза может сгореть.

Останется огонь в очаге, – ответил Парацельс. – Если бросить розу на угли, ты решишь, что она сгорела, а пепел подлинный. Но я тебе отвечу, что роза вечна и что меняется лишь ее облик. Стоит мне сказать одно лишь слово – и ты снова увидишь ее.

Одно слово? – удивился ученик. – Но ведь горн потух и перегонные кубы покрыты пылью. Как же ты воскресишь ее? Парацельс печально взглянул на него: – Горн потух, и перегонные кубы покрыты пылью. На этом участке моего долгого пути я пользуюсь другими средствами.

Не смею спрашивать какими, – то ли трусливо, то ли смиренно сказал ученик.

Я говорю о том, что послужило божеству для создания неба, земли, незримого Рая, где мы обитаем, сокрытого от нас первородным грехом. Я имею в виду Слово. Ученик холодно ответил: – Сжалься, покажи, как исчезает и вновь появляется роза.

Парацельс задумался. – Если б я и поступил так, ты бы сказал, что это – одна видимость, обман зрения. Чудо не даст тебе веры, которую ищешь, оставь розу в покое. Юноша глядел все так же недоверчиво. Учитель заговорил громче. – Кстати, кто ты такой, чтобы входить в дом к учителю и требовать чуда? Что ты совершил, дабы заслужить такой дар?

Ученик затрепетал: – Я знаю, что не совершил ничего. Во имя тех долгих лет, когда я буду учиться в твоей тени, молю, дозволь увидеть пепел и затем розу. Больше ни о чем не прошу. Своим глазам я поверю. И вдруг он схватил живую розу, оставленную Парацельсом на подставке, и швырнул в огонь. Цветок обуглился; осталась одна щепоть пепла. Бесконечно долгое мгновение он ждал слов и чуда.

Парацельс лукаво произнес: – Все медики и аптекари Базилеи твердят, что я – мошенник. Боюсь, они попали в точку. Этот пепел был розой, но розой больше не будет. Юноше стало стыдно. Парацельс – шарлатан, убогий мечтатель, а он, наглец, ворвался к нему и требует признаться, что вся его знаменитая магия – ложь.

Он опустился на колени. – Я вел себя непростительно. Мне недоставало веры, которой требует от верующих Господь. Пусть пепел останется пеплом. Я вернусь, когда окрепну, и стану тогда твоим учеником, и в конце Пути увижу розу. Говорил он с чувством, но то было чувство жалости к старому учителю – такому почтенному, жалкому, знаменитому и в конечном счете такому пустому… Да кто он такой, Иоганн Гризебах, чтобы осмелиться кощунственно сорвать маску, под которой пустота? Оставить Парацельсу деньги значило унизить его подаянием. Уходя, он сгреб их в мошну. Парацельс проводил его до лестницы и сказал, что в этом доме ему всегда будут рады. Оба знали, что больше им друг друга не увидеть.

Парацельс остался один. Но прежде чем загасить лампу и опуститься в усталое кресло, он высыпал в горсть нежный пепел и тихо произнес какое-то слово. Роза воскресла.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.