Наглядно-игровое логопедическое многофункциональное пособие для работы над звукопроизношением «Чудо-улитка»
Пояснительная записка к авторскому
Наглядно-игровому логопедическому многофункциональному пособию
для работы над звукопроизношением «Чудо-улитка»
Автоматизация поставленных звуков - очень важный и ответственный этап в логопедической работе по устранению нарушений звукопроизношения. С детьми очень долго приходится отрабатывать вызванные звуки и автоматизировать их в речи. Использование наглядности способствует формированию интереса к занятиям, стимулируя их умственную деятельность и быстрому достижению желаемых результатов. Кроме автоматизации звуков данное пособие - это демонстрационный и иллюстративный материал, позволяющий активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлечь в познавательную деятельность, активизировать имеющиеся знания и способности.
Данное пособие я изготовила найдя и распечатав изображение улитки с использованием картинок, карточек, взятых из других игр, имеющихся у меня в наличии.
Предмет: логопедия
Аудитория: дети-дошкольники (4-7 лет)
Цель игры: автоматизация вызванного звука в игровой форме.
Основные задачи:
- изолированная автоматизация (ведёт пальцем по шнурку на изображении улитки или держа изображение буквы)
- автоматизация в слогах (на рожки улитки прикладываются изображения букв)
- автоматизация в словах (с помощью прищепок, прикрепляются к шнурку картинки, в названии которых есть отрабатываемый звук)
Дополнительные задачи:
- развитие грамматического строя речи (словообразование и словоизменение с использованием картинок-изображений, прикрепляемых прищепками к шнурку и карточек с цифрами)
- формирование словарного запаса (называние и прикрепление предметных картинок с помощью прищепок к шнурку на улитке по обозначенной лексической теме)
- подготовка к обучению грамоте (прикрепление разноцветных крышек к изображению улитки в соответствии со звуко-буквенным анализом слова и выкладывание этих слов из букв)
- развитие мелкой моторики пальцев рук:
1. Игра с пуговицами - выкладывание пуговиц под улиткой. Она ползёт по камушкам (выбираем пуговички по заданию: по цвету, по материалу, по размеру, по форме)
2. Украшаем улитку - завязывание и развязывание бантиков-шнуровок на тканевую заколку.
- развитие высших психических функций (найти такую же пуговицу, какую картинку спрятала улитка и т.д.)
С помощью данного игрового пособия можно решать и другие задачи, так как его можно пополнить другими картинками, карточками. Всё зависит от фантазии педагога, возраста и возможностей ребёнка.
Предварительная работа: (на этапе вызывания звука, после выполнения комплекса артикуляционных упражнений)
а) продевание шнурка через отверстия на изображении улитки
б) украшение улитки с помощью тканевой заколки и бантиков-шнуровок - улитка красотка
в) украшение игрового поля цветочками разного цвета - улитка ползает в цветах
г) дополнение игрового поля пуговицами разного размера - улитка ползёт по камушкам
Формы работы с данным наглядно-игровым пособием: подгрупповая, индивидуальная.
Требуемые для работы знания и умения ребенка: работа с прищепками, знание цветов
Правила пользования: это настольная игра-пособие
Время игры: в соответствии с возрастом детей, как часть занятия
Ожидаемые результаты: каждое логопедическое занятие по автоматизации правильного звукопроизношения включает этапы: автоматизация звука изолированно, в слоге, в слове и в связной речи. Детям не интересно каждый раз выполнять одно и тоже действие, поэтому с помощью данного пособия можно разнообразить работу.
Итоги работы: оценка своего результата работы с помощью мимики улитки - губы её улыбаются или сердятся (подвижный шнурок с бусинками).
Материалы: игровое поле – Улитка распечатана на формате листа А3 (изображение я нашла на просторах интернета, увеличила, распечатала на четырёх листах формата А4, заламинировала, склеила с обратной стороны скотчем), короткий шнурок для улыбки и бусинки, длинный шнурок для продевания по контуру улитки, мягкие шарики для носика, разноцветные покупные бантики-шнуровки, покупная тканевая заколка, пуговицы, мешочек для них, покупные разноцветные цветочки, разноцветные прищепки, крышки от молочных продуктов, маркеры (синий, зелёный, красный) для раскрашивания крышек, клей, дырокол, липучки для крепления изображений (я использовала липучки от памперсов), предметные картинки и карточки-буквы, карточки-цифры из других игр.
Безопастность использования: все материалы безопасны и гигиеничны, эстетически привлекательны, яркие.
Пособие разработано с учётом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и может использоваться не только учителем-логопедом, но и дефектологом и воспитателем на коррекционном часе.
Изображение пособия:
Панов Егор Игоревич
Шабанова Алёна
Кияйкина Наталья Федоровна
Шабанова Алёна
Ругачева Олеся Владимировна
Шабанова Алёна
Володченкова Ольга Алексеевна
Шабанова Алёна
Трефилова Раиса Поликарповна
Шабанова Алёна