Рекомендации учителя-логопеда «Игровые приёмы при автоматизации и дифференциации»
«Собери урожай»
Цель: дифференциация звуков в словах, расширение словаря по теме.
На столе картинки с изображением овощей и фруктов, плоскостные дерево и грядка. Ребёнок должен сначала «собрать» овощи и фрукты с одним заданным звуком, а затем с другим звуком. Например, на звук (С) – чеснок, редис, капуста, свекла, редиска, персик, апельсин, абрикос.
На звук (Л) – лук, свекла, баклажан, лимон, яблоко.
На звук (Р) – морковь, картошка, помидор, горох, груша, виноград, персик.
«Кто быстрее украсит клумбу?»
Цель: дифференциация звуков [Р] и [Л] в словах, расширение словаря по теме.
На картинках изображены цветы, в названии которых есть звуки (Р) или (Л). Ребёнок должен выбрать для своей клумбы цветы с заданным звуком.
Например, ребенок должен выбрать цветы со звуком (Л) - ландыш, тюльпан, флокс, лилия, гладиолус, василёк, колокольчики, лютик; со звуком (Р) - герань, роза, сирень, клевер, астра, фиалка, ромашка, настурция, нарцисс
Адрес: 347750, Ростовская обл.
Зерноградский район,
ст. Мечетинская,
ул. Советская, 46.
тел. 62-1-92
e-mail: malush.zern@yandex.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад
«Малыш» Зерноградского района
Наконец-то ребенок
научился
произносить звук
[Р] или [Ш],[Л], [С].
А дальше?
Рекомендации
учителя-логопеда
Клюшник Н.В.
Игровые приёмы при автоматизации и дифференциации
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.
Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Процесс автоматизации звуков – это монотонные упражнения, которые очень быстро утомляют ребёнка.
Задача взрослого помочь ребёнку избежать скуки, увлечь ребёнка нестандартными игровыми приёмами.
Благодаря предлагаемым заданиям, процесс автоматизации звуков станет более эффективным и интересным.
«Бабушкины бусы»
Цель: автоматизация звука [С]
в слогах.
Взять бусины разных цветов и размеров. Ребёнок нанизывает бусины на нитку и повторяет заданный слог. Например, красный – «са», жёлтый – «со», синий – «су», зелёный – «сы». Нанизывая большие бусины, ребёнок произносит слог громко, а нанизывая маленькие – тихо.
Этот пример подходит для автоматизации других звуков.
«Горка»
Цель: автоматизация заданного звука в слогах, словах.
На листе бумаги нарисована горка, а на ней флажки. На флажках написаны слоги или слова на автоматизируемый звук. Ребёнок пальчиком по лыжне и, «объезжая» флажки проговаривает или повторяет за взрослым слоги и (или) слова, голосом выделяя автоматизируемый звук.
«Лови — бросай»
Цель: автоматизация заданного звука в словах, формирование навыков словообразования.
Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит слова с заданным звуком. Ребёнок бросает мяч обратно и повторяет названное слово, с силой голоса акцентируя автоматизируемый звук. Можно произносить слово, изменяя его (по числам; единственное и множественное число; уменьшительно-ласкательная форме и т.д.).
«Назови по цветам»
Цель: автоматизация заданного звука во фразовой речи.
На столе перед ребенком картинки на автоматизируемый звук. Ребёнок должен назвать сначала предметы только одного цвета, а затем другого. Например, зелёный огурец, зелёная краска, зелёный перец, красные рукавицы, красный карандаш и т.д.
«Волшебное дерево»
Цель: автоматизация заданного звука в слогах, словах.
На плоскостном дереве висят яблоки (груши, вишни, сливы). «Срывая» яблоки с веток, нужно проговаривать слоги и (или) слова, голосом выделяя автоматизируемый звук.
Желаю вам успехов!