Урок русского языка в 4 классе на тему «Наречие как помощник глагола в речи»
Тема: «Наречие как помощник глагола в речи»
Класс: 4
Учитель: Ларина Елена Анатольевна
УМК: «Начальная школа 21 век»
Тип урока: открытие новых знаний
Дидактическая цель: познакомить учащихся с наречием, с его особенностями как части речи.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: проявлять интерес к учебному материалу.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; составление плана и последовательности действия, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Технологическая карта урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя, учащихся |
УУД |
I. |
Мотивирование к учебной деятельности. Цели: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
Учитель: Чему бы ты ни научился, ты учишься для себя. (Древний Рим) Учитель: а зачем учиться? Дети: чтобы узнавать новое и применять. |
Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: целепологание планирование
|
II. |
Создание проблемной ситуации. Цели: организует выполнение учащимися учебного действия; организовать фиксирования учащимися затруднения. |
Запишите слова и укажите, к какой части речи относятся они относятся: каникулы, учится, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, пирожок, они, весело, спокойный, думает.
Учитель: что нужно знать, чтобы определить часть речи? Дети: знать, что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется слово, с каким словом связано в предложении. -Какие слова вызвали затруднение? Подчеркните их. - Какая проблема возникла у нас? -Подумайте можно ли изменить эти слова?
Работа в парах Составьте словосочетания со словами вверху, направо, однажды, весело.
стоял издалека пошел весело случилось направо работал однажды приехал вверху
Ответ даёт одна из пар. Ответ обсуждается всеми детьми. - Какие испытывали затруднения? Стоял (где?) вверху, Пошёл (куда?) направо, Случилось (когда?) однажды, Работал (как?) весело, Приехал (откуда?) издалека. Сделайте вывод: - К какому слову относятся все эти слова? - На какие вопросы отвечают? Дети: эти слова относятся к глаголу и отвечают на вопросы как? когда? где? куда?
|
Познавательные: формулирование проблемы и самостоятельные способы решения проблемы. Коммуникативные: контроль деятельности |
III. |
Актуализация знаний. |
– Проанализируйте слово ЛОвко как часть речи (устно). Белка ловко прыгает по веткам ели. Мама ловко перевязала рану. Мальчик ловко закинул удочку. Можно ли было обойтись без выделенных слов? – Понаблюдайте, с какой частью речи связаны эти слова? (С глаголами.) Учитель: что ещё заметили? Дети: эти слова не изменяются и подчиняются глаголам. - На какие вопросы отвечают? Прочитай сведения по учебнику на странице 57, сравните, сделайте вывод.
|
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Общеучебные: произвольное и осознанное построение устного речевого высказывания. |
IV.
|
Поcтановка учебной цели. Цель: организовать постановку учебной цели урока.
|
Учитель: какая тема урока? Дети: знакомство с наречием. Учитель: какая цель? Дети: научиться писать наречия, находить их в предложениях Учитель: зачем нужно изучать наречие? Дети: затрудняются ответить. Давайте отдохнём Физкультминутка. Повернём сейчас направо раз, два, три, А теперь пойдём налево раз, два, три, Тихо все сейчас присядем раз, два, три, Дружно, быстро все мы встанем раз, два, три. _ Какие наречия используются в физкультминутке? Как их узнать? -Попробуйте выполнить упражнения без наречий. - Нужны ли наречия в речи? Зачем? Дети: непонятно когда совершать действие, куда двигаться и как. (Работа в группах) Упражнение 4 на странице 59. Прочитать задачу и решить. Назвать пять дней недели, не употребляя чисел и названий дней. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) Ответ даёт одна из групп. Ответ обсуждается всеми детьми. Группы выполняют самооценку своей работы.
- К какой части речи относятся эти слова? -Могли бы мы обойтись без наречий? - Какую цель урока поставили? Сделайте вывод.
|
Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения (постановка цели урока, выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство правильным ответом). Личностные: установление учащимися значения и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, своих мотивов и жизненных интересов. |
V. |
Открытие нового знания. . |
Работа в группах. Повторение правил работы в группе. На доске записаны глаголы. Нужно добавить к каждому глаголу соответствующее наречие: Учитель: как будете действовать? прыгал… играл… пел… шел… прибил… писал… Ответы дают дети из каждой группы. Ответы обсуждаются. Группы выполняют самооценку своей работы.
Учитель: можно ли предположить, каким членом предложения наречие чаще всего будет в предложении?
Мой друг приехал издалека.
Сделайте синтаксический разбор предложения. -Вспомните, как выполняется синтаксический разбор предложения. (Повторяется алгоритм синтаксического разбора) Отвечает один ученик. Другие ученики оценивают его ответ. Используют, если нужно слова: Хочу поспорить… Назовите наречие, встретившееся в этом предложении, какую роль выполняет оно в предложении? (обстоятельство) Сделайте вывод. Сравните его со сведением в учебнике на странице 58.
|
Познавательные: установление причинно-следственных связей. Личностные: установление учащимися значения и результатов своей деятельности. |
VI.
VII. |
Применение знаний. Цель: организовать усвоение учениками нового знания.
Самостоятельная работа. Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать самопроверку по эталону; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
|
Задание «Четвертое лишнее». (Работа в парах.) Детям предлагаются карточки. Одно из наречий в каждой группе слов лишнее, не соответствующее смыслу глагола. Задача детей – соотнести наречия с глаголом и зачеркнуть лишнее наречие. Писать – аккуратно, чисто, громко, разборчиво. Играть – весело, пешком, долго, дружно. Сказать – вежливо, ощупью, громко, правильно. Читать – быстро, вслух, вручную, выразительно. Работать – быстро, издалека, плохо, много. Спать – крепко, скоро, долго, спокойно.
– С «лишними» наречиями составьте словосочетания, указывайте зависимость и вопрос Проверка работы пар. Коллективное обсуждение ответов. -Какие ошибки допустили? -Каковы причины ошибок? (не поняли смысл, неправильно задали вопрос, поторопились и т.д.)
Сделайте вывод о своей работе.
Запишите слова по группам в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают. Упражнение 1 на странице 57. – По какому признаку вы их разделите? Проверка индивидуальной работы по образцу. Сделайте выводы. Поясните свою ошибку. - Кому удалось выполнить работу без ошибок? |
Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения. Личностные: установление учащимися значения и результатов своей деятельности. Коммуникативные: постановка вопроса, построение речевых высказываний; умение слушать и слышать; планирование сотрудничества. Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, их контроль, оценка.. |
VIII. |
Рефлексия Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Учитель: задайте друг другу вопросы по пройденной теме урока. -Кого хотите похвалить за работу на уроке?
Предлагаю вам взобраться по «Лестнице успеха». - Если вы уверены, что хорошо усвоили тему «Наречие как помощник глагола в речи», выполнили верно задания, нарисуйте человечка на самом верху лестницы. - Если вы считаете, что признаки наречия вам надо еще повторить, справились не со всеми заданиями, верно, то нарисуйте человечка на средней ступеньке лестницы. - Если вы считаете, что вам нужно повторить что такое наречие, и вы не можете определить его в тексте, то нарисуйте человечка внизу лестницы. (Выполняют на полях тетради, учитель корректирует самооценку) - А сейчас, продолжите, пожалуйста, эти предложения: Мне запомнилось на уроке….. Мне было трудно …. У меня получилось на уроке….
|
Общеучебные: формирование обобщенных знаний; контроль, оценка и критическое отношение к своим знаниям. |
IX. |
Домашнее задание |
упражнение 3 стр.58 сильные ученики упражнение 2 стр.57слабые ученики
|
|