Конспект урока на тему «Народная музыка» (Муызка, 4 класс)
Средняя общеобразовательная муниципальная школа №44 им. В.Кудзоева г.Владикавказ, РСО-Алания
Конспект урока по музыке
в 4 классах
«Народная музыка»
подготовила
учитель музыки высшей категории
Тедеева Тамара Ботазовна
г. Владикавказ
Тема |
«Народная музыка» |
1 слайд |
Цель |
Добиться понимания темы Развивать творческие способности Прививать любовь к музыке Пробуждать мышление |
2 слайд |
Оборудование |
Конспект, наглядность, грамзапись |
|
Организация |
Ввожу учащихся в класс под музыку – «Камаринская», дослушаю до конца. Жестом предлагаю тихонечко сесть. - Под какую музыку мы вошли в класс? - Легко ли вам было шагать? (нет) Это потому, что музыка похожа на танец. предлагаю учащимся сесть удобно и на протяжении всего урока не только слушать, но и слышать все и добросовестно работать. В конце урока за активную работу буду ставить оценки. |
|
Беседа |
Народное творчество является неиссякаемым источником, откуда мы получаем наши представления об историческом прошлом, о современной жизни народа, о его думах, жизненных интересах. Музыкальный язык народной песни – его правдивость, искренность, простота – сочетаются с непревзойдённым совершенством. Лучшие композиторы пользовались и сейчас продолжают пользоваться мелодиями и характерными чертами народной музыки. - Ребята, а как вы думаете, что такое народная музыка? - Это музыка, написанная народом. Гениальный русский композитор, основоположник классической музыки Михаил Иванович Глинка первым подчеркнул огромное влияние народной песни в следующих словах: «Создает музыку народ, мы только записываем и аранжируем» |
3 слайд
4 слайд
5 слайд |
Слушание |
- Ребята, а сейчас мы послушаем произведение, сядьте удобно, примите позу слушателя. Звучит «Камаринская». - Вам знакомо это произведение? - Правильно! Мы под эту музыку заходили в класс. - Какой характер этого произведения? - А кто исполнитель? Это произведение называется «Камаринская», его написал М.И. Глинка после посещения местности Камаринская. - Как вы думаете, кто написал эту мелодию? (народ) - А что сделал М.И. Глинка? (аранжировал) Огромную роль в народной музыке сыграла деятельность великих русских композиторов Римского – Корсакова, Чайковского, Лядова – с этими композиторами вы познакомитесь в старших классах. |
6 слайд
7 слайд
|
Слушание |
- А сейчас мы с вами прослушаем знакомую вам песню. Звучит «Во поле береза стояла». - Как называется эта песня? - Кто написал это произведение? - А теперь слушайте внимательно. После прослушивания буду задавать вопросы. Звучит фрагмент из 2 части симфонии №4 П.И. Чайковского. - Это произведение вам знакомо? - Правильно! «Во поле березка стояла». Ребята, это произведение П.И. Чайковского, фрагмент из 2 части Симфонии №4. - Что произошло с песней? - Она видоизменилась, обогатилась звуками. - А кто исполнитель? |
8 слайд |
Беседа |
В наше время, ребята, особенно большое значение имеет собрание и запись народных песен. Собран большой материал, над которым работают композиторы. В результате всей этой работы имеются ценнейшие сборники народных песен. Наряду с русскими народными песнями собирается и записывается фольклор других народов нашей Родины. - Ребята, а что означает слово фольклор? - Фольклор (в переводе с англ.) – народная мудрость, «народное» знание. В нашей любимой Осети есть много прекрасной народной музыки. Это и песни, и танцы. |
9 слайд
|
Слушание и исполнение |
Примите позу слушателя. Сядьте удобно. Слушаем. Звучит «Дигурон хонга кафты цагъу» (осетинский народный танец) - Музыка какого народа прозвучала? - Какой характер музыки? - Какое настроение появилось у слушателя? |
9 слайд |
Беседа |
У осетинского народа есть много героических песен. С ними вы будете знакомиться в старших классах. А сейчас мы послушаем «Мамсыраты Хаджымураты зараг». Сопоставляю эти произведения (1 произведение без слов, 2 со словами). - Ребята, послушайте внимательно еще одно произведение. - Какому народу оно принадлежит? (Симд) Предлагаю ребятам станцевать. Все хлопают в ладоши. С каждым годом выявляются новые народные таланты. ни славят нашу Родину, обогащают народное творчество. - Что нового узнали на этом уроке? - Какие музыкальные произведения слушали? - А что больше всего понравилось? Анализирую ответы учащихся, выставляю оценки, использую игровой момент – раздаю красочные оценки. |
10 слайд
|
Список использованной литературы
Масленникова-Золина Л. В. , «Необычные уроки музыки», 1-4 класс., 2010 г.
Надежда Рябенко: Уроки музыки в 1-7 классах. Книга для учителя, 2006 г.Использованные дополнительные материалы
Камаринская, Оркестр краснознамённого ансамбля, Самсоненко Б., «Камаринская. Русская балалайка», CD, 2004 г.
Во поле березка стояла, Оркестр Государственного ансамбля «Березка», «Камаринская. Русская балалайка», CD, 2004 г.
Дигурон хонга кафты цагъу , «Осетинские народные песни», CD, 2007г.
СИМД, «Осетинские народные песни», CD, 2007 г.
Интернет-источники
Сайт для учителей музыки http://meta-music.ru/
Страничка учителя музыки http://www.openclass.ru/node/50647
Источники иллюстраций
Русские народные музыкальные инструменты: http://lamusika.ucoz.ru/_si/0/12364173.jpg
http://www.kolpino.ru/upload/iblock/1f3/47b9371a5ec847a6416d19e09506ac86_XL.jpg
Портрет М.И.Глинки: http://f12.ifotki.info/org/1d90dc96a0eb0d07d202146e56cc3a98bc5f6c140581242.jpg
Портрет М.А. Римского-Корсакова: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/448/75448710_large_4000491_rims.jpg
Потрет П.И. Чайковского http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=4772a68f5c2acc90452693286b40a8bb-92-144&n=21
Портрет М. Балакирева http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0ffdec61e13f9e69b3fd8f096279b2d8-47-144&n=21
Фотография березы: http://www.stihi.ru/pics/2010/09/21/6227.jpg
Изображение осетинского народного инструмента: http://osradio.ru/uploads/fotki/old/371/image.jpg
Изображение танца «Симд»: http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0adce0208805c3d937e39d0d8f75341a-40-144&n=21