Наследие отечественных педагогов в области образования: Гальперин Петр Яковлевич
Наследие отечественных педагогов в области образования
Гальперин Петр Яковлевич
Гальперин Петр Яковлевич (1902 - 1988) - доктор педагогических наук по психологии, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор-консультант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Читал лекции по общей психологии, детской психологии, истории психологии. Ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий, и деятельную теорию усвоения. В 1999 году удостоился награды Лауреат Премии Президента РФ в области образования посмертно.
Основные статьи и труды:
- К вопросу о внутренней речи // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 4
- Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959
- Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание ученой степени доктора педагогических наук (по психологии) по совокупности работ. М., 1965. 51 с.
- Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966
- Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 150 с.
- Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.)
- Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978
- Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985
- Психология как объективная наука. М., 1995
П. Я. Гальпериным был предложен и экспериментально разработан метод поэтапного формирования умственных действий и понятий из работы «Метод обучения и умственное развитие ребенка». Таким образом, была выдвинута новая интерпретация взаимосвязи обучения и умственного развития ребенка.
Самым важным в гальперинской общей психологической концепции остается теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, которая представляет собой систему положений об условиях и механизмах становления различных форм и видов умственной деятельности человека на разных этапах жизненного цикла, в учебной, игровой и профессиональной деятельности, в норме и патологии. Эффективность применения многократно подтверждена в экспериментально-лабораторных и полевых условиях.
На основании положений данной теории под непосредственным руководством П. Я. Гальперина его учениками и последователями осуществлено нескольких сотен прикладных проектов, направленных на совершенствование содержания, форм и методов обучения в дошкольном воспитании, в начальной, средней общеобразовательной и профессиональной школе, в высшем образовании, в обучении рабочих и специалистов на производстве, в повышении квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов различных отраслей экономики, в военном и спортивном обучении.
Научные труды П. Я. Гальперина дали начало обширному циклу экспериментальных исследований в детской и педагогической психологии, которые в будущем станут основой для конкретных методических разработок в педагогической практике.
Все годы многочисленного упорного труда и большого научного вклада прошли не зря, П.Я. Гальперин совершил революционный поворот в отечественной психологии.
Список литературы
1. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в детском мышлении // Вопросы психологии. - 1966. - № 4. - С.134.
2. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий /Подг. к печати М.А. Степановой. //Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 1998. - №2. - С.3-8.
3. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме “формирование умственных действий и понятий”. - М.: Изд-во МГУ, 1965.
4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в современной психологии. - М.: Наука, 1966.