Введение ФГОС ООО предполагает (кроме других составляющих) формирование у школьников умения осуществлять проектную деятельность. Важно осознание ребятами того, что проектом считается любое самостоятельное дело (исследование, изделие, действо), осуществляемое индивидуально или в группе, дающее конкретный результат. Проектная деятельность учащимся очень нравится, и предложенные настольные игры это подтверждают. Кстати, играть ребята умудряются не только после уроков, но и на переменах.
Правила практически одинаковы для всех игр, изготовленных ребятами: игроки с помощью фишек и игрового кубика перемещаются по полю, выполняя какие-либо задания, попадая в «коварные» ловушки, пропуская ход, возвращаясь назад и т.д. Побеждает тот, кто доберется до финиша первым. Хочу представить несколько интересных находок, которые ребята предложили самостоятельно и к которым мы пришли в ходе «апробации» игр и обсуждения возможных вариантов развития нашей игровой деятельности:
1) темы игры могут быть самыми разнообразными (древнегреческие олимпийские игры, поэмы Гомера, мифы Древней Греции и т.д.);
2) игры можно разрабатывать по разным предметам;
3) правила игры можно устанавливать самостоятельно, исходя из ситуации (количество игроков, ограничение по времени, уровень подготовки участников и т.д.);
4) используя одно и тоже «универсальное» игровое поле с обозначением точек (шагов), предполагающих выполнение задания, можно менять карточки с вопросами (заданиями), тем самым игра из исторической может превратиться, например, в обществоведческую (или сборную);
5) оформление игрового поля, его размер, количество участников, продумывание препятствий, тематика игры, вопросы-задания и т.д. – полномочия (творчество) автора, главное, чтобы игра была яркой, интересной и полезной.
Предлагаю варианты возможных карточек-заданий для игр по разным темам.
«Олимпийские игры»
1. Какое современное государство считается родиной Олимпийских игр? (Греция)
2. Когда состоялись первые Олимпийские игры? (В 776 г. до н. э.)
3. В чью честь проводились Игры? (В честь Зевса, верховного бога в греческой мифологии)
4. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? (Так как даже если шли войны, то их прекращали на время игр – «Священное перемирие»)
5. В какое время года и с какой периодичностью проводились Игры? (Каждые четыре года, между жатвой и сбором винограда)
6. Какой награды удостаивался победитель состязаний в Олимпии? (Венок из ветвей священного оливкового дерева, честь, почет. Им воздвигали статуи, чеканили монеты)
7. Когда и где были проведены первые Олимпийские игры современности? (В 1896 г. в Афинах.)
8. Вспомните дословно девиз Олимпийских игр. («Быстрее, выше, сильнее»)
9. Что представляет собой олимпийский флаг? (Белое полотнище с пятью переплетенными кольцами синего, черного, красного, зеленого и желтого цветов. Флаг утверждён в 1914 г.)
10. Верно ли, что каждое из пяти переплетенных колец символизирует определенный материк? (Верно. Олимпийское движение имеет свою эмблему – 5 переплетенных колец: голубого – Европа, желтого – Азия, зеленого – Австралия, красного – Америка и черного – Африка).
Сафонова Елена Валерьевна
Кололеева Елена Викторовна