Интегрированный урок обществознания и литературы в 7 классе «Не надобно другого образца…»

Егорова Наталия Анатольевна,
учитель обществознания высшей категории,
Захарова Инна Леонидовна,
учитель русского языка и литературы высшей категории,
МБОУ «СОШ № 39 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары ЧР
Тема урока: «Не надобно другого образца…». Интегрированный урок обществознания и литературы в 7 классе.
Цель урока: Формирование системы знаний уобучающихсяо семье, ее типах и семейных ценностях, раскрываемых в науке, в произведениях литературы, устного народного творчества и изобразительного искусства с опорой на личный опыт.
Задачи.
Образовательные:
Познакомить обучающихся с основными понятиями: семья, типы семей, семейные ценности;
Формировать у учащихся стойкое положительное отношение к семье и семейным ценностям;
Выявить наличие семейных ценностей в произведениях литературы, УНТ, изобразительного искусства;
Закрепить знанияо семейных ценностяхв традиционной и партнерской семье.
Развивающие:
Развивать умение применять полученные знания для решения проблем семьи;
Развивать мыслительные процессы во время выполнения практических заданий: анализ, синтез;
Развивать произвольную память и вниманиеобучающихся.
Воспитательные:
Воспитыватьосновынравственности, эстетического вкуса;
Воспитывать партнерские отношения при работе в подгруппе сверстников при выработке совместных решений;
Воспитывать личность, способнуюстроить внутрисемейные отношения;
Воспитыватьактивную гражданскую позицию обучающихся.
Материал к уроку:Презентация powerpoint. Мультимедийный проектор, ПК.
Форма урока:интегрированный урок с применением инновационных технологий.
Формы работы: групповая работа.
Эпиграф: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» А.С. Грибоедов.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент (предварительно класс делится на 5 групп: 1 группа – «Хранители народной мудрости», 2 группа –«Исследователи ДРЛ», 3 группа – «Проницательные читатели», 4 группа–«Ценители искууства», 5 группа – «Практики» Обучающиеся за неделю до урока самостоятельно готовят коллажи, демонстрирующие наличие семейных ценностей в различных произведениях искусства).
Приветствие.Актуализация. Введение в тему.
Учитель обществознания:Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости. Сегодня наш урок обществознания мы проведем совместно с учителем литературы.
Учитель литературы:Темой для сегодняшнего урока послужили строчки из бессмертной комедии А. С. Грибоедова:«…Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца»
Учитель обществознания: Семья… Что это такое и как она появилась?
Ученицы читают стихотворение:
Что может быть семьи дороже?!
Дороже дочери, жены?
Имеет цену всё. Быть может,
Семье лишь только нет цены!
Как оценить нам смех ребенка?
Во сколько долларов, рублей?
И дивный аромат пелёнки
Для матери духов ценней!
А сколько стоит лад семейный?
Когда, собравшись за столом,
Все вместе в этот миг бесценный
Мы говорим о том, о сём…
И, в заключение, простое
Предположенье выдам я:
Что, если есть что-то святое,
То это только лишь Семья!
Учитель обществознания:Сегодня мы с вами должны понять, что такое семья, для чего создавались семьи, какие типы семей выявляет современная наука.
2. Учитель обществознания:Наука о семье. С научной точки зрениясемья - это малая группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Для чего создавались семьи? (ответы детей и дополнения учителя)
В семье легче выполнять домашнюю работу (ведение хозяйства)
В семье рождаются дети (продолжение рода)
В семье родители обучают своих детей (воспитание, передача опыта)
В кругу семьи человек находит понимание (поддержка близких)
С семьей можно не только работать, но и отдыхать (совместный досуг)
Наука классифицирует семьи по разным признакам, деля их на различные виды:
Патриархальные (традиционные) и Партнерские (демократичные)
Многодетные и Малодетные или бездетные
Расширенные и Нуклеарные (малые)
Признаки семей различного типа:
«Традиционная» семья» | «Современная» семья» |
Родственный принцип организации жизни ориентирует ребенка на семью, а не на себя. | На первом месте образование, карьера, социальный статус. |
Четкое разделение труда мужа и жены обеспечивает мир и благополучие семьи. | «Взаимозаменяемость» семейных ролей, затухание «мужского начала» в мужчине. |
«Семьецентризм», ценность семейного образа жизни. | Эгоизм, забота о личном благополучии. |
Власть старших поколений обеспечивает сохранность традиций и ценностей. | Брачные узы становятся выше родовых. |
Развод – редкость, по инициативе мужа из-за бездетности или аморального поступка жены. | Развод – распространенное бытовое явление. |
Культура многодетности, признание детей наивысшей семейной ценностью. | Культура малодетности, внебрачных отношений и материнства вне брака: массовая бездетность; рост числа матерей-одиночек; детское сиротство при живых родителях. |
Учитель литературы:Семейные ценности в УНТ, ДРЛ и в литературе.С наукой не поспоришь. Но ведь есть ещё и народная мудрость, которая складывалась веками и передавалась из поколения в поколение.О значении семьи, о её значимости в жизни человека мудрый народ сложил множество пословиц и поговорок.
Первой группе необходимо было подобрать пословицы о семье и определить, какие ценности семьи нашли в них своё отражение.
Выступление первой группы. (Обобщение и запись полученных выводов в тетрадь). Народ в своем творчестве выражает такие ценности семьи, как: забота о ближних, родных людях; почитание и уважение старших; хороший пример родителей, воспитание детей через пример родителей.
Учитель литературы:Второй группе нужно было подобрать и выявить основные ценности семьи в произведениях древнерусской литературы.В частности, в «Поучении Владимира Мономаха детям».
Выступление второй группы. Цитаты из «Поучения В. Мономаха», выбранные обучающимися в качестве примеров семейных ценностей(запись в тетрадь):
старых чтите как отца, а молодых как братьев;
в дому своем не ленитесь, сами наблюдайте;
лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;
куда ни пойдете и где бы ни остановились, напоите и накормите нищего;
более же всего чтите гостя, кто бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный;
что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;
жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.
Учитель литературы:Тема семьи, любви, взаимоотношения родных и близких людей остается ключевой и в искусстве. Я предлагаю рассмотреть вам этот вопрос на примерах художественных произведений.
Третья группа подобрала на свое усмотрение литературные произведения, где встречаются вопросы взаимоотношений в семье, и выявила основные семейные ценности.
Выступление третьей группы. (Выводы, выявленные обучающимися, записываются в тетрадь).
воспитание любви к своему Отечеству: «С родной земли умри, не сходи», «Своя земля и в горести мила»;
воспитание любовью: через любовь к матери, отцу;
пример родителей, почитание и продолжение традиций, заложенных родителями.
Учитель обществознания:Семейные ценности и изобразительное искусство. Следующая группа поделится с нами своими выводами о семейных ценностях, которые они сделали при изучении произведений живописи.
Задача ребят четвертой группы была подобрать на свое усмотрение произведения живописи, где встречаются вопросы взаимоотношений в семье и выявить основные семейные ценности.
(Выводы учащихся фиксируем в тетради).
крепкая дружба и взаимопомощь;
любовь и верность;
совместный труд и почитание старших.
Учитель обществознания:Семейные ценности через личный опыт.
Задача ребята пятой группы –подобрать ситуации из собственного опыта, раскрывающие вопросы взаимоотношений в семье и выявить основные семейные ценности.
Каждый из учащихся данной группы рассказывает о ценностях своей семьи.
3.Практическая часть.Поиск вариантов решения проблем. Представление учащимися «древа решений».
Учитель обществознания:Группы оценивают проблемы с точки зрения семейных ценностей традиционной и современной семьи. Учащиеся предлагают свои варианты решения проблем, обосновывая точку зрения. (с использованием теоретического материала).
Пример таблицы:
Вариант решения с точки зрения традиционной семьи | Вариант решения с точки зрения современной семьи |
1 | 1 |
2 | 2 |
Каждая подгруппа находит решение двух поставленных перед ними проблем и заносит ответ в таблицу.
1) Несовершеннолетний сын пришёл с улицы в нетрезвом состоянии.
2)Родителиспорят по вопросу дальнейшего обучения дочери(дочь закончила 9 кл.).
3)Помощь маме по дому со стороны членов семьи (сходить в магазин, помыть посуду, убрать комнату и т.п.).
4) Из-за недостаточности средств родители не могут купить сыну новыйIfon.
5) Дочь ушла из дома после применения отцом физической силы.
6) Родители настаивают на отличной учебе, при отсутствии способностей у ребёнка.
7) Из-за проблем со здоровьем младшего ребенка, старшему не разрешают завести собаку.
8) Ссорадочери с одноклассницами по разным поводам.
9) Взрослый сын решил жениться, но его избранница не понравилась родителям.
10) Дочь закончила колледж. Поступать в ВУЗ не захотела. Теперь нигде не работает и сидит дома «на шее у родителей».
Учитель литературы:Предлагаю немного отдохнуть и ещё раз закрепить знания о типах семьи. Попробуем определить, в каких семьях живут герои книг.
1) А. Линдгрен. «Пеппи – длинный чулок». Я почти сирота, маму свою я не знаю, а папа у меня моряк, поэтому я его нечасто вижу. Я очень счастлива, что живу одна, потому что живу одна в своем доме, могу делать все, что захочу, меня не заставляют мыться, ходить в школу.
2) А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Я – царевна. Когда моя мама ждала моего появления, мой отец – царь – отправился в поход. А когда он вернулся, я только родилась, а мама от волнений умерла. Через год он женился на другой. Моя мачеха красива, своенравна и своевластна.
3) Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Мой муж – храбрый воин, он отважен, предан Родине и друзьям, но моя жизнь не так уж радостна. Почти все время я одна, не смею перечить мужу. Его слово для меня закон.
4) В. Токарева. «Я есть. Ты есть. Он есть». Каждая семья имеет свои традиции… В традиции Олега и Анны входило звонить друг другу, отмечаться во времени и пространстве: ты есть, я есть. Мы есть. В традиции входило открывать друг другу дверь, встречать у порога, как преданная собака…. Потом вести на кухню и ставить на стол тарелку с божественными запахами.
4. Заключительная часть урока.
Учитель обществознания:Подведение итогов. Выявление семейных ценностей.
Любовь, забота друг о друге, терпение друг к другу
Уважение ко всем членам семьи, понимание, взаимная поддержка
Любовь к родному дому, Родине, отчизне, чувство патриотизма.
Рефлексия.
Учитель литературы:
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.
Пусть дети и взрослые помнят всегда:
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пусть только лучшее ждет вас впереди!