12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Егорова Наталия Анатольевна34

Егорова Наталия Анатольевна,

учитель обществознания высшей категории,

Захарова Инна Леонидовна,

учитель русского языка и литературы высшей категории,

МБОУ «СОШ № 39 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары ЧР

Тема урока: «Не надобно другого образца…». Интегрированный урок обществознания и литературы в 7 классе.

Цель урока: Формирование системы знаний уобучающихсяо семье, ее типах и семейных ценностях, раскрываемых в науке, в произведениях литературы, устного народного творчества и изобразительного искусства с опорой на личный опыт.

Задачи.

Образовательные:

Познакомить обучающихся с основными понятиями: семья, типы семей, семейные ценности;

Формировать у учащихся стойкое положительное отношение к семье и семейным ценностям;

Выявить наличие семейных ценностей в произведениях литературы, УНТ, изобразительного искусства;

Закрепить знанияо семейных ценностяхв традиционной и партнерской семье.

Развивающие:

Развивать умение применять полученные знания для решения проблем семьи;

Развивать мыслительные процессы во время выполнения практических заданий: анализ, синтез;

Развивать произвольную память и вниманиеобучающихся.

Воспитательные:

Воспитыватьосновынравственности, эстетического вкуса;

Воспитывать партнерские отношения при работе в подгруппе сверстников при выработке совместных решений;

Воспитывать личность, способнуюстроить внутрисемейные отношения;

Воспитыватьактивную гражданскую позицию обучающихся.

Материал к уроку:Презентация powerpoint. Мультимедийный проектор, ПК.

Форма урока:интегрированный урок с применением инновационных технологий.

Формы работы: групповая работа.

Эпиграф: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» А.С. Грибоедов.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент (предварительно класс делится на 5 групп: 1 группа – «Хранители народной мудрости», 2 группа –«Исследователи ДРЛ», 3 группа – «Проницательные читатели», 4 группа–«Ценители искууства», 5 группа – «Практики» Обучающиеся за неделю до урока самостоятельно готовят коллажи, демонстрирующие наличие семейных ценностей в различных произведениях искусства).

Приветствие.Актуализация. Введение в тему.

Учитель обществознания:Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости. Сегодня наш урок обществознания мы проведем совместно с учителем литературы.

Учитель литературы:Темой для сегодняшнего урока послужили строчки из бессмертной комедии А. С. Грибоедова:«…Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца»

Учитель обществознания: Семья… Что это такое и как она появилась?

Ученицы читают стихотворение:

Что может быть семьи дороже?!

Дороже дочери, жены?

Имеет цену всё. Быть может,

Семье лишь только нет цены!

Как оценить нам смех ребенка?

Во сколько долларов, рублей?

И дивный аромат пелёнки

Для матери духов ценней!

А сколько стоит лад семейный?

Когда, собравшись за столом,

Все вместе в этот миг бесценный

Мы говорим о том, о сём…

И, в заключение, простое

Предположенье выдам я:

Что, если есть что-то святое,

То это только лишь Семья!

Учитель обществознания:Сегодня мы с вами должны понять, что такое семья, для чего создавались семьи, какие типы семей выявляет современная наука.

2. Учитель обществознания:Наука о семье. С научной точки зрениясемья - это малая группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Для чего создавались семьи? (ответы детей и дополнения учителя)

В семье легче выполнять домашнюю работу (ведение хозяйства)

В семье рождаются дети (продолжение рода)

В семье родители обучают своих детей (воспитание, передача опыта)

В кругу семьи человек находит понимание (поддержка близких)

С семьей можно не только работать, но и отдыхать (совместный досуг)

Наука классифицирует семьи по разным признакам, деля их на различные виды:

Патриархальные (традиционные) и Партнерские (демократичные)

Многодетные и Малодетные или бездетные

Расширенные и Нуклеарные (малые)

Признаки семей различного типа:

«Традиционная» семья»

«Современная» семья»

Родственный принцип организации жизни ориентирует ребенка на семью, а не на себя.

На первом месте образование, карьера, социальный статус.

Четкое разделение труда мужа и жены обеспечивает мир и благополучие семьи.

«Взаимозаменяемость» семейных ролей, затухание «мужского начала» в мужчине.

«Семьецентризм», ценность семейного образа жизни.

Эгоизм, забота о личном благополучии.

Власть старших поколений обеспечивает сохранность традиций и ценностей.

Брачные узы становятся выше родовых.

Развод – редкость, по инициативе мужа из-за бездетности или аморального поступка жены.

Развод – распространенное бытовое явление.

Культура многодетности, признание детей наивысшей семейной ценностью.

Культура малодетности, внебрачных отношений и материнства вне брака:

массовая бездетность;

рост числа матерей-одиночек;

детское сиротство при живых родителях.

Учитель литературы:Семейные ценности в УНТ, ДРЛ и в литературе.С наукой не поспоришь. Но ведь есть ещё и народная мудрость, которая складывалась веками и передавалась из поколения в поколение.О значении семьи, о её значимости в жизни человека мудрый народ сложил множество пословиц и поговорок.

Первой группе необходимо было подобрать пословицы о семье и определить, какие ценности семьи нашли в них своё отражение.

Выступление первой группы. (Обобщение и запись полученных выводов в тетрадь). Народ в своем творчестве выражает такие ценности семьи, как: забота о ближних, родных людях; почитание и уважение старших; хороший пример родителей, воспитание детей через пример родителей.

Учитель литературы:Второй группе нужно было подобрать и выявить основные ценности семьи в произведениях древнерусской литературы.В частности, в «Поучении Владимира Мономаха детям».

Выступление второй группы. Цитаты из «Поучения В. Мономаха», выбранные обучающимися в качестве примеров семейных ценностей(запись в тетрадь):

старых чтите как отца, а молодых как братьев;

в дому своем не ленитесь, сами наблюдайте;

лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;

куда ни пойдете и где бы ни остановились, напоите и накормите нищего;

более же всего чтите гостя, кто бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный;

что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;

жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Учитель литературы:Тема семьи, любви, взаимоотношения родных и близких людей остается ключевой и в искусстве. Я предлагаю рассмотреть вам этот вопрос на примерах художественных произведений.

Третья группа подобрала на свое усмотрение литературные произведения, где встречаются вопросы взаимоотношений в семье, и выявила основные семейные ценности.

Выступление третьей группы. (Выводы, выявленные обучающимися, записываются в тетрадь).

воспитание любви к своему Отечеству: «С родной земли умри, не сходи», «Своя земля и в горести мила»;

воспитание любовью: через любовь к матери, отцу;

пример родителей, почитание и продолжение традиций, заложенных родителями.

Учитель обществознания:Семейные ценности и изобразительное искусство. Следующая группа поделится с нами своими выводами о семейных ценностях, которые они сделали при изучении произведений живописи.

Задача ребят четвертой группы была подобрать на свое усмотрение произведения живописи, где встречаются вопросы взаимоотношений в семье и выявить основные семейные ценности.

(Выводы учащихся фиксируем в тетради).

крепкая дружба и взаимопомощь;

любовь и верность;

совместный труд и почитание старших.

Учитель обществознания:Семейные ценности через личный опыт.

Задача ребята пятой группы подобрать ситуации из собственного опыта, раскрывающие вопросы взаимоотношений в семье и выявить основные семейные ценности.

Каждый из учащихся данной группы рассказывает о ценностях своей семьи.

3.Практическая часть.Поиск вариантов решения проблем. Представление учащимися «древа решений».

Учитель обществознания:Группы оценивают проблемы с точки зрения семейных ценностей традиционной и современной семьи. Учащиеся предлагают свои варианты решения проблем, обосновывая точку зрения. (с использованием теоретического материала).

Пример таблицы:

Вариант решения с точки зрения традиционной семьи

Вариант решения с точки зрения современной семьи

1

1

2

2

Каждая подгруппа находит решение двух поставленных перед ними проблем и заносит ответ в таблицу.

1) Несовершеннолетний сын пришёл с улицы в нетрезвом состоянии.

2)Родителиспорят по вопросу дальнейшего обучения дочери(дочь закончила 9 кл.).

3)Помощь маме по дому со стороны членов семьи (сходить в магазин, помыть посуду, убрать комнату и т.п.).

4) Из-за недостаточности средств родители не могут купить сыну новыйIfon.

5) Дочь ушла из дома после применения отцом физической силы.

6) Родители настаивают на отличной учебе, при отсутствии способностей у ребёнка.

7) Из-за проблем со здоровьем младшего ребенка, старшему не разрешают завести собаку.

8) Ссорадочери с одноклассницами по разным поводам.

9) Взрослый сын решил жениться, но его избранница не понравилась родителям.

10) Дочь закончила колледж. Поступать в ВУЗ не захотела. Теперь нигде не работает и сидит дома «на шее у родителей».

Учитель литературы:Предлагаю немного отдохнуть и ещё раз закрепить знания о типах семьи. Попробуем определить, в каких семьях живут герои книг.

1) А. Линдгрен. «Пеппи – длинный чулок». Я почти сирота, маму свою я не знаю, а папа у меня моряк, поэтому я его нечасто вижу. Я очень счастлива, что живу одна, потому что живу одна в своем доме, могу делать все, что захочу, меня не заставляют мыться, ходить в школу.

2) А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Я – царевна. Когда моя мама ждала моего появления, мой отец – царь – отправился в поход. А когда он вернулся, я только родилась, а мама от волнений умерла. Через год он женился на другой. Моя мачеха красива, своенравна и своевластна.

3) Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Мой муж – храбрый воин, он отважен, предан Родине и друзьям, но моя жизнь не так уж радостна. Почти все время я одна, не смею перечить мужу. Его слово для меня закон.

4) В. Токарева. «Я есть. Ты есть. Он есть». Каждая семья имеет свои традиции… В традиции Олега и Анны входило звонить друг другу, отмечаться во времени и пространстве: ты есть, я есть. Мы есть. В традиции входило открывать друг другу дверь, встречать у порога, как преданная собака…. Потом вести на кухню и ставить на стол тарелку с божественными запахами.

4. Заключительная часть урока.

Учитель обществознания:Подведение итогов. Выявление семейных ценностей.

Любовь, забота друг о друге, терпение друг к другу

Уважение ко всем членам семьи, понимание, взаимная поддержка

Любовь к родному дому, Родине, отчизне, чувство патриотизма.

Рефлексия.

Учитель литературы:

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.

Пусть дети и взрослые помнят всегда:

Семья – это главное! Через года

Сумейте вы счастье свое пронести,

Пусть только лучшее ждет вас впереди!


Домашнее задание. Написать сочинение-эссе, раскрывая смысл высказывания Л. Н. Толстого "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему".


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.