12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рузиля Шайбакова76
Россия, Башкирская респ., Уфа

II четверть

Класс 6

Дата проведения урока


Технологическая карта урока


Тема: «НЕ с именами существительными».

Цель – формирование умения определять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

Планируемые результаты:

предметные: безошибочно писать существительные с НЕ, правильно пользоваться правилом, определяющим выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)

регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному алгоритму, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.



Тип урока: урок открытия новых знаний.

ХОД УРОКА

слово - дело великое…Словом можно служить любви,

словом же можно служить вражде и ненависти.

Л.Н. Толстой



Организационный момент. Актуализация опорных знаний

Уважаемые коллеги! Да-да, именно коллеги. Я, ребята, назвала вас так не случайно. Сегодня мы будем заниматься общим делом: решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово – дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Эпиграф урока).

Прежде чем приобретать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном? Поиграем в игру «Микрофон». Тот, кто получил микрофон, поделится с нами своими знаниями о части речи, которая называется существительным. Начну я. Существительное – это самостоятельная часть речи. А теперь – покажите вы мне свои знания.

Учитель передает микрофон ученикам. Учитель комментирует ответы учеников, обобщает сказанное.









Мотивация учебной деятельности

Звучит новогодняя музыка.

На партах ребят лежат незапечатанные конверты:


Дорогой мой друг!

Пусть Новый го… пр…несёт тебе много хорошего, минуют (не)приятности, б…лезни, разочарования, (не)правда обходит стороной. Пусть никакие (не)взгоды (не)омрачают твоей жизни. Помни, что (не)везение способствует успеху, а труд и упорство.

Буду ждать ответного письма с (не)терпением.


Докажите, что перед нами текст.

Ребята, в каком жанре написан этот текст? (жанр письма)

А как вы догадались? (есть обращение)

Да, это письмо, а по-другому такой жанр называется ЭПИСТОЛЯРНЫМ.

Эпистолярный жанр (от греч. epistole — письмо, послание) — один из жанров литературного произведения. Это текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений.

Какова тема этого текста? (поздравление с Новым годом, пожелания друзьям)

Как этот текст перекликается с нашим эпиграфом? (в письмах всегда заложена доброта, участие, сострадание, желание поддержать, помочь, праздничное письмо – знак внимания, отличный оригинальный подарок, возможность проявить свой стиль).






Постановка проблемного вопроса, цели и задач урока

Какие орфограммы встретились в этом тексте? С какими вы уже знакомы (проверяемые гласные в корне, не с глаголом), а с какой предстоит сегодня работа? (Да, сегодня на уроке мы должны понять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.)

Запишите тему урока.

Сформулируйте проблемный вопрос урока. (Когда НЕ с ИС пишется слитно, а когда – раздельно?)

Поставьте перед собой цель и задачи. Этой теме мы посвятим 2 урока.






Объяснение нового материала

У каждого из вас на столе есть таблица, которую мы будем заполнять в течение урока. (Таблица «Условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными»)

Ребята, давайте познакомимся с отрывком шуточного стихотворения (видеоролик)


Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с ДОУМЕНЬЕМ:

Что за ЛЕПОЕ положенье!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была РАЗБЕРИХА,

И на ВЗРАЧНОЙ клумбе у будки

Голубые цвели ЗАБУДКИ.

И погода стояла НАСТНАЯ,

И гуляла собака СЧАСТНАЯ,

И, виляя хвостом УКЛЮЖЕ,

Пробегала ПРОЛАЗНЫЕ лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный РЯХА,

А за РЯХОЙ по травке свежей

Шли СУРАЗНЫЙ ДОТЁПА и ВЕЖА.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли ДОУЧКИ.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна СМЕЯНА.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.


Понятно ли содержание этого стихотворения?

Вызывает ли у вас что-нибудь удивление?

Есть ли в стихотворении незнакомые слова?

Подчеркните существительные, которых не существует в русском языке:

А теперь попробуем присоединить к ним исчезнувшую частицу НЕ:

Знакомы ли вам эти слова? Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: если существительное не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно. Вывод на цветном листе прикрепляется к доске. Ребята записывают вывод в таблицу.

Есть ли в нашем письме подобный случай? (невзгоды)

А что же делать со словами, которые прекрасно себя чувствуют без частицы НЕ?

минуют (не)приятности (горечь, досада, огорчение)

(не)правда обходит стороной (ложь, обман, враньё, вздор)

(не)терпением (желание, охота, готовность)

Можем ли мы об этом сказать по-другому?

Что мы сделали? Мы заменили слова синонимами.

Делаем вывод: Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. (дети записывают вывод в таблицу)

А как же быть с выражением: (не)везение способствует успеху, а труд и упорство.

Такие слова заменить синонимами без НЕ не получится. Каковы смысловые отношения слов невезение – труд, упорство? Они друг другу противопоставлены.

Какое слово это противопоставление обозначает явно? Союз А.

Делаем вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении содержится противопоставление. (запись в таблицу)

Обобщим всё вышесказанное, сформулируем алгоритм действий, которым вы сможете пользоваться при написании НЕ с существительными.

t1650627390aa.jpg

Перепишем наше письмо другу.





Закрепление изученного материала.

Ребята, я хочу обратить ваше внимание на слова «Друг познаётся в несчастье». Что это? (пословица) Каждому человеку необходим друг – человек, близкий тебе по духу, тот, с кем интересно проводить время. Друг – этот тот человек, кто поддержит тебя и в горе, и в радости, кто всегда постарается помочь советом и делом.

Как вы можете её объяснить?

А какие еще пословицы и поговорки про дружбу вы знаете?

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Большая заслуга – выручить в беде друга.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

С другом держись, а недруга берегись.

Дружба, как стекло, разобьёшь – не сложишь.


Словарно-физкультурная разминка. Учащиеся встают из-за парт. Учитель называет существительное с НЕ: если НЕ со словом пишется слитно, дети поднимают руки вверх, если раздельно – качают головой.


Недотрога, не велосипед, непогода, не друг, а враг; несмеяна, не роза, несерьёзность, не смелость, а трусость; недотепа, не пятерка, неправда.


Упражнение 288 (письменно предложения 1,4,6). Определить морфологические категории ИС «непогоды» (стужа, слякоть, дождь).

Упражнение 15.6 (интерактивные упражнения, учебный диск).






Рефлексия

Каким был проблемный вопрос нашего урока? Мы ответили на него?

Какие цели, задачи мы поставили перед собой в начале урока? Достигли их?

Завершите тезисы:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Самым интересным для меня было…

Самым трудным для меня оказалось…


Лист самодиагностики (языковая биография)

В таблице языковой биографии содержатся параметры, по которым оценивается (как учеником, так и учителем) уровень владения пройденным материалом. Первая колонка соответствует критерию «затрудняюсь (не могу) / затрудняется (не может); вторая – «могу, приложив усилия / может, приложив усилия», третья колонка – «могу легко, без затруднений / может легко, без затруднений». Первые три колонки для ученика, следующие три – для учителя.

знаю / понимаю




1.Каково общее грамматическое значение ИС?

2.Морфологические признаки ИС.

3.Синтаксическая роль ИС.

1

2

3

1

2

3

умею / могу

1.Определять грамматические признаки ИС.

2.Находить и правильно писать орфограмму «НЕ с именами существительными».

3.Извлекать и преобразовывать информацию (таблица, схема), анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения.

4. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

5.Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.













Подведение итогов. Оценивание учащихся.

Домашнее задание (комментарии по выполнению). Упражнение 291.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.