Конспект организованной образовательной деятельности «Неизведанное рядом» для средней группе
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 313 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Конспект
организованной образовательной деятельности
«Неизведанное рядом»
Познавательное развитие детей средней группыПодготовила:
воспитатель МДОУ
«Ясли-сад № 313 г. Донецка»
Гончаренко С.С.
21.01.2021
Донецк 2021г.
Тема: «Неизведанное рядом» (экспериментальная деятельность)
Цель: формирование познавательных действий ребенка через его включение в проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»:
Обучающие:
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- познакомить детей с понятием «отражение». Помочь детям увидеть, что плоское зеркало отображает предмет таким, каков он есть на самом деле;
- закреплять представления детей о свойствах света и тени через экспериментальную деятельность;
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования и творческой деятельности;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать, воображение;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментированию;
- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Речевое развитие:
- активизировать речевую деятельность детей;
- активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены;
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать навыки общения со сверстниками
- формировать готовность к совместной деятельности;
Художественно-эстетическое развитие:
- формировать представления детей о теневом театре;
Физическое развитие:
- развивать двигательную активность во время занятия;
Методы и приёмы:
- практические: игра, эксперимент, физминутка, артикуляционная гимнастика.
- наглядные: наблюдение, показ демонстративного материала, показ способа действия.
- словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя, ответы детей, худ. слово.
Предварительная работа:
- беседа на тему «Что такое солнечный свет?».
- наблюдение за отражением в оконном стекле в тёмное время суток.
- рассматривание иллюстраций по теме «Источники света».
Материал и оборудование: изображение источников света, фонарики, зеркала, прозрачное стекло, тёмный картон, деревянная и пластиковая доска, ткань, предметы, обладающие отражающим эффектом (ложка, чайник, фольга, очки), экран теневого театра, фигурки теневого театра, коробка с отверстием сверху, аудиозапись сказки К. Чуковского «Краденое солнце».
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводный (мотивационный) | Дети заходят в зал и видят клоуна. Он смотрит в зеркало. Воспитатель: - Здравствуй, Клоун, мы пришли к тебе в гости. Клоун: проходите, гости дорогие. Воспитатель: - Клоун, почему ты грустный? Что случилось? Клоун: - Я жил здесь один. Но вот пришел еще один клоун. Он сидит вот там. Показывает на зеркало Воспитатель: - Да нет же, это не другой клоун, это все ты. Ты просто отражаешься в зеркале. Вот смотри, я тебе надеваю очки. Теперь ты отражаешься в зеркале в очках. Клоун: - А пусть ребята тоже посмотрят в зеркало. | |
Основной (деятельностный) | (Экспериментирование с зеркалом.) Воспитатель: Дети, подойдите к зеркалу. Садитесь за столы аккуратно, чтобы зеркало не зацепить. Руками его не берём – оно может разбиться. Посмотритесь в него. Что вы видите? Воспитатель: Как мы используем зеркало в детском саду? Воспитатель: Предлагаю выполнить знакомые упражнения. (Лошадка, иголочка, лопаточка) Воспитатель: Для чего ещё нужно зеркало? | Своё отражение Делаем гимнастику язычка Дети садятся за столы для проведения артикуляционной гимнастики Следить за внешним видом. |
(Экспериментирование с предметами) Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, чайник, вазочки, воздушный шар, ёлочная игрушка, зеркало) Клоун: найдите предметы, в которых можно увидеть свое лицо. Воспитатель: На что вы обратили внимание при выборе предмета? Попробуйте каждый предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый? Все ли предметы блестят? Посмотрите, одинаково ли ваше отражение во всех этих предметах? - Где лучше отражения? – Правильно, лучше отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала. | (дети смотрятся в выпуклые предметы и в плоские) Дети называют предметы | |
(Экспериментирование со стеклом) Воспитатель: Ребята, помните, вечером, когда на улице было темно и сегодня утром, когда еще было тоже темно смотрели в окно, что мы видели? А сейчас мы видим отражение? Почему же так происходит? Берем лист черной бумаги, прикладываем к стеклу. Что видим? Убираем лист, что видим? Клоун играет с зеркалом. По залу пробежал солнечный зайчик. Клоун: Как он весело скачет. Давайте с ним поиграем. | (свое отражение) Нет (стекло прозрачное) (свое отражение и то что находится сзади) (стекло прозрачное и то, что впереди) | |
ФИЗМИНУТКА «Солнечный зайчик» (с музыкальным сопровождением) Солнечные зайчики Играют на стене. Поманю их пальчиком – Пусть бегут ко мне! Ну, лови, лови скорей – Вот, вот, вот - левей, левей! Прыг-скок, прыг-скок – Убежал на потолок! (Мария Пожарова) | Дети выполняют движения в соответствии с текстом | |
(Экспериментирование с источником света) Воспитатель: Куда это нас завёл солнечный зайчик. Какой интересный ящик. Посмотрим, что в нём? Да тут фонарики. - Для чего они нужны? (источник света) - Но, прежде, чем вы их возьмёте, послушайте правила обращения с ними. (Не ронять, может разбиться; не доставать батарейки, не светить в глаза друг другу;) (включает фонарик – гаснет свет) -Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. У нас есть фонарики. Они выручат нас в этой ситуации. Ребята, включайте свои фонарики. - Как светят фонарики в темноте? -Если фонарики направим вверх, что произойдёт? -На что похож свет от фонариков? -А если направим фонарики вниз. Где будет светло? -Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? -А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? Воспитатель: обратите внимание на оформление нашего зала – назовите, предметы, от которых исходит свет. А какие источники света вы ещё знаете? Воспитатель: Да, вы всё правильно назвали. Эти предметы являются источниками света. Одни природные, такие как звезда, солнце, северное сияние. А другие – искусственные (фонарик, свечка, телевизор…) | - Чтобы светить Дети зажигают фонарики - Ярко - Свет наверху - На кружочки - Свет внизу - Кружок уменьшается - Кружок становится больше - Плафоны, фонарики, фара машины, Мигалки на полицейской машине, фонари, светофор, луна. звёзды. - Солнце, молния, вулкан, ёлочная гирлянда, костёр, свеча, северное сияние… | |
(Экспериментирование с предметами, дающими тень) Воспитатель: Посмотрите, в нашей коробочке ещё что-то лежит. Тут много различных предметов. (разделочная деревянная доска, доска для лепки пластмассовая, целофан, платок, картон, стекло) Воспитатель: Помогите найти предметы, пропускающие свет (эксперимент) Воспитатель: почему через стекло видно свет, а через доску нет? Вывод: свет проникает только через прозрачные предметы. Это свойство применяют при строительстве домов. (Окна делают из стекла, материал прозрачный, он пропускает дневной свет в комнату). Воспитатель обращает внимание на отражение от руки. - Что это? - От чего? - Скажите, а рука прозрачная? Воспитатель: Все непрозрачные предметы дают тень. Клоун: я работаю в театре. - А как использует театр тень и свет? - Предлагаю посмотреть сказку в нашем театре теней. | каждый ребёнок берёт предметы и по очереди подносят к коробке и лампе - Доска не прозрачная - Тень - От руки - Нет В теневом театре | |
Гаснет свет Показ теневого театра «Краденое солнце» К.И.Чуковский с использованием аудиозаписи | Дети смотрят сказку | |
Заключительный (рефлексивный) | Клоун: как с вами интересно… Теперь я знаю, что такое зеркало и зачем нужен свет. Закрепление материала - Дети вспомните, где можно увидеть свое отражение - Как люди используют свет? Клоун: пойду ка я обо всём об этом расскажу своим друзьям. До свиданья! | (в луже, в речке, в витрине магазина…) (Свет освещает, согревает, позволяет всё видеть, проходит через прозрачные предметы, а от других, непрозрачных, образует тень, похожую на этот же предмет.) |
Спицына Любовь Ивановна