Статья «Непрерывное образование педагога дошкольного образовательного учреждения»

1
0
Материал опубликован 26 November 2021 в группе
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ



Федянина Г.С.,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад п. Томаровка

Яковлевского городского округа»

Белгородская область

gulnara.fedyanina@yandex.ru


Аннотация. В статье раскрываются условия, созданные в дошкольном образовательном учреждении по формированию и развитию профессионального и личностного роста педагогов.

Ключевые слова: педагогическая компетентность; самообразование; дистанционное обучение.


Быстрый темп жизни, динамика общественного развития, ускорение социально-экономического прогресса определяют необходимость непрерывного образования педагога сегодняшнего дня. Такое ускорение воздействует как на материальную, так и на духовную стороны жизни страны и каждого отдельного человека. В связи с этим необходимо учитывать переориентацию ценностей молодежи в современных условиях: жизненную стратегию личности определяет не образование, а личность самостоятельно разрабатывает стратегию жизни и проектирует собственный образовательный маршрут [2].

Для реализации такой стратегии необходима система непрерывного образования педагога. Она должна быть:

Личностно-ориентированной, т.е педагог должен быть заинтересован в желании совершенствовать и расширять свои знания и умения;

Направленной на постоянное развитие интеллектуального и совершенствование профессионального потенциала.

Осознанной.[1]

В нашем ДОУ созданы условия, при которых происходит формирование и развитие личности воспитателя, его профессиональный рост. Для организации непрерывного образования педагога используются разнообразные формы работы: самообразование, деятельность образовательных центров - методических объединений, творческие группы, семинары-практикумы, система наставничества и т.д.

Планирование работы по непрерывному педагогическому образованию в нашей образовательной организации направлено на возможность выбора образовательной траектории профессионального совершенствования и творческой реализации личностного и профессионального потенциала в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями каждого педагога.

Реализация работы в нашем дошкольном образовательном учреждении по непрерывному образованию педагогов реализуется с помощью различных форм (табл. 1).

Таблица 1

Формы работы по непрерывному образованию педагогов в ДОУ

Уровень

Формы

Индивидуальный

Самообразование педагога

Реализация индивидуального творческого плана (педагог сам планирует сценарии профессионального становления, их вариативность зависит от базового образования, особенностей профессиональной деятельности).

Составление индивидуального маршрута повышения квалификации

Уровень образовательного учреждения

«Школа педагогического мастерства» (Открытые занятия, развлечения, родительские собрания, мастер-классы, тренинги, семинары и прочее).

Методические объединения (по возрастным группам, по образовательной деятельности)

Наставничество над молодыми педагогами и специалистами.

Творческие группы на уровне ДОУ

Организация в ДОУ методических конкурсов (Тематические постеры, спортивные уголки, картотеки по видам деятельности, уголки театрализованной деятельности, народные куклы в «Белгородских» костюмах и прочее)

Муниципальный


Организация и проведение мастер классов, открытых занятий, развлечений, семинаров по обмену опытом, выступления на муниципальных методических объединениях

Участие в профессиональных, методических и творческих конкурсах, выставках, акциях муниципального образования

Участие в деятельности общественных организаций

Обобщение и распространение педагогического опыта

Участие в обучающих семинарах

Участие в работе жюри

Участие в социальных проектах и акциях

Региональный

Федеральный

Курсы повышения квалификации

Педагогические чтения

Научно-практические конференции

Участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства (на региональном или всероссийском уровнях)

В образовательной организации созданы условия для повышения уровня знаний, профессиональных компетенций педагогов. В частности, создана творческая группа педагогов, в функции которой входит отслеживание проводимых конкурсов профессионального мастерства на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Они знакомят педагогов с положениями о конкурсах, дают рекомендации по подготовке материалов и уточняют сроки проведения. Так же оказывают методическую помощь, если есть необходимость.

В конце учебного года старшим воспитателем и руководителем учреждения оценивается результативность достижений каждого педагога и его воспитанников и разрабатываются рекомендации для педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень.

Обеспечение качественной организации образовательной деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения подразумевает:

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (наличие дидактического материала, использование на занятиях технических средств обучения, презентаций, обучающих видеофильмов, наглядности),

использование инновационных методик преподавания (активные методы обучения, проектные технологии) [3],

наличие авторской программы.

За последний год стало очевидным, что дистанционное обучение – достаточно эффективная и порой единственная технология организации образовательного процесса в ДОУ, а также реализации непрерывного образования педагога.

Дистанционное обучение предоставляет педагогам возможность освоения разного рода программ, основанных на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. В этой технологии преобладает индивидуальная форма обучения в диалоге с компьютером, а коллективная - в дистанционном режиме.

Работа в дистанционном режиме позволяет:

заниматься в удобное для себя время в удобном месте и темпе;

заниматься без отрыва от педагогической деятельности;

есть возможность обращаться к различным источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных);

выбор общения через сети связи с коллегами, воспитанниками и их родителями;

возможность пользоваться новейшими достижениями информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное образование оказывает позитивное влияние на повышение творческого и интеллектуального потенциала не только педагогов, но и воспитанников. Воспитанники ДОУ совместно с родителями регистрируются на таких образовательных сайтах, как «Инфоурок», «Совушка», «Высшая школа делового администрирования», «Единый урок», «Педсовет» и многие другие, на которых, в частности, педагоги и дошкольники принимают участие в онлайн викторинах, конкурсах. Дети и родители получают огромный опыт дистанционного обучения, и возможность поучаствовать в творческих, исследовательских конкурсах. Педагоги предлагают воспитанникам совместно с родителями участвовать в различных дистанционных заочных конкурсах (и получить опыт тестирования перед школьным обучением). Воспитанники ДОУ имеют огромное количество побед в региональных и всероссийских конкурсах и викторинах.

Также в нашем учреждении организована и функционирует группа компенсирующей направленности для особенных детей c физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим ДОУ работает по программе «Доступная среда». Для работы с особенными детьми необходимы новые знания и компетенции, которые успешно осваивают наши педагоги. Воспитатели и специалисты, работающие в группе компенсирующей направленности, успешно обучились на курсах тьюторов (специалистов, которые учат своего воспитанника справляться с трудностями самостоятельно и консультируют родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка) без отрыва от основной образовательной деятельности. Это положительно сказалось на учебном процессе в ДОУ.

Также в нашем учреждении активно используются современные формы взаимосотрудничества с коллегами и родителями воспитанников. Для взаимодействия участников образовательной деятельности (родителей и педагогов) создано виртуальное пространство посредством информационных и коммуникационных ресурсов сети Интернет. Формы общения: электронные письма, сайт ДОУ, личные странички в социальных сетях, WhatsApp, Viber, Instagram. Виртуальное пространство позволило нам перейти на новый качественный уровень отношений субъектов педагогического процесса, заинтересовав коллег и родителей содержанием образовательной деятельности учреждения, быстро доставляя необходимую информацию, поддерживая оперативную обратную связь с коллегами и семьями воспитанников.

Результаты деятельности по организации непрерывного образования педагогов нашего ДОУ за 2020 - 2021 учебного года представлены публикациями педагогов:

- «Международная научно-практическая конференция «Научное и образовательное пространство: перспективы развития»;

- Всероссийский сборник практико–ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», «Мир дошколят»;

- заочная региональная научно-практическая конференция «Современная цифровая образовательная среда в регионе».

Итоги участия педагогов ДОУ в семинарах, конференциях, методических объединениях:

- региональный информационно-методический семинар «Планирование образовательной деятельности в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»; (3 педагога)

- научно-практическая конференция «Помощь дошкольникам с аутизмом: ожидания, реальность. Возможности»; (2 педагога)

- онлайн-семинар «Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания в ДОУ»; «Игровые технологии в дошкольном образовании» (3 педагога);

- учебно-методический семинар по теме: «Внутренняя система оценки качества дошкольного образования: от проектирования до инструментов»;

- муниципальные методические объединения специалистов и воспитателей возрастных групп ежеквартально с выступлением и показом открытых мероприятий.

Итоги участия педагогов ДОУ в Межрегиональных заочных конкурсах БелИРО:

- конкурс видеороликов для воспитателей, инструкторов по физкультуре «Нестандартные формы проведения занятий»: 1место и 2 место;

- конкурс видеороликов «Физминутка в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании»: победители и призеры;

- «Лучшие педагогические практики в сфере образования», участники;

- межрегиональный заочный конкурс социальных видеороликов «Спортивная Россия без допинга» - победители и призеры (2 место).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что организуемая в ДОУ работа по непрерывному образованию педагогов позволяет:

- создать условия для формирования новых образовательных потребностей педагогов, побуждающих к работе по достижению более высокого уровня своей компетентности в избранной отрасли знаний, стремлению к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, расширению кругозора, формированию общей, профессиональной и методологической культуры;

- достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности;

- повысить ежегодное участие педагогов в конкурсах различных уровней;

- достичь высокой удовлетворённости родителей качеством оказываемых образовательных услуг;

- создать конкурентоспособное образовательное учреждение высокой педагогической культуры;

- обобщать и распространять опыт по данному направлению среди коллег других образовательных учреждений.

Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках нашего дошкольного образовательного учреждения ведется активная и продуктивная работа по непрерывному образованию педагогов. У педагогов повышается мотивация к развитию своей профессиональной компетентности благодаря созданным условиям в ДОУ, а также организации методической помощи педагогам.



ЛИТЕРАТУРА:

1. Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева, Вестник ТГПУ. – 2009. – Выпуск 7 (85). – C. 106–109.

Кашко, И. И., Конради Н.С., И.А. Рогова Особенности работы с педагогическим коллективом образовательной организации в условиях введения ФГОС начального и основного общего образования [Текст] / И. И. И. Кашко, - Учитель Кузбасса. – 2014. – № 3. – С. 68-71.

Приходько Е. В. Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] / Е. В. Приходько, - Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 509-511.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации