Статья «Непрерывное образование педагога дошкольного образовательного учреждения»
Федянина Г.С.,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад п. Томаровка
Яковлевского городского округа»
Белгородская область
Аннотация. В статье раскрываются условия, созданные в дошкольном образовательном учреждении по формированию и развитию профессионального и личностного роста педагогов.
Ключевые слова: педагогическая компетентность; самообразование; дистанционное обучение.
Быстрый темп жизни, динамика общественного развития, ускорение социально-экономического прогресса определяют необходимость непрерывного образования педагога сегодняшнего дня. Такое ускорение воздействует как на материальную, так и на духовную стороны жизни страны и каждого отдельного человека. В связи с этим необходимо учитывать переориентацию ценностей молодежи в современных условиях: жизненную стратегию личности определяет не образование, а личность самостоятельно разрабатывает стратегию жизни и проектирует собственный образовательный маршрут [2].
Для реализации такой стратегии необходима система непрерывного образования педагога. Она должна быть:
Личностно-ориентированной, т.е педагог должен быть заинтересован в желании совершенствовать и расширять свои знания и умения;
Направленной на постоянное развитие интеллектуального и совершенствование профессионального потенциала.
Осознанной.[1]
В нашем ДОУ созданы условия, при которых происходит формирование и развитие личности воспитателя, его профессиональный рост. Для организации непрерывного образования педагога используются разнообразные формы работы: самообразование, деятельность образовательных центров - методических объединений, творческие группы, семинары-практикумы, система наставничества и т.д.
Планирование работы по непрерывному педагогическому образованию в нашей образовательной организации направлено на возможность выбора образовательной траектории профессионального совершенствования и творческой реализации личностного и профессионального потенциала в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями каждого педагога.
Реализация работы в нашем дошкольном образовательном учреждении по непрерывному образованию педагогов реализуется с помощью различных форм (табл. 1).
Таблица 1
Формы работы по непрерывному образованию педагогов в ДОУ
Уровень | Формы |
Индивидуальный | Самообразование педагога |
Реализация индивидуального творческого плана (педагог сам планирует сценарии профессионального становления, их вариативность зависит от базового образования, особенностей профессиональной деятельности). | |
Составление индивидуального маршрута повышения квалификации | |
Уровень образовательного учреждения | «Школа педагогического мастерства» (Открытые занятия, развлечения, родительские собрания, мастер-классы, тренинги, семинары и прочее). |
Методические объединения (по возрастным группам, по образовательной деятельности) | |
Наставничество над молодыми педагогами и специалистами. | |
Творческие группы на уровне ДОУ | |
Организация в ДОУ методических конкурсов (Тематические постеры, спортивные уголки, картотеки по видам деятельности, уголки театрализованной деятельности, народные куклы в «Белгородских» костюмах и прочее) | |
Муниципальный | Организация и проведение мастер классов, открытых занятий, развлечений, семинаров по обмену опытом, выступления на муниципальных методических объединениях |
Участие в профессиональных, методических и творческих конкурсах, выставках, акциях муниципального образования | |
Участие в деятельности общественных организаций | |
Обобщение и распространение педагогического опыта | |
Участие в обучающих семинарах | |
Участие в работе жюри | |
Участие в социальных проектах и акциях | |
Региональный Федеральный | Курсы повышения квалификации |
Педагогические чтения | |
Научно-практические конференции | |
Участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства (на региональном или всероссийском уровнях) |
В образовательной организации созданы условия для повышения уровня знаний, профессиональных компетенций педагогов. В частности, создана творческая группа педагогов, в функции которой входит отслеживание проводимых конкурсов профессионального мастерства на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Они знакомят педагогов с положениями о конкурсах, дают рекомендации по подготовке материалов и уточняют сроки проведения. Так же оказывают методическую помощь, если есть необходимость.
В конце учебного года старшим воспитателем и руководителем учреждения оценивается результативность достижений каждого педагога и его воспитанников и разрабатываются рекомендации для педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень.
Обеспечение качественной организации образовательной деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения подразумевает:
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (наличие дидактического материала, использование на занятиях технических средств обучения, презентаций, обучающих видеофильмов, наглядности),
использование инновационных методик преподавания (активные методы обучения, проектные технологии) [3],
наличие авторской программы.
За последний год стало очевидным, что дистанционное обучение – достаточно эффективная и порой единственная технология организации образовательного процесса в ДОУ, а также реализации непрерывного образования педагога.
Дистанционное обучение предоставляет педагогам возможность освоения разного рода программ, основанных на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. В этой технологии преобладает индивидуальная форма обучения в диалоге с компьютером, а коллективная - в дистанционном режиме.
Работа в дистанционном режиме позволяет:
заниматься в удобное для себя время в удобном месте и темпе;
заниматься без отрыва от педагогической деятельности;
есть возможность обращаться к различным источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных);
выбор общения через сети связи с коллегами, воспитанниками и их родителями;
возможность пользоваться новейшими достижениями информационных и телекоммуникационных технологий.
Дистанционное образование оказывает позитивное влияние на повышение творческого и интеллектуального потенциала не только педагогов, но и воспитанников. Воспитанники ДОУ совместно с родителями регистрируются на таких образовательных сайтах, как «Инфоурок», «Совушка», «Высшая школа делового администрирования», «Единый урок», «Педсовет» и многие другие, на которых, в частности, педагоги и дошкольники принимают участие в онлайн викторинах, конкурсах. Дети и родители получают огромный опыт дистанционного обучения, и возможность поучаствовать в творческих, исследовательских конкурсах. Педагоги предлагают воспитанникам совместно с родителями участвовать в различных дистанционных заочных конкурсах (и получить опыт тестирования перед школьным обучением). Воспитанники ДОУ имеют огромное количество побед в региональных и всероссийских конкурсах и викторинах.
Также в нашем учреждении организована и функционирует группа компенсирующей направленности для особенных детей c физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим ДОУ работает по программе «Доступная среда». Для работы с особенными детьми необходимы новые знания и компетенции, которые успешно осваивают наши педагоги. Воспитатели и специалисты, работающие в группе компенсирующей направленности, успешно обучились на курсах тьюторов (специалистов, которые учат своего воспитанника справляться с трудностями самостоятельно и консультируют родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка) без отрыва от основной образовательной деятельности. Это положительно сказалось на учебном процессе в ДОУ.
Также в нашем учреждении активно используются современные формы взаимосотрудничества с коллегами и родителями воспитанников. Для взаимодействия участников образовательной деятельности (родителей и педагогов) создано виртуальное пространство посредством информационных и коммуникационных ресурсов сети Интернет. Формы общения: электронные письма, сайт ДОУ, личные странички в социальных сетях, WhatsApp, Viber, Instagram. Виртуальное пространство позволило нам перейти на новый качественный уровень отношений субъектов педагогического процесса, заинтересовав коллег и родителей содержанием образовательной деятельности учреждения, быстро доставляя необходимую информацию, поддерживая оперативную обратную связь с коллегами и семьями воспитанников.
Результаты деятельности по организации непрерывного образования педагогов нашего ДОУ за 2020 - 2021 учебного года представлены публикациями педагогов:
- «Международная научно-практическая конференция «Научное и образовательное пространство: перспективы развития»;
- Всероссийский сборник практико–ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», «Мир дошколят»;
- заочная региональная научно-практическая конференция «Современная цифровая образовательная среда в регионе».
Итоги участия педагогов ДОУ в семинарах, конференциях, методических объединениях:
- региональный информационно-методический семинар «Планирование образовательной деятельности в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»; (3 педагога)
- научно-практическая конференция «Помощь дошкольникам с аутизмом: ожидания, реальность. Возможности»; (2 педагога)
- онлайн-семинар «Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания в ДОУ»; «Игровые технологии в дошкольном образовании» (3 педагога);
- учебно-методический семинар по теме: «Внутренняя система оценки качества дошкольного образования: от проектирования до инструментов»;
- муниципальные методические объединения специалистов и воспитателей возрастных групп ежеквартально с выступлением и показом открытых мероприятий.
Итоги участия педагогов ДОУ в Межрегиональных заочных конкурсах БелИРО:
- конкурс видеороликов для воспитателей, инструкторов по физкультуре «Нестандартные формы проведения занятий»: 1место и 2 место;
- конкурс видеороликов «Физминутка в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании»: победители и призеры;
- «Лучшие педагогические практики в сфере образования», участники;
- межрегиональный заочный конкурс социальных видеороликов «Спортивная Россия без допинга» - победители и призеры (2 место).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что организуемая в ДОУ работа по непрерывному образованию педагогов позволяет:
- создать условия для формирования новых образовательных потребностей педагогов, побуждающих к работе по достижению более высокого уровня своей компетентности в избранной отрасли знаний, стремлению к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, расширению кругозора, формированию общей, профессиональной и методологической культуры;
- достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности;
- повысить ежегодное участие педагогов в конкурсах различных уровней;
- достичь высокой удовлетворённости родителей качеством оказываемых образовательных услуг;
- создать конкурентоспособное образовательное учреждение высокой педагогической культуры;
- обобщать и распространять опыт по данному направлению среди коллег других образовательных учреждений.
Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках нашего дошкольного образовательного учреждения ведется активная и продуктивная работа по непрерывному образованию педагогов. У педагогов повышается мотивация к развитию своей профессиональной компетентности благодаря созданным условиям в ДОУ, а также организации методической помощи педагогам.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева, Вестник ТГПУ. – 2009. – Выпуск 7 (85). – C. 106–109.
Кашко, И. И., Конради Н.С., И.А. Рогова Особенности работы с педагогическим коллективом образовательной организации в условиях введения ФГОС начального и основного общего образования [Текст] / И. И. И. Кашко, - Учитель Кузбасса. – 2014. – № 3. – С. 68-71.
Приходько Е. В. Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] / Е. В. Приходько, - Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 509-511.