Нестандартные домашние задания по теме «Глагол» в 6 классе.
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую методическую разработку «Нестандартное домашнее задание»
Нестандартные домашние задания по теме «Глагол» в 6 классе
Легоцкая В.С.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5 г.Брянска
Пояснительная записка
Цель- развитие интерес к изучению глагола у учащихся.
Задачи:
1) формировать предметные компетенции (усвоение теоретических знаний о глаголе, развитие грамматических навыков);
2) развитие метапредметных компетенций (развитие критического мышления, умение самостоятельно добывать знания (с помощью различных источников информации);
3) развитие личностных компетенций (формирование интереса к языку и речи, развитие творческих способностей, развитие любознательности и инициативности).
Ожидаемые результаты:
1) повысится мотивация к выполнению домашних заданий
2) будут созданы условия для творческой самореализации учащихся
Ориентировочное время выполнения - 20 минут
В своей работе я использую различные нестандартные приемы и методы работы, в том числе при организации домашней работы. Приведу несколько вариантов домашней работы при изучении глагола в 6 классе. Задавать такие задания можно не только индивидуально, но и парам учащихся или группам.
1) Конструктор. Использую это задание при изучении всех частей речи. Предлагаю ребятам карточки с набором морфем и предлагаю создать как можно больше глаголов, сочетая эти морфемы. Учащиеся должны уметь объяснить лексическое значение каждого созданного слова. Можно провести такую работу и в классе, чтобы объяснить ребятам суть задачи и увлечь ею.
Пре-, при-, пред-, от (ото-) -дум-, -близ-, -мысл-, -двиг- | Раз-, воз-, ис-, с- -вер-, -люб-, -черт-, |
Пере-, при-, пре-, перед- -пер-, -друг-, -раст- | -ыва-, -ива-, -ова-, -ева- -совет-, -люб-, -вед-, |
У-, от-, вы-, с- -беж-, -движ-, -смотр-, -чит- | -ирова-, -изирова-, -нича- -сапог-, -слеп-, -маневр-, |
Обязательно следует напомнить ребятам о чередовании, о том, что при составлении слов можно использовать и другие морфемы, не входящие в карточку, но использование именно тех, что представлены в задании, обязательно!
На фото представлены результаты аналогичной работы, выполненной в классе (при изучении глагола и существительного).
2) «Жизнь и судьба глагола…». Предлагаю ребятам выбрать глагол и провести исследование его жизненного пути в русском языке. Шестиклассники должны найти его первоначальное значение, историю изменений и развития, примеры использования в различных стилях и жанрах, а также узнать о его употреблении в современном языке. Приведу примеры выполнения подобного мини-исследования. Конечно, эти исследования во многом несамостоятельны, но они учат детей работать со словарями и справочниками, научной литературой.
Пример 1. Глагол «возомнить» происходит от старославянского глагола «възъмнити», который, в свою очередь, восходит к общеславянскому корню *mъněti, означающему «думать, полагать».
В древнерусском языке глагол «възъмнити» имел следующие значения: 1) вспомнить, обратить внимание, 2) подумать, поразмыслить, 3) вообразить, представить себе, 4) счесть, признать кого-либо или что-либо.
В современном русском языке глагол «возомнить» употребляется преимущественно в последнем значении, то есть «счесть, признать кого-либо или что-либо». При этом слово приобрело негативную коннотацию и используется для обозначения необоснованно высокого мнения о себе или своих возможностях.
В литературном языке глагол «возомнить» встречается с XVIII века. Его часто можно встретить в произведениях классиков, таких как Пушкин, Гоголь, Достоевский и Толстой.
Вот несколько примеров употребления глагола «возомнить» в литературе. «Он возомнил себя великим поэтом, хотя стихи его были весьма посредственны». (А.С. Пушкин) «Чичиков возомнил себя богатым помещиком, хотя на самом деле был всего лишь мелким чиновником». (Н.В. Гоголь)
Таким образом, глагол «возомнить» имеет богатую историю и претерпел изменения в своем значении и употреблении на протяжении веков. Сегодня он является важным элементом русского языка и используется для описания необоснованно высокого мнения о себе или своих возможностях.
Пример 2. Глагол «музицировать» происходит от французского слова «musiquer», которое, в свою очередь, восходит к латинскому «musica» (музыка).
Во французском языке глагол «musiquer» изначально означал «сочинять музыку». В русском языке глагол «музицировать» появился в начале XVIII века и первоначально также имел значение «сочинять музыку».
Однако со временем значение глагола «музицировать» расширилось, и он стал употребляться для обозначения любой музыкальной деятельности, включая исполнение музыки, игру на музыкальных инструментах, пение и т.д.
В литературном языке глагол «музицировать» встречается с XVIII века. Его часто можно встретить в произведениях классиков, таких как Пушкин, Лермонтов, Гоголь и Достоевский. Вот несколько примеров употребления глагола «музицировать» в литературе. «Он прекрасно музицировал на фортепиано и скрипке». (А.С. Пушкин). «Вечером молодые люди музицировали и пели песни». (М.Ю. Лермонтов)
Сегодня глагол «музицировать» используется для описания любой музыкальной деятельности.
Пример 3. Глагол «созерцать» происходит от старославянского слова «съзърѣти», что означает «смотреть вместе» или «смотреть внимательно». Оно связано с глаголом «зрѣти» (видеть) и приставкой «съ», которая указывает на совместность действия.
В древнерусском языке глагол «съзърѣти» широко использовался для обозначения действия наблюдения, сосредоточенного или углубленного взгляда. Он также имел духовное значение, обозначая созерцательную молитву или медитацию.
В среднерусский период слово «созерцать» сохранило свои прежние значения. Оно употреблялось в различных текстах, в том числе в религиозной литературе, философских сочинениях и художественных произведениях.
В новорусский период глагол «созерцать» претерпел некоторые семантические изменения. Во-первых, он стал использоваться в более узком смысле, обозначая именно углубленное, сосредоточенное созерцание объектов внешнего или внутреннего мира. Во-вторых, в нем усилилось романтическое и эстетическое значение, связанное с восхищением красотой природы или искусства.
В современном русском языке глагол «созерцать» продолжает употребляться в значении пристального, сосредоточенного взгляда, направленного на объекты внешнего или внутреннего мира. Он также используется в переносном смысле, обозначая глубокое размышление, погружение в какие-либо мысли или переживания.
К синонимам глагола «созерцать» относятся: смотреть, глядеть, взирать, наблюдать, рассматривать, разглядывать.
Ребята с удовольствием выступают со своими домашними заданиями перед одноклассниками.
3) Домашнее задание «Глагольное интервью». Предлагаю ребятам выбрать один глагол и придумать интервью с ним. В интервью они должны задать глаголу вопросы о его происхождении, значениях, способах использования и т. д. Представляют ребята результаты интервью в виде письменного текста и выступают перед одноклассниками. Можно предложить ребятам инсценировать интервью. Приведу примеры.
Интервью с глаголом «надеяться»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемый глагол «надеяться». Благодарю вас за то, что нашли время для этого интервью.
Глагол «надеяться»: Рад вас видеть.
Ведущий: Расскажите нам, пожалуйста, о своем происхождении.
Глагол «надеяться»: Моя история восходит к праславянскому слову «nadějati sę», которое означает «ждать, ожидать». Оно связано с существительным «надежда» и существительным «надеяние», происходящими от того же корня.
Ведущий: Как вы функционируете в русском языке?
Глагол «надеяться»: Я являюсь непереходным глаголом. Это означает, что я не требую прямого объекта. Я управляю предложным падежом, и за мной обычно следует существительное или местоимение, выражающее то, на что направлена надежда.
Ведущий: Каковы ваши основные значения?
Глагол «надеяться»: У меня два основных значения:
1. Ожидать чего-то желаемого или благоприятного: Например: «Я надеюсь, что завтра будет хорошая погода».
2. Полагаться на кого-то или что-то: Например: «Я надеюсь на вашу помощь в этом деле».
Ведущий: Можете ли вы привести примеры того, как вы употребляетесь в разных контекстах?
Глагол «надеяться»: Конечно. Вот несколько примеров:
«Я надеюсь, что моя команда победит в следующем матче». «Я возлагаю большие надежды на этот проект». «Надежда умирает последней». «Отчаиваться не стоит, пока есть хоть малая надежда».
Ведущий: Какова ваша роль в русской речи?
Глагол «надеяться»: Я играю важную роль в выражении человеческих эмоций и устремлений. Я даю людям надежду на будущее, помогаю им не терять веру и преодолевать трудности. Я также являюсь частью многих идиом и пословиц, таких как «надежда умирает последней» и «надежда есть всегда».
Ведущий: Благодарю вас за интересное интервью.
Глагол «надеяться»: Всегда рад поделиться своими знаниями.
Очень рекомендую всем коллегам попробовать в работе приведенные домашние задания. Уверяю: и учителя, и ребята получат удовольствие от проделанной работы.
Использованная литература
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. –М.: Едиториал УРСС, 2004. –576 с.
2. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). - М.: Просвещение, 2002.
3. Гиро-Вебер М. Вид и семантика русского глагола. //ВЯ.-1990.- №2.
4. Львова С. И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. - М.: Дрофа, 2004.
5. Современный русский язык. Учебник./ Под ред. В.А. Белошапковой. - М.: Академический проект, 2005.
Медведева Татьяна Петровна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна