Методическая разработка "Нестандартные дидактические упражнения по русскому языку"
Пояснительная записка
Автор: Пермякова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
ОО: МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова
Название: Методическая разработка "Нестандартные упражнения по русскому языку"
Предмет: русский язык
УМК: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.
Класс: 1-4
Раздел: «Орфография и пунктуация», «Лексика», «Предложение»
Темы: «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением».
Степень сложности: высокая
Тип задания: образовательная головоломка
Вид задания: словесные игры
Описание: дидактические упражнения состоят из занимательных головоломок, направленных на формирование орфографической зоркости детей и развитие мышления.
Цель: создать условия для развития познавательных способностей детей, развития орфографической зоркости и формирования метапредметных умений на основе выполнения нестандартных дидактических упражнений
Задачи:
- совершенствование умения мыслить нестандартно;
- развитие внимания; наблюдательности, смекалки, творческого мышления;
- воспитание интереса к слову, к занимательным задачам, к изучению русского языка;
- обогащение словарного запаса, развитие речи.
Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся
- применять полученные знания в нестандартной ситуации;
- работать с нелинейными текстами;
- работать над лексическим значением слова.
НЕСТАНДАРТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
http://kvestodel.ru/generator-rebusov
При создании головоломок был использован генератор ребусов.
1. Упражнение «Гимнастика для ума»
Разгадай загадку, напиши отгадку.
Какое из слов отгадок лишнее и почему?
1. | чижи | |
2. | щавель | |
3. | чудеса | |
4. | щупальца | |
5. | стучать | |
6. | жираф | |
7. | печать | |
8. | камыши | |
9. | машина | |
10. | кувшинка |
http://kvestodel.ru/generator-rebusov
2. Упражнение «Играем - мозг развиваем»
Отгадайте скороговорку и запишите её.
Ответ: Волки рыщут: пищу ищут.
3. Упражнение «Кто быстрее»
Правильно поставьте нужный слог (жи, ши, ча, ща, чу, щу), чтобы последний слог первого слова являлся началом второго слова. (Учащимся раздаются карточки, на которых написаны слова, в которых пропущены последние и первые слоги.
Упражнение может быть индивидуальным, в паре, у доски.)
1 ряд 2 ряд 3 ряд
лу… …знь све… …сы сту… …гун
гара… …лет ку… …й кри… …лки
малы… …ло ро… …вель у Са… …шки
зада… …сто лы… …знь ута… …ка
Ответы: 1 ряд: лужи, жизнь, гаражи, жилет, малыши, шило, задача, часто;
2 ряд: свеча, часы, куча, чай, роща, щавель, лыжи-жизнь; 3 ряд: стучу, чугун, кричу, чулки, у Саши, шишки, утащу, щука.
4.Упражнение «Антонимы»
К данным словам подберите и напишите такие антонимы, чтобы в каждом слове было правило написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
При необходимости, можно воспользоваться словарём антонимов.
узкий | |
маленькие | |
свои | |
провожает | |
редко | |
говорить | |
чистый | |
болтун | |
радость | |
конец |
Ответы:
узкий | широкий |
маленькие | большие |
свои | чужие |
провожает | встречает |
редко | часто |
говорить | молчать |
чистый | чумазый |
болтун | молчать |
радость | печаль |
Конец | начало |
5. Упражнение "Синонимы"
6. Упражнение «Наборщики»
Составьте 10 слов с сочетаниями чу и щу. Для этого допишите справа или слева к сочетаниям чу и щу слоги из данного набора:
до, хо, то, мо, ма, та, пи, и, ка, го
чу чу чу чу чу | щу щу щу щу щу |
https://img.razrisyika.ru/img/104/1200/414190-yarkaya-chzhi-shi-cha-cha-chu-shu-1-klass.jpg
7. Упражнение «Составь слова»
Ответы: чучело, чугун, молчу, чудо, чужой, чудак, чулок, кричу, кручу, лечу; щурить, тащу, гощу, свищу, ищу, пищу.
https://sozvezdiye-otlichnikov.ru/images/200/187/39.jpg
8. Упражнение «Измени и напиши»
Напишите глаголы правильно, изменив их форму.
9) Упражнение «Филворд»
Найдите 11 слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Найденные слова выделите жёлтым цветом.
Филворд
Ответы: по горизонтали: жираф, широкий, лыжи, шило; по вертикали: ёжик, шиповник, машина, дача, моржи, ландыши. |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2023/04/17/orfograficheskie-raskraski
10) Упражнение «Орфографические раскраски»
Раскрась
слоги ЖИ ШИ - коричневым цветом,
слоги ЧА ЩА — жёлтым цветом,
слоги ЧУ ЩУ — красным цветом.
Искать слоги, начиная с верхнего ряда слева направо!!!
ЖУ | ЖЕ | ЩИ | ЖА | ША | ШУ | ШЕ | ЩЕ | ЧИ | ЧЕ | ЖЕ |
ШО | КО | МА | ДА | ЖУ | ЖИ | ЖА | ША | ЩЕ | ШЕ | АШ |
ЖЕ | ЩИ | ЧИ | ЛА | ШИ | ШИ | ШИ | ОШ | УШ | АЧ | ЩИ |
ЖА | ША | КА | ЖИ | ШИ | ЖИ | ШИ | ЖИ | ШУ | ОЧ | УЧ |
УЩ | ИЩ | ЖИ | ЖИ | ШИ | ШИ | ЖИ | ЖИ | ШИ | ИШ | АШ |
ЩЕ | ШИ | ЖИ | ШИ | ЖИ | ЖИ | ШИ | ЖИ | ЖИ | ШИ | ЧЕ |
АШ | УШ | ЧА | ЧА | ЧА | ЩА | ЩА | ЧА | ЩА | АЩ | АЧ |
ШЕ | ЩЕ | ЩА | ЧУ | ЧУ | ЧА | ЧУ | ЩУ | ЧА | ЧУ | ЧИ |
КА | ТЕ | ЩА | ЩУ | ЧУ | ЩА | ЩУ | ЧУ | ЧА | ТИ | ЧЕ |
ША | ШУ | ЧА | ЧУ | ЩУ | ЧА | ЩА | ЧА | ЩА | АЧ | АЩ |
ЖА | ЖУ | ЧИ | ЧЕ | ЩЕ | ШЕ | ЖЕ | ЖУ | ШУ | УШ | АЧ |
11) Упражнение «Впиши, раскрась, запомни»
Раскрась части рисунка цветными карандашом:
жёлтым – если пропущена буква «и»;
красным – если пропущена буква «а»;
синим – если пропущена буква «у».
https://topuch.com/puteshestvie-v-stranupravilenoj-rechi/795031_html_5a1800f7953665a7.jpg
Информационные источники
1.http://kvestodel.ru/generator-rebusov
3.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2023/04/17/orfograficheskie-raskraski
6.https://sozvezdiye-otlichnikov.ru/images/200/187/39.jpg
Суслопарова Людмила Юрьевна
Галина Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена Гаврииловна Гончарова