12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мартынов Алексей Александрович5984
Работаю учителем географии и биологии. Пед. стаж более 10 лет. Свой учительский путь начал сразу после окончания КГПА в п. Кяппесельга. Проработал там 12 лет. На данный момент работаю в МОУСОШ №36 г. Петрозаводска. Имею высшую квалификационную категорию
Россия, Карелия респ., Петрозаводск

Конкурс «Нестандартное домашнее задание по химии»

Мартынов Алексей Александрович, учитель географии

первая квалификационная категория

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кяппесельгская обшеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза А.П. Пашкова

Кондопожского муниципального района

Республики Карелия

Пояснительная записка

Тема домашнего задания

Проведение экспериментов в домашних условиях

Класс

8

Цель

Формирование познавательного интереса к предмету химии через самостоятельное проведение домашних экспериментов

Задачи

Отработать простейшие навыки проведения лабораторных экспериментов и закрепить их домашним заданием.

Применить правила техники безопасности при проведении экспериментов в домашней обстановке.

Продолжить формировать самостоятельную деятельность обучающихся на уроках химии.

По возможности подключить родителей в работу их детей.

Степень сложности домашнего задания

Высокий и повышенный

Тип задания

Групповое или индивидуальное с родителями.

Задания разноуровневые.

Рекомендуемое количество времени на выполнение задания

1-2 недели

Инструкция к выполнению домашнего задания

Смотрите ниже

Способ проверки

Предоставление отчета проекта


 

Проведение химических опытов в домашних условиях

Организационный момент

 

Домашнее задание задается за 2 недели до проведения уроков практикумов в 8 классе. После выполнения проведенных экспериментов обучающиеся должны предоставить отчет-проект и защитить его.

Домашнее задание

 

Инструкции по выполнению экспериментов отдельными приложениями.

Первый уровень заданий (обязательный – базовый уровень):

1 эксперимент – «Исследование воды»

 

Второй уровень заданий (по выбору – повышенный уровень):

2 эксперимент – «Выращивание кристаллов

или «Получение свечи из мыла»

 

Третий уровень заданий (по желанию – высокий уровень):

3 эксперимент – «Пейзажи в банке»

 

Инструкция по созданию отчета

Для данного задания нужно будет заполнить журнал выполнения экспериментов и оформить презентацию (все в приложениях), а для родителей специальную анкету (в приложениях).


 


 

Правила техники безопасности при проведении домашних экспериментов


 

Обязательно прочитай, прежде чем ты начнешь работу!


 

1. Строго и точно соблюдай все рекомендации.

2. Не используй для опытов посуду, из которой едят.

3. Никогда не бери реактивы руками, не наклоняйся над склянками, в которых идут реакции, не нюхай вещества с едким запахом.

4. Будь осторожен при нагревании веществ.

5. Если хочешь стать настоящим экспериментатором, приступай к работе только после того, как будут ясны все действия.

6. Если что-то не получается, обратись за помощью к родителям.

7. Не захламляй свое рабочее место и не работай рядом с пищевыми продуктами на столе – убери их с рабочего места.

8. Для выполнения экспериментов, вы можете привлечь вам в помощь родителей. А также выбрать одного одноклассника в помощь.


 

Журнал проведения экспериментов

Обучающегося 8 класса

____________________________________________

Эксперимент 1

Исследование воды

Занесите данные исследований в таблицу.

Образец воды

Запах

Мутность

Водопроводная

вода

 

 

Дождевая вода

 

 

 

Вода из пруда

 

 

 

2. Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод о том, чем отличаются рассмотренные образцы воды? Соответствует ли водопроводная вода нормам?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Эксперимент 2

Название: _________________________________________________

(выращивание кристаллов соли или получение свечи из мыла)

Ответь на вопросы

Эксперимент со свечой

Придумайте схему в виде рисунков или опорных слов, отражающих последовательность ваших действий.

Опишите физические свойства полученного стеарина.

Сделайте фотографию или принесите в класс сделанную вами свечку.

Эксперимент с солью

Опишите форму, цвет и размеры кристаллов. Прозрачные они или нет?

Какие явления вы наблюдали – физические или химические

Сделайте рисунок или фотографию кристаллов.

Эксперимент 3

Пейзажи в банке

Ответь на вопросы:

Что вы наблюдаете на дне банки?

Является ли наблюдаемое вами явление динамичным (т.е. изменяется ли с течением времени)?

Сделайте рисунки или фотографии.

Оформите всю работу в виде презентации, в ней указать:

Укажите автора работы, класс, учителя, если помогали родители, то их тоже.

Укажите условия выполнения эксперимента, цели и задачи, которые стояли перед вами.

Ход работы – желательно каждый этап запечатлеть на фотографии или видеоролике с вашим участием.

Оформить выводы и рекомендации (если они нужны) – ответить на вопросы из журнала эксперимента в развернутом виде.

Инструкции по выполнению экспериментов

«Исследование воды».

 

Цель работы: исследовать воду из разных источников по запаху и мутности.

Оборудование: пробы водопроводной, дождевой воды и воды из пруда, страница книжного текста, стеклянный прозрачный сосуд (стакан или, если есть, цилиндр).

Ход работы.

Определение запаха.

 

Наличие у образца воды запаха определяем по шкале в баллах:

0 баллов – запах не определяется;

1 балл – очень слабый;

2 балла – слабый;

3 балла – заметный;

4 балла – отчётливый;

5 баллов – очень сильный.

Вода, запах которой оценивается 4 и 5 баллами , непригодна для питья.

 

Определение мутности, или прозрачности.

 

Для исследования данного параметра, прозрачный сосуд с водой помещают на страницу книги и читают текст. Постоянно приливают воду в сосуд, пока текст не станет невидимым или слабовидимым. Определяют мутность по шкале:

5 баллов (очень сильная) – буквы прослеживаются очень слабо при высоте столба 100 мл (1см);

4 балла (сильная) – буквы прослеживаются слабо при высоте столба 200 мл;

3 балла (заметная) - буквы прослеживаются хорошо при высоте столба 300 мл;

2 балла (слабая) - буквы прослеживаются очень хорошо при высоте столба 400 мл;

1 балл (не определяется) - буквы прослеживаются отчётливо при высоте столба 500 мл.

Заполните журнал выполнения экспериментов и оформите работу.

Эксперимент 2

«Выращивание кристаллов соли».

Цели работы: провести самостоятельные наблюдения и описать их; научиться выращивать кристаллы.

Оборудование и реактивы: поваренная соль (хлорид натрия), горячая вода, термос, нитка, воронка, вата.

Ход работы.

1. В литровую банку налейте горячей воды и порциями, перемешивая, насыпайте в неё соль до тех пор, пока она не прекратит растворяться.

2. Отфильтруйте полученный раствор соли через воронку с ватой в термос (остывание должно быть медленным) и закройте его.

3. Через 2 – 3 часа, когда раствор немного остынет, внесите в него кристаллик соли, подвешенный на нитке (затравку).

4. Прикройте термос крышкой и оставьте его на неделю, чтобы вырос крупный кристалл.

5. Ежедневно доставайте нитку с затравкой, чтобы наблюдать рост кристаллов.

«Получение свечи из мыла».

Цель работы: убедиться в прикладном характере некоторых химических экспериментов.

Оборудование и реактивы: хозяйственное мыло, вода, уксус, деревянная палочка, ёмкость для нагревания, водяная баня, толстая нитка.

Ход работы.

1. Ножом настрогайте примерно полкуска хозяйственного мыла и положите его в консервную банку (или в отслужившее своё кастрюлю).

2. Налейте воды так, чтобы она с избытком покрывала мыльную стружку, и поставьте смесь на водяную баню. Периодически помешивайте содержимое кастрюли деревянной палочкой, чтобы мыло быстрее растворилось.

3. После полного растворения мыла, снимите сосуд с огня (осторожно, горячее!) и вливайте в него уксус. Под действием кислоты из раствора выделится и всплывёт на поверхность густая белая масса – стеарин, вещество из которого делают свечки.

4. После остывания, соберите стеарин с поверхности ложкой, промойте 2-3 раза водой и заверните в чистую ткань или фильтровальную бумагу для удаления избытка влаги.

5. Делаем свечку: толстую витую нить необходимо многократно окунать в слегка подогретый расплавленный стеарин, каждый раз давая стеарину затвердеть на фитиле.

Заполните журнал выполнения экспериментов и оформите работу.

Эксперимент 3

Пейзажи в банке

Цель работы: наблюдать признаки химической реакции между силикатами натрия и калия, которые входят в состав жидкого стекла, и соответствующими солями.

Оборудование и реактивы: жидкое стекло (конторский силикатный клей), медный купорос, железный купорос, азотнокислый кобальт, сернокислый никель, хлористый кальций (выдается учителем), склянка с плоским дном или аквариум.

Ход работы.

Растворить силикатный клей в воде (1:2) в склянке соответствующего размера. Образуется мутный раствор, поэтому его отстаивают в течение 5-10 дней и осторожно сливают в какой – нибудь прозрачный чистый сосуд – большую склянку с плоским дном или аквариум. «Питательная среда» готова. В раствор бросают кусочки солей, а сосуд прикрывают стеклом, чтобы не попала пыль.


Анкета родителя

Фамилия и Имя:____________________________________

Ваш возраст:_______________________________________

Помогали ли вы вашему ребенку:

Да

Нет.

Если вы помогали, то в какой степени:

Почти не помогал

Значительно помогал

Выполнил почти всю работу за ребенка

Было интересно выполнять задание вашему ребенку

Да

Нет

Какие сложности возникли при выполнении вашим ребенком экспериментов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие рекомендации вы могли дать для улучшения выполнения заданий.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за уделенное время!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.