Нестандартное домашнее задание по химии «Составляем таблицу "Менделеева»" из нарисованных карточек»
Нестандартное домашнее задание по химии. Составляем Таблицу Менделеева из нарисованных карточек.
Тема домашнего задания: нарисовать карточку отдельного химического элемента, присутствующего в живых организмах (биоген) с иллюстрацией его действия на живые организмы.
Класс - 8-10 класс; сложность - высокая, межпредметная; время выполнения – 30-40 минут.
Тип задания – индивидуальное, а затем – в группе; способ проверки – сбор иллюстраций отдельных химических элементов формата А4, и составление из них общей таблицы Менделеева.
Учебники:
1) учебник химии 10 класс — О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарев, углубленный уровень (ГЛАВА 7. Биологически активные соединения, стр.300).
2) учебник химии 8 класс - О.С. Габриелян, (§ 5. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов, стр. 29).
3) учебник экологии 10 (11) класс - Е. А. Криксунов, В.В.Пасечник, (Глава 6. Окружающая среда и здоровье человека, 6.1. Химические загрязнения среды и здоровье человека, стр. 217).
4) учебник биологии 10-11 класс - Общая биология. Базовый уровень. Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. (Глава 1. Химический состав клетки. § 1. Неорганические соединения, § 2. Биополимеры.).
Цели: освоение знаний о биохимических процессах в живой клетке, геохимических процессах в природе, полученные школьниками самостоятельно и осмысленно, закреплённые рисунком, творческое рисование. Создание уникальных наглядных пособий для других учеников. Составление авторской уникальной «Таблицы Менделеева».
Пояснительная записка.
Хочу поделиться идеей нестандартного домашнего задания для учителей химии, биологии, географии и естествознания среди школьников 8-10-х классов. Идея достаточно проста для выполнения, а результатом является красочная выставка рисунков в виде необычной таблицы Менделеева. Вот уже несколько лет я провожу такие уроки в разных классах. Таблицу Менделеева учащиеся начинают изучать с 8-го класса на уроках химии, На уроках географии изучают геологические процессы, происходившие на Земле. В курсе биологии с 9-го класса изучаются глобальные экологические процессы, происходящие на нашей планете, а также химический состав отдельных живых клеток. Поэтому такой межпредметный урок будет несложно включить в учебную деятельность школьников. Геохимическая экология - молодая наука, изучающая комплекс физико-химико-биологических процессов, протекающих в экосистемах любого ранга. Биосфера является природной системой, а её существование выражается в круговороте энергии и вещества при участии живых организмов. Живые организмы влияют на физико-химические и геологические процессы, происходящие на поверхности Земли и в земной коре и осуществляют постоянный обмен веществ между живым организмом и внешней средой.
Суть домашнего задания в том, что ученики рисуют участие каждого химического элемента в геохимических процессах. А затем все рисунки объединяются в сводную "Таблицу Менделеева", которую можно вывесить на стене в классе. Образуется некий наглядный продукт совместного творчества: "Экология в картинках". В разных классах получаются разные "Таблицы Менделеева", главное сохранить табличную форму и проследить, чтобы все рисунки были на листе формата А4. А также, чтобы в углу листа был проставлен химический знак того элемента, о котором нарисован сюжет. Вначале каждый ученик выбирает конкретный химический элемент для изучения. Затем самостоятельно, или с помощью учителя ищет информацию, выбирает нужную, придумывает сюжет рисунка, рисует и размещает свой рисунок на стене в ячейку умозрительной таблицы Менделеева для соответствующего химического элемента. Можно упростить/усложнить задачу, из всех химических элементов выбрав только наиболее распространенные на земле, или, наоборот - наименее распространенные. Можно выбрать только биогены (химические элементы, входящие в состав живых организмов) и рисовать учебные карточки с сюжетами о них. Можно выбрать макроэлементы живых клеток, а можно - только микроэлементы и т.д. В экологических справочниках сейчас можно найти много различной информации на эту тему.
Справочный материал: Биогенными называют химические элементы, постоянно присутствующие в живых организмах и играющие какую-либо биологическую роль: O, C, H, Ca, N, K, P, Mg, S, Cl, Na, Fe, I, Cu.
Виртуальная «Таблица Менделеева». Вместо бумажной таблицы на стене в классе, можно организовать виртуальную таблицу и общую работу в ней учеников. Для этого учитель готовит макет таблицы в Google-документах и открывает доступ ученикам. Рисовать ученики могут с помощью компьютерных программ, а могут загружать рисунки, выполненные карандашами и красками. Вот первоначальный макет такой таблицы, частично заполненный учениками.
Отдельные учебные карточки, с ученическими скетчами на тему воздействия конкретных химических элементов на живые организмы (формат А4 каждой карточки).
ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица химических элементов-биогенов, как справочный материал для рисования сюжетов учебных карточек.
Пороговые концентрации химических элементов в почвах (мг/кг) и возможные реакции организмов (по Ковальскому) |
|||
Химический элемент |
Недостаток – нижняя пороговая концентрация |
Норма |
Избыток – верхняя пороговая концентрация |
Кобальт |
Меньше 2-7. Анемия, гипо- и авитоминоз В, эндемический зоб. |
7-30 |
Более 30. Угнетение синтеза витамина В. |
Медь |
Меньше 6-13. Анемия, заболевания костной системы. Невызревание злаков, суховершинность плодовых деревьев. |
13-60 |
Более 60. Поражение печени, анемия, желтуха. |
Марганец |
До 400. Заболевание костей, увеличение зоба. |
400-3000 |
Более 3000. Заболевания костной системы. |
Цинк |
До 30. Карликовый рост растений и животных. |
30-70 |
Более 70. Угнетение окислительных процессов, анемия |
Молибден |
До 1,5. Заболевания растений. |
1,5-4 |
Более 4. Подагра у человека, молибденовый токсикоз у животных. |
Бор |
Меньше 3-6. Отмирание точек роста стеблей и корней растений. |
6-30 |
Более 30. Боровые поносы (энтериты) у животных. |
Стронций |
? |
?-600 |
Более 600. Уровская болезнь, рахит, ломкость костей. |
Йод |
Менее 2-5. Эндемический зоб у людей |
5-40 |
Более 40. Ослабление синтеза йодистых соединений щитовидной железы. |
Горбачёва Марина Юрьевна