Урок литературы в 6 классе «Нет на земле ответственней призванья… Образ учителя в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского"»

4
0
Материал опубликован 5 January 2021

«Нет на земле ответственней призванья…»

(Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Цели:

1) раскрыть вместе с учащимися неповторимость образа учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»;

2) развивать умение давать элементы характеристики литературного героя, анализируя художественное произведение; развитие самостоятельного, критического мышления;

3) воспитывать уважение к профессии учителя.

Оборудование: использование ИКТ (презентация, выполненная учителем), раздаточный материал для учащихся (вопросы и задания по группам).

Ход урока

Слайд -Эпиграф

Почему мы так же, как и перед родителями,

всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?

И не за то вовсе, что было в школе, −

нет, а за то, что сталось с нами после.

В.Г.Распутин


1. Вступительное слово учителя.

Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своём рассказе «Уроки французского». На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою, подростку, в голодное послевоенное время, вдали от родных, и увидели, как в этом ребёнке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться, неординарность. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надёжного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны. Образу этой учительницы будет посвящён наш сегодняшний урок, тема которого – «Нет на земле ответственней призванья…». Запишите в тетрадь тему и эпиграф к уроку: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после» (В.Г.Распутин). На этот вопрос мы с вами попробуем ответить в конце нашего урока.

Рассказ В.Распутина автобиографичный. О жизни Распутина и об истории создания рассказа «Уроки французского» мы узнаем из небольшой пресс-конференции, представленной журналистами, исследователями и читателями.

2. Слово членам пресс-конференции. (слайд 4 « Портрет В.Распутина» )

Журналист: Скажите, пожалуйста, а как отразилось детство на творчестве В.Г. Распутина?

Исследователь: В. Распутин писал в 1974 году в Иркутской газете: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым, распутинским языком. Люди Иркутского края стали литературными героями.

Учитель: Ребята, расскажите о детских годах В. Распутина (слайд 5 «Аталанка»)

Читатель: Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Урда, расположенного на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. (слайд школа в Аталанке). И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые» - вспоминал автор.

Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.

Журналист: Да, детство Распутина было трудным. Не всякий, кто хорошо учится, умеет оценивать поступки свои и чужие, а вот для Валентина Григорьевича учеба стала трудом нравственным. Почему?

Исследователь: Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин все делал только на совесть. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» - вспоминал писатель. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского (не давалось произношение). Это и была в первую очередь нравственная оценка.

Журналист: Кому был посвящен этот рассказ («Уроки французского») и какое место занимает в детстве писателя?

Исследователь: Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Учитель: А кто же такая Лидия Михайловна?

Читатель: Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» живёт в Нижнем Новгороде, зовут ее Лидия Михайловна Молокова.

Случайно школьница Лидия Данилова оказалась во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт.

Случайно оказалась она и в районной школе, в глухом поселке Усть-Уда. Это было самое худшее место, куда можно было попасть по распределению. И почему-то оно досталось студентке с отличным дипломом. «За дерзость», - объясняет сама героиня.

В подшефном восьмом классе молоденькая учительница поначалу не произвела серьезного впечатления. Ребята попались озорные

Валя Распутин учился в параллельном классе. Там собрались ученики посерьезней. Классная руководительница, учительница математики Вера Андреевна Кириленко, судя по всему, спуску им не давала. «На самом деле Распутин, в первую очередь, писал свою учительницу с Веры Андреевны, - считает Лидия Михайловна. - «Красивая, немножко косили глаза», - это всё про неё. Сдержанная, опрятная, с хорошим вкусом. Говорили, что она из бывших фронтовичек». Но почему-то Вера Андреевна исчезла из всех биографий писателя.

Отработав положенные три года, Вера Андреевна уехала из Усть-Уды на Кубань. А Лидии Михайловне пришлось взвалить на свои плечи классное руководство в объединённом девятом классе. Потом Лидия Михайловна вышла замуж, жила в Иркутске, растила двух дочерей. Вскоре у нее умер муж, и она перебралась в Саранск, поближе к маме.

Посмотрите на портреты Лидии Михайловны Молоковой. Такой ли вы представляли Лидию Михайловну? (слайд Портрет Лидии Михайловны)


3. Работа в группах.

Следующий этап нашего урока – это работа в группах. Наша задача – нарисовать образ Лидии Михайловны, определить, какую роль она сыграла в жизни мальчика, раскрыть всю глубину и неповторимость образа этой учительницы. Первая группа представляет внешний облик учительницы, её поведение и речь, вторая группа – взаимоотношения Лидии Михайловны с мальчиком, третья группа должна оценить решение учительницы играть с учеником в замеряшки и ответить на проблемный вопрос: «Поступок это со стороны учительницы или преступление?». Каждой группе предлагаются вопросы для обсуждения.

1 группа

1) Опишите внешность Лидии Михайловны. Выделите ключевые слова. Как они раскрывают замысел автора

2) Какова её манера держаться? Как она характеризует учительницу?

3) Каковы особенности речи Лидии Михайловны?

Учащиеся должны отметить, что портрет учительницы дан через восприятие главного героя: «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…» Ключевыми будут слова и словосочетания: «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс», которые говорят о неравнодушном отношении учительницы к своему делу.

Держалась Лидия Михайловна спокойно, уверенно, это говорит о том, что она чувствовала, что профессия учителя – это её призвание.

Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации. Учительница показана необычной, умной. Её образ немного возвышен автором.

Рассмотрите иллюстрацию В.Л.Гальдяева. Совпадает ли ваше представление об учительнице с восприятием художника?

2 группа

1) Как герой относился к учительнице?

2) Как Лидия Михайловна относилась к мальчику?

3) Почему она предложила ему дополнительные занятия на дому?

Вначале герой настороженно относился к учительнице, так как не предполагал, что между учителем и учеником могут быть доверительные отношения. Затем он понял, что Лидия Михайловна хочет ему помочь.

Учительница выделяла героя среди других учеников за его способности, за склонность и интерес к учёбе, она видела самодостаточность мальчика и чувство собственного достоинства, которое рано в нём развилось. «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают…, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Она искала разные способы, как выручить мальчика, не уязвив его чувство собственного достоинства.

3 группа

1) Почему учительница предложила ребёнку игру на деньги?

2) Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»?

3) Как ведёт себя учительница во время прихода директора?

Далее при устном ответе ученики должны отметить, что учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику. Она хотела помочь мальчику выдержать испытания голодом и понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от неё не примет.

Заранее подготовленные ученики инсценируют эпизод игры в замеряшки. Можно посмотреть отрывок из кинофильма (Со слов «Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счёте» до «И он воздел над головой руки»).

Во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства. Это роднит её с главным героем рассказа.

В классе разворачивается дискуссия о том, можно ли назвать поступок Лидии Михайловны преступлением, как это сделал директор. Все группы включаются в беседу.

Поступок учительницы не преступление, так как она предлагает играть на деньги, чтобы на «эти честно заработанные копейки» мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удается этот обма: игра на деньги оказалась единственной возможностью помочь ему.

4. Подведём итоги. (слайд –качества учителя)

1) Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали? (На экране всплывают качества: доброта, жестокость, порядочность, способность к состраданию, милосердие, черствость, равнодушие, жалость, понимание, грубость).

Выберете и запишите в тетрадь главные качества учительницы, дополните своими примерами.

- Сейчас вы в тетрадях поставьте плюсики напротив тех качеств, которые, по вашему мнению, есть и у вас.

Поднимите руки те, у кого в характере присутствуют все качества, характеризующие с малолетства полных людей.

- Молодцы, что не все подняли руки. Сегодня вы, может быть, впервые задумались о себе, решили, над чем вам стоит поработать, что в себе воспитать.

2) Какими уроками стали занятия французским для мальчика? (Это уроки доброты, человечности, сострадания).

3) Прочитайте высказывания великих мыслителей о доброте. Какое из них вам ближе? Запишите это высказывание. (Слайд)

Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.

Л.Толстой

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.

В.А. Сухомлинский

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н. Толстой

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Л.Н. Толстой

4) Вернёмся к эпиграфу. Как вы ответите на вопрос, который поставил В.Распутин в предисловие к рассказу? (Эти мысли принадлежат зрелому человеку, а не мальчишке; если учитель настоящий, стыдно его подвести)


5. Заключение

Каким же должен быть настоящим учитель? Может быть, нам помогут слова В.П.Астафьева, тем более что слова эти вам хорошо знакомы: «Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель».

Да, настоящий учитель – это тот, кто помогает стать своим ученикам людьми, просто людьми. Настоящий учитель – это такой, которого помнят всю жизнь. Настоящий учитель – это моя школьная учительница, которая помогла мне стать тем, кем я стала


Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Мой любимый учитель».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации