12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Авдеева Светлана Константиновна26
Работаю в кадетской школе, должность- заместитель директора по воспитательной работе и учитель - логопед, имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
0

Статья на тему «Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми c ОВЗ. Использование морской соли в речевом развитии детей»

Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми c ОВЗ. Использование морской соли в речевом развитии детей. Из опыта работы.

Учитель – логопед

высшей квалификационной категории

МБОУ кадетской школы №1

имени Ф.Ф. Ушакова г. Хабаровска

Авдеева С.К.

       Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

    Поскольку современная жизнь удаляет человека от природных факторов и велико вредное воздействие современных технических средств (длительное нахождение в закрытых помещениях, скопление электрических приборов, работа с компьютером и т.д.), возможно и необходимо использовать природные материалы по развитию мелкой моторики руки. Тем самым не только разнообразится этот вид детской деятельности, но и внедряется здоровьесозидающий компонент. Сегодня я предлагаю такую инновационную технологию, как «Использование морской соли в речевом развитии детей».

   Морская соль всегда у нас ассоциируется с летним отдыхом, морем, отличным настроением, да и целебные свойства моря нам известны с давних времен. Морская соль, по сути, это хлорид натрия, но в нем содержится огромное количество макро, микроэлементов, минеральных веществ. Все элементы, которые входят в состав морской соли положительно влияют на наш организм в целом. Соответственно, нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух оздоравливающими испарениями.  Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, органов дыхания, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, раздражая нервные окончания, развивая мелкую моторику рук. Игры в морской соли способствуют развитию воображения ребенка и формированию связной речи, так как оречевляя свои действия, дети активизируют свой словарный запас, продолжают овладевать навыками правильного построения своих высказываний.   

      Данный цикл упражнений помогает решить следующие задачи:

  1. развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  2. снимает мышечную напряжённость;
  3. совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  4. способствует расширению словарного запаса;
  5. позволяет развивать фонематический слух и восприятие;
  6. способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  7. повышает мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.

С целью усиления оздоравливающего эффекта один контейнер с морской солью находится постоянно открытым, чтобы обогащать воздух целебными свойствами.

       У детей младшего школьного возраста игровая деятельность остается самой любимой и интересной. Игры с морской солью благотворно влияют, как и на самих детей младшего школьного возраста, так и на все их процессы развития. Сама по себе соль является успокаивающим средством. Развивается тактильная чувственность. При «общении» с солью, особенно с цветной и ароматизированной, дети как будто «оживают» с новой силой. Они словно растворяются в этом довольно увлекательном процессе. Мало того они легко открывают «тайную дверцу» к своему внутреннему миру, чувствам, эмоциям. Ведь выразить словами все свои переживания они не могут, им сложно это сделать. Поэтому на помощь приходит морская соль. В это время специалистам многое становится понятно, они могут увидеть те моменты и сюжеты в жизни детей, которые до этого были просто скрыты от посторонних глаз. И не только могут увидеть, но и помочь, изменить «неправильные» пути во внутреннем мире ребенка. Играя с морской солью, дети как будто создают свой отдельный прекрасный мир, наполняя его увлекательными сюжетами и рассказами. В эти моменты они словно волшебники создают и создают. Включаются их фантазия, мечты, желания. Они могут и проигрывать волнующие их ситуации собственной жизни.

Я хочу представить комплекс игр и упражнений с применением морской соли.

Игры и упражнения поделены на группы:

  • для пальцев и кисти руки;
  • на развитие фонематического слуха и восприятия;
  • на автоматизацию изолированных звуков;
  • на автоматизацию и дифференциацию звуков в слоге;
  • на автоматизацию и дифференциацию звуков в слове;
  • на автоматизацию и дифференциацию звуков во фразе;
  • на развитие связной речи.

   Разработанный цикл упражнений направлен на максимально эффективное развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование упражнений с применением морской соли.

«Комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой морской соли»

Все упражнения сопровождаются стихотворением, которое на начальных этапах проговаривает педагог, затем это может делать ребенок. При проговаривании особое внимание уделяется звукопроизношению: закрепляется правильность произношения определенных звуков.

«Упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия»

Задание: если ты услышишь звук [р], спрячь ладошки в соли. На другие звуки – руки держи над солью (учитель - логопед произносит согласные звуки, ребёнок выполняет соответствующие движения).

«Игры на обучение грамоте»

Эти игры связаны с запоминанием образа букв. Поэтому можно использовать рисование букв на соли, отыскивание букв в соли, отыскивание заданной буквы в соли, сложение слов из найденных букв.

Автоматизация звука - важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом слогов, слов, предложений, текстов. Но если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, это даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук.

«Упражнение на автоматизацию изолированных звуков»

Задание: возьми в оба кулачка соль и насыпь ее горкой, произнося при этом «ш-ш-ш». Теперь разрушь свою горку со звуком «с-с-с».

«Упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков в слоге»

Заданиe 1: из ракушек построй дорожку на соли. Шагай двумя  пальчиками по дорожке и повторяй «шла-шло-шлу», «сла-сло-слу» и т.д.

Задание 2: игра «Наоборот», послушайте слог и напишите на соли парный ему слог с противопоставляемым согласным по образцу: РА – ЛА, ЛЫ – РЫ и т.д.

«Игры для автоматизации звуков в слогах»

Для автоматизации звуков в слогах можно использовать вариации различных дорожек. Логопеды их придумали великое множество. При работе с солью главное – подобрать необходимый материал к сюжету. Например:

- «Перепрыгни с камушка на камушек через речку» - в голубой соли разложить настоящие камушки (или ракушки) и пальцами «шагать» по ним, произнося слоги с автоматизируемым звуком;

- «Веселый зайчик» (или другие герои в соответствии с закрепляемым звуком) – игрушка прыгает по полянке, произнося заданный слог;

- «Автодром» - провести машинку мимо препятствий, произнося слоги;

- «Лабиринт» - по заранее начерченным логопедом дорожкам провести игрушку, также произнося слоги.

«Упражнения на автоматизацию и дифференциации звуков в слове»

Задание: В соли   для тебя закопаны игрушки. Аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [л] и [л'] произноси правильно. Разложи игрушки к картинкам - со звуком [л] к «лампочке», со звуком [л] к «лягушке».

«Игры для автоматизации звуков в словах, предложениях»

разноцветная соль также предоставляет определенные возможности.

- «Волшебный клад» - логопед заранее закапывает в соль игрушки, в названии которых есть закрепляемый звук, ребенок откапывает и говорит, что он нашел.

- «Разноцветные моря» - моря из соли могут быть: розовое (для автоматизации звуков Р и З), красное (Р, С), зеленое (З, ЗЬ), синее (С, СЬ), шоколадное (Ш), желтое (Ж,Л), белое (Л). Идея подсказана игрой «Разноцветные моря» из книги В. Лебедевой «Трудный звук, ты наш друг!». Подбираются игрушки, в названии которых есть, например, звук Р. Ребенок опускает игрушку в розовую соль и говорит: «Русалка плавает в розовом море» или «Заяц плавает в зеленом море».

 Вариант этой игры: выкладывать на цветную соль картинки с прозрачными изображениями. Тогда изображение становится такого же цвета, что и море. Фраза выглядит так: «Синий сом плавает в синем море».

Вариант игры 2: собрать предметы (или картинки) только красного цвета, опустить их в красное море. Фраза выглядит так: «Красное ведро плывет в красном море».

Все, что было сказано в предыдущих играх, подойдет для игры «Разноцветные пустыни». Смысл всех игр такой же, только во фразах слово «море» заменяется на слово «пустыня», например: «В розовой пустыне мы увидели ракушку, русалку, жирафа, динозавра и т.д.» (на звук Р), «В розовой пустыне мы видели змею, вазу, зебру и т.д.» (на звук З) - Для всех предыдущих игр финал может быть таким: «Вспомни, кто плавал в красном море?», ребенок вспоминает и перечисляет.

Отдельно на автоматизацию звука Л можно создать мелкое и глубокое моря и пускать мелкие игрушки со звуком Л (кукла, одеяло, осел, лошадь, клоун, полка, холодильник, ласточка, зеркало, лопатка и пр.) то в мелкое, то в глубокое моря. Фраза: «Лошадь плывет в мелком море».

«Упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков во фразе»

Задание: в левом верхнем углу нарисуй девочку. Придумай ей имя со звуком [с] (Соня, Саша, Света). Соня нарисовала воздушный шар. Нарисуй справа внизу от Сони свой воздушный шар. Придумай предложение про Соню и воздушный шар (Соня купила воздушный шар. Соня надула воздушный шар. и т.д.

«Упражнения на развитие связной речи».

Задание: Подул сильный ветер, и разлетелись все части картинки со странички, да еще и солью морской их припорошило. Найди все части картинки, составь её и по ней составь рассказ.

«Игры для развития лексико-грамматического строя и связной речи»

Все нижеперечисленные игры можно использовать для закрепления звуков при условии подбора соответствующего речевого материала.

- Игра «Чего не стало?» на закрепление формы родительного падежа.

- «Подбери слово». Ребенок откапывает из соли предмет или картинку и подбирает к нему прилагательное.

- «Какой предмет спрятался». Логопед описывает предмет, не называя его, ребенок отгадывает. Затем спрятанный предмет описывает ребенок.

- Дорисовывание картинки на поверхности мелкой соли и составление по ней предложения.

«Игры для дифференциации звуков»

- «Два берега» - доставать мелкие игрушки из соли с оппозиционными звуками и поставить на соответствующие берега.

- «Любители морей» - пустить плавать игрушки с дифференцируемым звуком в соответствующее море: осла – в белое море, ракушку – в розовое море, сову – в синее море, кошку – в шоколадное море и.т.д. Противоположные моря: розовое (красное) – белое (Р-Л), синее – шоколадное (С-Ш), синее – зеленое (С-З). При дифференциации звонких – глухих звуков можно придумать детям поющее море (с колокольчиками) – молчащее моря.

- «Разноцветные моря», но теперь в пустыни (моря) мы посадим предметы с оппозиционным звуком: «По синей пустыне идут кошка, барашек, мышка, черепашка и т. д.», «В шоколадной пустыне мы нашли собаку, стол, стул, русалку, монстра т.д.» (дифференциация звуков С-Ш).

- Логопед предлагает ребенку придумать имя с заданным звуком кукле, например, Соня (Паша). Соответственно, в соли зарыты игрушки со звуком Ш. Ребенок составляет предложение типа: Соня нашла игрушку. Паша нашел самолет.

Вариант предыдущей игры: ребенок может нарисовать предметы, для этого нужна мелкая соль, возможно, цветная. Например: Лариса увидела на песке красивую (белую) ракушку. Таким образом, получаются довольно насыщенные оппозиционными звуками фразы.

     Таким образом, мы видим, как можно разнообразить упражнения, исходя из поставленной цели учителем-логопедом. Детям тоже интересны такие увлекательные занятия, которые значительно отличаются от традиционных в тетрадях по заданию логопеда. Сочетание пальчиковой гимнастики и морской соли  это несложный,  интересный и увлекательный вид деятельности для ребенка, который позволит достичь положительных результатов в развитии мелкой моторики детей и  будет способствовать преодолению речевых нарушений, а так же развитию основных компонентов речи. Всё это дает возможность рекомендовать технологию использования морской соли и учителям - логопедам, и родителям в организации деятельности детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки, а также развития всех компонентов речи.

    Вариативность использования в логопедической практике разнообразных нетрадиционных форм работы в коррекции речи детей с ОНР ЗПР говорит о явных преимуществах: сократились сроки коррекционной работы, повысилось качество работы, снизились энергетических затраты, наладилась преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

 

  Список используемых источников

Коган Т. Морская соль. Основа основ здоровья. Верните организму важнейшие микроэлементы. М.: АСТ, 2013.

Мананников В. В чём польза морской соли. М., 2017.

Домаркова Н.В. Развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли [Электронный ресурс], - logoped.rurazvitie_melkoj_motoriki_cherez_sol.htm

Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / СПб . : Язык: ТЦ Сфера , 2001 г.

И. Л. Лебедева "Трудный звук, ты наш друг! Звуки С, Сь - З, Зь. Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей"

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.