СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ливенцова Лидия Алексеевна396
Россия, Тверская обл., Бежецк
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Как за 5 шагов подготовить идеальный урок по любому предмету? Что это такое?

Это методические материалы для учителей начальной школы, учителей-предметников основной и старшей школы, а также завучей и директоров. Они окажут помощь в организации занятий для учащихся по внеурочной деятельности, реализующих требования ФГОС.

Почему эти методические материалы появились?

Как показывает практика, учитель, готовя открытый урок для прохождения аттестации, участвуя в конкурсе или любом другом мероприятии, находится в полной уверенности, что его урок действительно соответствует требованиям ФГОС и заслуживает высокой оценки экспертов и коллег. И какое же бывает разочарование, когда оценка урока оказывается, мягко говоря, не очень объективной.

Как застраховать себя от субъективности в оценке Вашего урока? Как выстроить урок в логике системно-деятельностного, компетентностного подходов и действительно достичь на уроке трех групп планируемых УУД?

Есть ли идеальный способ, который может разом решить все перечисленные проблемы?

Говорим сразу: такой способ есть, и этот способ – называется

«новая технологическая карта»

Что такое технологическая карта?

Технологическая карта — это таблично-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования.

Технологическая карта урока – это инструмент учителя, позволяющий построить урок по любому предмету таким образом, чтобы стопроцентно обеспечить достижение планируемых результатов освоения образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС

За счет чего это происходит?

За счет строгой структурированности урока согласно требованиям ФГОС.

Преимущества применения технологической карты:

Технологическая карта дает возможность заранее спроектировать урок, отвечающий всем требованиям ФГОС

Просчитать и спланировать все этапы урока, учитывая все временные затраты

Эффективно управлять коллективной формой организации учебной работы

Дает возможность сделать грамотный и обоснованный самоанализ проведенного урока.

Выгоды от применения технологической карты:

Карта четко фиксирует, какие задачи и в какой последовательности учитель должен выполнить, сколько времени уходит на реализацию каждого этапа урока, фиксирует результат каждого этапа урока.

В результате использования технологической карты:

увеличивается скорость и качество усвоения учебной темы;

повышается успеваемость в классе;

впоследствии при наличии технологической карты сокращается время подготовки учителя к уроку;

Технологическая карта дает возможность представления своего нового методического продукта в период аттестации, конкурсов, открытых мероприятий.

Уроки, разработанные с использованием технологической карты, более презентабельны для любого уровня (открытый урок, конкурс, аттестационная процедура).

Технологическая карта значительно повышает результаты проверок.

Повышается Ваш авторитет среди коллег и руководства.

Повышается уровень собственной компетентности, и как следствие растет самооценка.

Два подхода к разработке технологической карты урока:

1. Полиструктурный

2. Моноструктурный

Первый был описан в научно-методическом пособии «Конструирование технологической карты урока». Н. Я. Мороз предлагал выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса (таблица 1).

Таблица 1

Таким образом, конструирование технологической карты может стать новым вариантом визуализации конспекта урока, позволяющим в том числе реализовать заявленные выше цели (таблица 2):

Таблица 2

Второй вариант технологической карты представлен в статье И. М. Логвиновой и Г.Л.Копотевой «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС». Авторы предлагают описывать в технологической карте лишь виды деятельности обучающихся и деятельность учителя. Это, по мнению разработчиков, сэкономит время учителя, отразит лишь результаты образовательной деятельности – виды деятельности, которыми овладели обучающиеся (таблица 3).

Таблица 3

И полиструктурный, и моноструктурный подходы к созданию технологической карты позволяют педагогу в равной степени воплотить цели достижения новых результатов образовательной деятельности, оптимизации процесса обучения в условиях введения ФГОС.

Как правильно составить технологическую карту урока?

Шаг 1. В зависимости от задач, решаемых учителем, выбираем один из способов построения ТК.

Шаг 2. Описываем блоки, являющиеся основой для создания ТК, например, блок целеполагания, инструментальный блок, организационно - деятельностный блок.

Шаг 3. Проводим декомпозицию блоков, разбивая каждый из них на составляющие этого блока

Шаг 4. Составляем саму технологическую карту (ниже приведем пример такого составления)

Шаг 5. Наполняем ее содержанием (контентом)

ВСЕ. КАРТА ГОТОВА.

Предлагаем Вашему вниманию варианты технологических карт уроков, реализующих идеи системно-деятельностного, компетентностного подходов, созданные разными авторскими коллективами.

Вариант 1. Технологическая карта урока, реализующего требования ФГОС к достижению новых результатов образовательной деятельности

Предмет

Русский язык

Класс –

Тема

 

Цель

 

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

     

Методы обучения

 

Формы организации деятельности учащихся

 

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 

Организационная структура урока

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Методы обучения / технологии обучения / формы организации деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Вариант 2. Урок «открытия нового знания» (Л. Г. Петерсон)

Этапы урока

Цель

Опорный сигнал прохождения этапа

1 этап

Самоопределение к деятельности

( 1 – 2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

«хочу» + «могу»

2 этап

Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин.)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Актуализация

+

затруднение в

индивидуальной деятельности

3 этап

Постановка учебной задачи

(4 – 5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Где и почему?

(возникло затруднение)

Что сделать?

(для преодоления затруднения)

Цель урока. Тема урока.

4 этап

«Открытие» детьми нового знания.

(7 – 8 мин.)

Построение детьми нового способа действий, формирование способности к его применению.

Как? (построить новый способ)

Виды открытий:

Факт – единичная информация

Правило – алгоритм

Понятие – существ. Признаки

Закономерность – связь между понятиями, свойство

5 этап

Первичное закрепление

(4 – 5 мин.)

Усвоение нового способа действия

Внешняя речь

6 этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(4 – 5 мин.)

Интерриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Самоконтроль и самооценка (усвоения)

+

Переживание ситуации успеха

7 этап

Включение в систему знаний и повторение

(7 – 8 мин.)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Применение (нового знания)

+

повторение и закрепление

(ранее изученного)

этап

Рефлексия деятельности

(итог урока)

(2 – 3 мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Соотнесение цели и результатов деятельности

+

Самооценка

(результата деятельности)


 

Вариант 3. Технологическая карта урока деятельностной направленности

(Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе школы. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011)

Тема

 

Цель темы

 

Основное содержание темы, термины и понятия

 


 

Планируемый результат:

Предметные умения, УУД

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:


 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

     


 

I этап. Мотивация к деятельности

Цель –

Проблемная ситуация.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

 

Диагностическое задание

 

Цель –

 

 

 

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель –

Репродуктивное задание

Импровизационное задание

Эвристическое задание

Самоорганизация в деятельности

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Формы контроля; контрольное задание.

Оценка результатов деятельности


 

Самооценка

Оценка присутствующего

Вариант 4. Технологическая карта урока в современной информационной образовательной среде

(Е.В.Чернобай. «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде»)

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

 

Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Решаемые учебные проблемы

 

Основные понятия, изучаемые на уроке

 

Вид используемых на сроке средств ИКТ

 

Методическое назначение средств ИКТ

 

Аппаратное и программное обеспечение

 

Образовательные Интернет-ресурсы

 

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

 

Деятельность этапа

 

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

 

Методы обучения

 

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

 

Форма организации деятельности учащихся

 

Функция / роль учителя на данном этапе

 

Основные виды деятельности учителя

 

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала

 

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

 

Деятельность этапа

 

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

 

Методы обучения

 

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

 

Форма организации деятельности учащихся

 

Функция / роль учителя на данном этапе

 

Основные виды деятельности учителя

 


Несколько простых правил работы с новыми технологическими картами

1. Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса.

2. Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.

3. Найдите ее в учебнике того предмета, который преподаете, и подготовьте учебники, которые отмечены в разделе «межпредметные связи».

4. Определите цели изучения темы, соотнесите с планируемыми результатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели, соотнесите цели с пройденным ранее материалом.

5. Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой темы, посмотрите, в каких предметах они еще изучаются (межпредметные связи).

6. Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части универсальных учебных действий.

7. Подберите формы работы в соответствии с целями и условиями обучения: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска информации или демонстрации достижений и т.д.

8. Придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте. Это поможет не пропустить ни один элемент в достижении поставленной на этапе цели, добиться эффективного и качественного освоения темы.

9. Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите и соотносите с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.

Заключение

Из этого небольшого учебного пособия Вы узнали, как за счет применения новой технологической карты значительно улучшить свои показатели как учителя, поднять свою репутацию профессионала и даже участвовать в конкурсах разной направленности.

Мы понимаем, что за рамками представленных нами материалов остаются многие важных вопросы организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС, в том числе и проблемы проектирования современного урока. Перечислим лишь некоторые из них:

Приемы создания проблемных ситуаций на уроке.

Вопросы целеполагания.

Организация «открытия» детьми нового знания.

Новые подходы к оценке качества образования.

Организация рефлексии на уроке.

Анализ и самоанализ урока. И другое.


 

И в этой области для многих учителей лежит камень преткновения. Такие области мы называем "зона роста".

1. Если Вы заинтересованы в повышении своего профессионального уровня.

2. Если Вы хотите быть тем современным учителем, к которому идут перенимать опыт другие учителя.

3. Если Вы решили, что если и тратить свое время, то с умом, тогда у нас для Вас есть одно специальное предложение:

Пройдите по ссылке, которая пришла на Вашу электронную почту вместе с этой инструкцией, и получите от нас еще один ценный материал. Думаем, что Вы сумеете оценить его по достоинству. Полезного просмотра!
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.