Доклад на тему «Новые технологии в обучении - фактор повышения качества образования»

4
0
Материал опубликован 8 January 2020 в группе

Новые технологии в обучении -

фактор повышения качества образования -

Учитель географии МБОУАрбатская СОШ

Сипкина А.А.

В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.

Для достижения этих целей концепция предлагается решить следующие задачи:

"Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленности общего среднего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков

"Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся"

Изменился и стандарт школьного географического образования. В его целевые установки вошла и цель "применение географических знаний и умений в повседневной жизни, использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации .

Реализовать обозначенные выше цели модернизации образования можно только при условии качественного совершенствования методической подготовки и культуры учителя. Определяющим фактором в этой подготовке должно стать овладение учителем современными педагогическими технологиями,

Найти оптимальные методы и средства, позволяющие повысить качество образования активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми - задача учителя географии, задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке и во внеурочной деятельности. Уверена , что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. И поэтому я создаю в своей работе адаптивные психолого-педагогические аспекты

Мотивационный аспект. В этом мне помогает использование инновационных технологий, которые позволяют усилить мотивацию учения благодаря не только новизне методики деятельности на уроке, но и возможности регулировать предъявляемые задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям

Интерактивные технологии. Интерактивное обучение- способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погружение в общение, в ходе которого у учащегося формируются навыки совместной деятельности.Используя технологию интерактивного обучения на практике, я убедилась в том что урок, организованный на основе оптимального педагогического взаимодействия имеет ряд, преимуществ

1.Урок проходит в оптимальном темпе, части урока логически связаны, сочетаются различные виды учебной деятельности.

2.Ход урока настраивает учащихся на продуктивную работу , разнообразные виды и формы заданий обеспечивают занятость всего класса, в тоже самое время позволяют учащимся проявить себя.

Материал урока усваивается всеми учащимися в соответствии с индивидуально –психологическими особенностями, приобретаются новые умения и навыки в познании и общении.

На уроках присутствует атмосфера сотрудничества и сотворчества. Отсутствуют конфликты

Структура интерактивного урока требует от учителя включение конкретных приемов и методов, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Так на уроках я создаю ситуации, воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Наполняю содержание общения, жизненными проблемами учащихся, создавая ситуации учения в которых учащиеся взаимодействуют с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить.

При интерактивных технологиях часто использую работу в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Примером такой работы является обсуждение экономико-географического положения района, взятие интервью у напарника, анализ творческой работы партнера, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя, составление блоков взаимного контроля и самоконтроля. Особое внимание уделяю работе в малых группах. Когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом, в каждой группе ученик играет определенную роль, которую, он выбирает сам.

Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения

Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания географии, объективно-ориентированных программных систем; текстовые, графические которые использую в своей работе; мультимедийные учебники позволяют формировать культуру учебной деятельности и информационную культуру.

В системе стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и воспитательном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий

Используя электронный учебник по географии в 7-10 классах, включаю работу с интерактивными тестами, при выполнении которых обучающийся себя проверяет, сразу же получив оценку, которую ставит ему компьютер. В случае неудовлетворительной оценки, обучающийся здесь же самостоятельно находит правильные решения, полистав страницы электронного учебника.

В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны:

учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий;

создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;

создана возможность нелинейного перемещения по курсу (очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт);

демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер;

имеются широкие функциональные возможности работы с интерактивными картами: работа со слоями карты( физические, тектонические, климатические, карты природных зон), метод сопоставления карт путем накладывания одной карты на другую, позволяет реализовать деятельностный, практико - ориентированный подходы в обучении, формируя важнейшие географические умения -картографические.

Обозначим мультимедийные учебники и наглядные пособия, используемые в процессе обучения географии:

6 класс - Уроки географии Кирилла и Мефодия (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, разработан в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. 2008год);

7 класс - учебник по курсу "География. Наш дом - Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны." (авторы: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.);

8 класс - учебник по курсу "География. Природа и население" (авторы:Дронов В.П., Савельева Л.Е., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.);

9 класс - "География России. Хозяйство и регионы" (авторы: Дронов В.П., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А., Роготень Н.Н.);

10 класс -"Экономическая и социальная география мира" (В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя, С.А. Горохов)

Считаю, что использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока.

Модульная технология

Элементы модульной технологии я использую часто, применяя этот метод с 7 класса. Известно , что Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им.

Сущность модульного обучения заключается в том , что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль можно рассматривать как программу обучения , уровню самостоятельности, темпу учебно- познавательной деятельности

Любой модульный урок состоит из учебных элементов, т.е. последовательных шагов, алгоритмов работы учащихся, с которыми ученик работает непосредственно. Мною разработаны уроки модульного обучения в 6,7,8,9,10 классах. Если первые уроки вызывали у учащихся затруднения и на работу по технологической карте уходило очень много времени, второй и последующие уроки были уже на много эффективнее. Нам вопрос понравилась ли вам данная форма работы, ученики отвечали что да,. но немного сложновато и говорят что такие уроки проводить нужно. Поэтому на уроках очень хорошо прослеживается самостоятельная деятельность учеников при изучении нового материала, ученик должен научиться, сам добывать знания, а учитель осуществляет лишь направление его учебной деятельностью.

Именно о приучение к самостоятельному добыванию информации учащимися на моих уроках и подтверждают призовые места по научно исследовательским работам, олимпиадам на муниципальном и региональном уровнях.

Результативность использования современных образовательных технологий.

Заинтересованность учащихся данным предметом.

Выбор сдачи экзамена 9-11 классы.

Посещения факультативов 9-10 классы.

Написание и защита, исследовательских работ, начиная со школьного уровня 7-11 классы..

Написание и защита творческих рефератов с использованием Интернета 7-11 классы.

Участие в школьных, районных, республиканских олимпиадах 6-11 классы.

Выбор дальнейшей профессии связанной с географией,

Список использованной литературы

Беловолова Е. А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии 6-9 классы: Методическое пособие -М.: Вентана - Граф, 2013. -240с

Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. М., 1995.

Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.

Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе, № 2. 1998.

Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. –  М.: Просвещение

. Беловолова Е. А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии 6-9 классы: Методическое пособие -М.: Вентана - Граф, 2013. -240с

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации