Статья «О героизме и большом значении малых дел (на примере донорства крови и её компонентов)»
В нашей стране волонтёрство приобретает всё большую популярность. В добровольческую деятельность вовлечены широкие слои населения, среди которых наибольшую активность проявляют студенты. Одним из приоритетных направлений добровольчества является донорство крови. Пропаганда донорства играет огромную роль в рекрутировании молодых донорских кадров. Видеоролики, плакаты, листовки рассказывают о важности донорства, при этом нередко эксплуатируется образ некоего героя или даже супергероя. Редкая акция обходится без лозунгов и объёмных хештегов «#героями становятся», с которыми охотно фотографируются участники мероприятий.
Однако такой способ популяризации донорства таит в себе опасность: он скорее подпитывает тщеславие участников, нежели их отзывчивость и любовь к ближнему. Результаты такой пропаганды не заставили себя ждать: в последнее время нередко приходится слышать о том, что доноры (крови, ее компонентов, костного мозга или стволовых кроветворных клеток) ‒ это герои, однако многие доноры со стажем таковыми себя не считают.
«Кровь я сдаю с 18 лет, для меня это норма. Если я могу и если это не опасно, то почему бы и не стать донором костного мозга? Я не считаю себя героем.… Когда мы будем считать, что помогать ‒ это нормально, мы будем жить по-другому. В этом нет ничего сверхъестественного», ‒ утверждает Татьяна Свинцицкая, донор из Красноярска, сдавшая стволовые кроветворные клетки для взрослого реципиента в 2018 году [5].
«Я не считаю себя героем, у нас в стране это нормальная практика», ‒ говорит Тимо Зандау, донор из Германии, сдавший стволовые кроветворные клетки для Ахмеда Озова, мальчика из России [7].
«Кто со мною знаком достаточно близко, тот знает, что я ненавижу подход «моя хата с краю». <...> Ходил сдавал. Потому что больших затрат от меня, опять же, не требовало. Сама процедура, должен сказать, не страшная, не болезненная. Только достаточно занудная. Кости никто уже не дырявит, ты просто сидишь четыре часа … с катетерами в двух руках, а весь твой богатый внутренний мир гонится через клеточный сепаратор», ‒ пишет Евгений Губанов, сдавший стволовые кроветворные клетки для взрослого реципиента в 2018 году [2].
Надо сказать, что многих из тех, кто впервые слышит о донорстве костного мозга, смущает это словосочетание, ведь в нем фигурирует слово «мозг». Однако мозг бывает разный. Слово «мозг» вообще подразумевает некую сердцевину, мякоть внутри твердой оболочки. Например, латинское слово medulla ‒ 1) «сердцевина, мякоть»; 2) «мозговое вещество, мозг (кроме головного)»; 3) «суть, основа» ‒ родственно латинскому же слову medius ‒ «средний, находящийся в центре». Кстати, в английском языке для обозначения головного, спинного и костного мозга используются совершенно разные слова (brain, spinal cord и bone marrow соответственно) и, возможно, поэтому носителям английского языка несвойственно путать костный мозг со спинным.
Итак, доноры героями себя не считают и они совершенно правы. И вот почему.
Слово «героизм» в классическом, не обесцененном от частого употребления (и очищенном от политического подтекста) смысле подразумевает действие:
‒ добровольное
‒ бескорыстное
‒ во имя чужой жизни
‒ с исключительным риском для жизни собственной.
Последняя характеристика принципиально важна.
Из массы общественного значимых поступков героический поступок выделяется степенью риска (риск погибнуть ‒ как минимум пятьдесят на пятьдесят).
Вот лишь некоторые примеры героизма:
‒ Максимилиан Кольбе (1894 ‒ 1941), католический священник. Арестован в начале 1941 года за противодействие нацистским зверствам Узник Освенцима. Буквально обменял свою жизнь на жизнь другого узника. Максимилиана Кольбе несколько недель морили голодом, а 14 августа 1941 года убили смертельной инъекцией фенола. Спасенный священником польский сержант, многодетный отец Франтишек Гаёвничек (15.11.1901 ‒ 13.03.1995) выжил и от него мир узнал о подвиге Кольбе [10].
‒ Мать Мария (Скобцова) (1891 ‒ 1945), монахиня, участница французского Сопротивления, отправилась в газовую камеру вместо другой женщины (добровольно поменялась с ней местами).
‒ Маити Гиртаннер (1922 ‒ 2014), участница французского Сопротивления, помогала бежавшим из плена военным выбраться из оккупационной зоны. Маити выжила после пыток в гестапо, но на всю жизнь осталась искалеченной [3].
‒ Мария Лангталер три месяца прятала на хуторе двух советских военнопленных, бежавших из Маутхаузена. К Лангталерам приезжали с обыском СС и фольксштурм и лишь чудом не нашли беглецов. Жизнь всей семьи Лангталеров была под угрозой [4].
‒ Хасан Баиев (род. 1963), пластический хирург, с самого начала первой чеченской войны добровольно остался в зоне боевых действий. Военно-полевую хирургию осваивал на ходу, оперировал в тяжелейших условиях. Множество раз переливал раненым свою кровь (первую положительную) [9, P. 243]. Оказывал помощь и гражданским лицам, и бойцам обеих воюющих сторон, за что его стали преследовать и федералы, и боевики. Его избивали и намеревались казнить. В 2000 году доктор был тайно вывезен иностранной благотворительной организацией в США. Отмечен международной премией «Врач мира». На его примере хотелось бы остановиться подробнее
Сам Хасан Жунидович рассказывает о своём многолетнем подвиге врача просто: «Когда передо мной человек, который нуждается в медицинской помощи, кто бы он ни был, я сделаю все, что могу. <…> Я могу поклясться на Коране, что я у них не взял ни рубля. В общем-то я шесть лет всех оперировал бесплатно. Не было ни зарплаты, ничего. Со мной восемь женщин работали в госпитале, медсестры. Нам люди приносили у кого что было ‒ кто хлеб, кто мясо» [6]. «Боль каждого пациента я воспринимаю как свою собственную. Я знаю, что этого делать нельзя, нас ещё в институте об этом предупреждали, но по-другому у меня просто не получается» [8].
Ныне всемирно известный пластический хирург и меценат, Хасан Баиев продолжает помогать людям. Деньги, которые он зарабатывает на пластической косметической хирургии, оперируя состоятельных людей, в том числе звезд телеэкранов, Баиев тратит на благотворительность. Доктор за свой счёт покупает расходные материалы и абсолютно бесплатно оперирует врожденные аномалии лица у детей, а также устраняет последствия травм в результате войн и несчастных случаев, т.е. занимается реконструктивно-восстановительной хирургией. На вопрос, зачем ему такая нагрузка, врач отвечает: «Я занимаюсь благотворительностью с 2003 года. Мне неинтересно жить ради желудка. На мой взгляд, каждый человек, если может, должен что-то отдавать нуждающимся. Сегодня у меня есть такая возможность, и я помогаю. Я же не знаю, что будет завтра. Не хочу потом жалеть, что мог сделать доброе дело, но прошел мимо» [1].
Таким образом, любое проявление героизма является социально значимым поступком, но далеко не всякий такой поступок есть проявление героизма. Однако это никак не умаляет значение общественно полезных поступков на благо общества. Потребность, желание и возможности приносить пользу, помогать другим - признак здорового, зрелого общества.
Есть много способов внести свою лепту в дело умножения добра. Они не требуют героизма, но они требуют сознательности и ответственности. И донорство ‒ лишь один из этих способов.
Греческое слово «лептос» означало «мелкий», а лептой называлась самая мелкая древняя монетка. Одна евангельская притча рассказывает про бедную вдову, которая пожертвовала в храм две лепты, тогда как знатные прихожане даровали храму целые богатства. Иисус, увидев это, сказал ученикам: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила, ибо те от избытка своего жертвовали, а она от бедности своей отдала все, что имела».
«Лепта вдовицы» ‒ это любое скромное пожертвование, сделанное от души. Выражение «внести свою лепту» означает сделать свой, пусть скромный, но очень значимый вклад в общее дело.
Какое же отношение эта история имеет к донорству? Слово «донор» происходит от латинского глагола donare ‒ «дарить, жертвовать». Донор дарит свою кровь больному человеку. Кстати, многие считают, что «безвозмездный донор» ‒ избыточное выражение, ведь донор и так должен быть безвозмездным. Иными словами, донорство ‒ это акт милосердия.
Любой вклад донора ценен. Все доноры разные и могут пожертвовать неодинаковое количество крови и/или ее компонентов. Это зависит от веса, пола, возраста, индивидуальных особенностей/природных данных, наличия/отсутствия противопоказаний, а также от внешних факторов (возможность быть донором в условиях ограничений на станции переливания, географическая удаленность станций переливания и пр.).
Например, у келл-положительных доноров не принимают цельную кровь, и они могут сдавать только плазму и тромбоциты. Женщина может сдавать кровь максимум четыре раза в год, тогда как мужчина ‒ пять. У мужчин и женщин разный объем циркулирующей крови и при прочих равных для забора клеток крови предпочтут мужчину. Если у донора от природы небольшой уровень тромбоцитов, то ему их хватает, но поделиться ему нечем, как бы он этого ни желал.
Уже из перечисленных индивидуальных различий и возможностей доноров становится ясно, что соперничества в донорстве быть не должно. Это не спорт. Сравнение «донорских вложений», подначивание в духе «быстрее, выше, сильнее» (особенно в условиях ограничений на приём доноров на станциях переливания крови), аргумент «сперва добейся» идут вразрез с идеей милосердия, а значит, являются ложными ориентирами. Истинный ориентир один ‒ посильный вклад от чистого сердца.
Список литературы
1. Гармажапова А. «Каждая операция сокращает мою жизнь». Доктор Хасан Баиев ‒ о призвании и о детях, которых не в силах спасти // Кавказ. Реалии, 09.05.2018. [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://www.kavkazr.com/a/kazhdaya-operatsia-sokraschaet-moyu-zhizn/29215641.html
2. Губанов Е. Каких вурдалаков я ловил крайние три дня // Социальная сеть «Вконтакте», 29.11.2018. [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://vk.com/id206781546?w=wall206781546_328%2Fall
3. Зайцева Ю. Евангелие «радикально исполнимо». Это доказала Маити Гиртаннер, которая смогла простить своего палача // Агентство религиозной информации «Благовест», 30.08.2017. [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=74603
4. Зотов Г. Подвиг без награды. Мать нацистских солдат спасла советских офицеров // Аргументы и факты, 16.04.2015. [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://www.aif.ru/society/history/podvig_bez_nagrady_mat_nacistskih_soldat_spasla_sovetskih_oficerov
5. Котляр В. «Я не считаю себя героем»: история красноярского донора костного мозга. О самой процедуре, её последствиях и реакции окружающих // Интернет-газета Newslab.ru, 21.09.2018. [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://newslab.ru/article/856770
6. Петухова Е. «Лицо Салмана Радуева я собирал полгода, как мозаику». Откровения знаменитого пластического хирурга о военных кампаниях в Чечне // МК.ru, 17.02.2013. [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://www.mk.ru/politics/2013/02/17/813865-quotlitso-salmana-radueva-ya-sobiral-polgoda-kak-mozaikuquot.html
7. Стринкевич С. Ахмед Озов и Герой его времени // Благотворительный фонд «Подари жизнь», 28.12.2018. [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://www.podari-zhizn.ru/main/node/33205
8. Х. Баиев: «Если бы мне предложили что-то изменить, я бы снова выбрал свою судьбу» // Информационное агентство «Грозный-информ», 11.04.2013. [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://www.grozny-inform.ru/news/health/41310/
9. Baiev Khassan. The Oath: A Surgeon Under Fire / Khassan Baiev with Ruth and Nicholas Daniloff. ‒ Walker Books, 2004. ‒ 320 p.
10. Binder David. Franciszek Gajowniczek Dead; Priest Died for Him at Auschwitz // The New York Times, March 15, 1995. [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://www.nytimes.com/1995/03/15/obituaries/franciszek-gajowniczek-dead-priest-died-for-him-at-auschwitz.html