Статья «О профессиональной компетентности учителя, Или как поддержать интерес к своей личности»
О профессиональной компетентности учителя, Или как поддержать интерес к своей личности
Основные термины: методическая компетентность, педагогическая компетентность, современные образовательные технологии, личностные качества, проектное и исследовательское мышление.
О профессиональных и личностных качествах педагога, которые составляют его профессиональную компетентность, написаны сотни трудов по педагогике, психологии, социологии и по другим смежным дисциплинам. Мерхайдарова Н. Н., Селевко Г.К., Сокольницкая Т. Н., Вербицкий А. А., Ларионова О. Г., Боровкова Е.Г., Зимняя И. А., Гулеватая О.Н., Н. В. Бордовская рассматривали в своих работах требования Профессионального стандарта «Педагог» к компетенциям учителя русского языка, вопросы об изменение стандартов подготовки и переподготовки учителя, проблемы взаимосвязи роста профессионализма учителя и повышение социального престижа педагогического труда, развитие личности педагога в быстро меняющемся мире и т.д. и т.п.
Обобщая достижения современной педагогической мысли и свой собственный тридцатитрехлетний опыт работы в школе, о профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы хочу сказать следующее.
Во-первых, современный учитель русского языка и литературы должен обладать высоким уровнем культуры речи, не допускать в своей устной и письменной речи ошибок, не использовать речевых штампов, слов-паразитов. Речь учителя должна быть не просто грамотной с точки орфоэпии и грамматики, но и отличаться выразительностью, оправданной эмоциональностью, логичностью. На мой взгляд, у каждого учителя русского языка и литературы настольными книгами должны стать следующие издания:
1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. - 1288 с.
2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. - 794 с.
3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. - 943 с.
4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. - 782 с.
В случае малейших сомнений учителю следует обращаться к этим авторитетным изданиям. (Это официально утвержденный перечень словарей, определяющих нормы современного русского языка при его использовании как государственного). Также учитель должен вести постоянную работу с семьями учащихся по формированию речевой культуры, обращать внимание на ошибки в интернет-переписке, языке СМИ, в устной речи детей и взрослых.
Современный учитель русского языка и литературы должен обладать высоким уровнем культуры речи, не допускать в своей устной и письменной речи ошибок, а случае малейших сомнений учителю следует обращаться к словарям и приучать к этому своих учеников.
Компетентный учитель должен вести постоянную работу с семьями учащихся по формированию речевой культуры, обращать внимание на ошибки в интернет-переписке, языке СМИ.
Во-вторых, современный учитель должен являться активным грамотным читателем и зрителем. Невозможно говорить о компетентности учителя любого предмета, тем более русского языка и литературы, если он не в курсе литературных новинок, новинок кино и театра. Учитель, любящий театр, будет и в своей работе использовать приемы театральной педагогики, которая создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, установления доверительной и творческой атмосферы. В практику своей работы я внедряю театрализацию, которая прекрасно объединяет игру и учебно-воспитательный процесс. На своих уроках использую различные приёмы театральной педагогики: этюд, выразительное чтение, инсценировку, театральную игру.
Итоговый урок-спектакль в 9 классе по литературе
Театральные игры на уроках литературы в 7 классе
Учитель должен любить музеи, галереи, выставки, концерты и передавать эту любовь своим воспитанникам, путешествовать, по возможности, вместе со своими учениками.
Экскурсия на Пискаревском мемориальном кладбище в рамках экскурсионной поездки в г.Санкт-Петербург
ВДНХ. Павильон «Космос»
Иордания. Октябрь 2019 г.
Прага. Март 2020 г.
Москва. Ноябрь 2022 г.
Великие Луки. Январь 2021 г.
Калуга. Государственный музей истории космонавтики. Июль. 2021 г.
Грозный. Апрель 2022 г.
В-третьих, в число основных компетенций современного учителя входит владение проектным и исследовательским мышлением, умение планировать и организовывать свою деятельность, а также самостоятельную деятельность обучающихся, мотивировать и себя, и своих учеников. Участие в научных конференциях различного уровня учителя и учащихся свидетельствует о высоком уровне педагогической компетентности наставника.
Стендовая защита на Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий» в Москве
Выступление на Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ «Мое Отечество» в Москве
В-четвертых, профессиональная компетентность учителя предполагает владение современными технологиями в процессе обучения и воспитания, умение организовать дискуссию, применять семинары и лекционные занятия, выступать в роли тьютора, куратора, инструктора, делая все для того, чтобы ученик стал активным участником образовательного процесса
Ученик ведет урок «Обобщение изученного о глаголе» в 7 классе
Обсуждая этапы работы над проектом
Психолого-профориентационное тестирование в структурном подразделении Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также региональном представительстве Центра тестирования и развития при МГУ имени М.В.Ломоносова «Гуманитарные технологии»
Совершенствование исследовательских умений на уроках литературы в 10 классе
Сегодня в педагогике существует множество классификаций компетентностей учителя. Те, о которых было сказано в этой статье, относятся к предметным и общепрофессиональным компетентностям, а ведь есть еще личностные компетенции, которые также выделяют многие классификации. Каким же должен быть учитель, чтобы не потеряться на рынке личностей, чтобы поддержать интерес к своей персоне.
На мой взгляд, прежде всего трудолюбивым. Современный учитель должен ценить, уважать и любить свой труд и труд своих коллег, учеников и их родителей, болеть душой за честь того учебного заведения, в котором работает, поддерживать его авторитет всеми доступными средствами. И неважно, что это: участие в субботнике, корпоратив или родительское собрание.
Субботник. Март 2022 г.
Еще одна личностная необходимая, на мой взгляд, компетентность- умение работать в команде, бесконфликтность. Современный учитель должен вносить в коллектив доброжелательность, демонстрировать осознание и принятие общих целей, ценностей, должен быть открыт всему новому, не бояться инноваций, уходить от конфликта с коллегами, учениками и их родителями. Учитель должен с легкостью и радостью идти на компромиссы, а при необходимости признавать свою неправоту, должен уметь разрешить любую ситуацию дипломатично, деликатно высказывая свои соображения, но не обижая при этом собеседника.
Экскурсия в Государственный центральный музей современной истории России. Москва. Март 2022 г.
И последнее, что необходимо отметить, говоря о личностных компетенциях, это оптимизм, чувство юмора, умение отдыхать, создать веселье, организовать отдых, праздник людей разных возрастов. Эти умения помогают не только уйти от конфликта, ликвидировать последствия психологических травм, но и способствуют активизации учебного процесса, создают мажорный настрой у всех участников образовательного процесса.
Заповедник «Брянский лес». Январь 2022 г.
Подводя итоги, хочется отметить, что профессиональная компетентность учителя настолько многокомпонентное понятие, что, несмотря на многочисленные труды, до сих пор до конца не описано. Исчерпать это понятие в науке вряд ли удастся, ведь оно включает не только систему теоретических знаний, но и множество их применений в конкретных педагогических ситуациях, а их, как известно, не счесть. Но это и замечательно, значит, интерес к личности учителя в обществе будет всегда, и то, что 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника, лишь подтверждает мою мысль. В 1923 г. основатель советского государства Владимир Ильич Ленин записал в своих «Страничках из дневника»: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, и не стоит, и не может стоять в буржуазном обществе». А в 2023 году, спустя всего сто лет, Президент России Владимир Владимирович Путин признает особый статус представителей учительской профессии и поставит их на обещанную высоту. Ведь все это время каждый учитель в нашей стране независимо от политических событий и государственного курса честно трудился и неустанно совершенствовал свои компетенции: профессиональные, методические, информационные, коммуникативные, правовые…
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Волкова Надежда Павловна
Легоцкая Вера Сергеевна
Лапина Светлана Александровна
Легоцкая Вера Сергеевна