Предварительный просмотр презентации
Обеспечение результативности коррекционно-развивающей работы за счет диагностически обоснованного выбора специальных методов и приемов в работе с обучающимися с ОВЗ школьного возраста. Невежкина Н.В.- педагог-психолог ТПМПК Сормовского района высшей категории, руководитель РМО педагогов-психологов, работающих с обучающимися с ОВЗ, инвалидами
В «Психологическом словаре»: «Задача - цель деятельности, которая дана в определенных условиях и требует для своего использования адекватных этим условиям средств. Поиск и применение этих средств составляет процесс решения задачи». В «Психологическом словаре»: «Задача - цель деятельности, которая дана в определенных условиях и требует для своего использования адекватных этим условиям средств. Поиск и применение этих средств составляет процесс решения задачи». В учебно-педагогической литературе: «Задача – это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий».
Трудности, которые младшие школьники с ЗПР испытывают при усвоении учебного материала по математике Группы трудностей при обучении математике Педагогическая симптоматика трудностей Психологические и другие причины Первая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков вычислительных умений отсутствие устойчивых навыков счета; незнание отношений между смежными числами; трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план; неумение решать задачи; инертность мышления; замена букв, близких но акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении, недописывание слов и предложений, замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв; трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов; неправильное чтение похожих по начертанию букв; затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова. 1. Несформированность пространственных представлений. 2.Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия. 3. Недостаточная сформированность познавательных процессов.
Группы трудностей при обучении математике Педагогическая симптоматика трудностей Психологические и другие причины Вторая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения несформированность зрительно-двигательных координации; недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки; недостаточный уровень развития мелкой моторики. Недостаточный уровнем развития психомоторной сферы Третья группа трудностей связана с недостаточным уровнем формирования регуляторного компонента навыков вычислительных умений. неумение обнаруживать свои ошибки; возрастание количества ошибок к концу работы; выполнение требований учителя не в полном объеме; трудности с формированием двигательного навыка письма; медленный темп письма. Несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции. Основные группы трудности, которые испытывают младшие школьники с ЗПР при усвоении учебного материала по математике
Регулятивные УУД (сводные данные) обучающихся 4 класса, реализующего АООП НОО ЗПР, вариант 7.2 МАОУ «Школы №79 им.Н.А.Зайцева» на начало 2023-24 уч.г.
Основные этапы работы над математической задачей: 1. Чтение задачи 2. Анализ условия и вопроса задачи 3.Выбор арифметического действия 4. Запись решения и выполнение счётных операций. 5. Формулирование ответа задачи
Этапы работы над математической задачей: Виды помощи Анализ условия и вопроса задачи и установление существующей между ними зависимости. 1. Выделение вопроса другим шрифтом. 2. Подчеркивание. 3.Дополнение задачи (постановка вопроса к данному условию) 4. Разложение читаемого текста на его элементы Например, содержание задачи: «Мама купила хлеб за 7 рублей и булку за 8 рублей. Она дала продавцу 20 рублей. Сколько она получила сдачи?» анализируется следующим образом: - Что купила мама в магазине? - Сколько стоит хлеб? - Первые данные: хлеб стоит 7 рублей. - Сколько стоит булка? - Вторые данные: булка стоит 8 рублей. - Сколько денег мама дала продавцу? - Третьи данные: мама дала продавцу 20 рублей. - Вопрос первый: Сколько стоят хлеб и булка вместе? - Вопрос второй: Сколько сдачи получила мама? Ответы по такой «решётке» способствуют процессу схематизации. Моделирование многоуровневых заданий
Этапы работы над математической задачей: Виды помощи Анализ условия и вопроса задачи и установление существующей между ними зависимости. 5. Нахождение вопроса на основе знания данных. Дети, получив данные задачи, должны найти соответствующий вопрос. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются 3-4 вопроса, из которых он должен выбрать нужный. 6. Предметно-практический уровень. 6.1. Педагог демонстрирует предметы и выполняет с ними определённые действия. Педагог берёт со стола тетради и говорит: «В одной руке у меня две тетради, в другой руке – ещё одна тетрадь. Сколько всего тетрадей у меня?» 6.2. Аналогичные действия могут выполняться самими детьми. Учитель может предложить взять со стола, например, тетради, и попросить детей инсценировать задачу (нарисовать, вырезать и т.п. два синих флажка и столько же зелёных).
Виды помощи детям с задержкой психического развития при решении задач: Обучение выразительному чтению. Если дети ещё недостаточно овладели техникой чтения, учитель сам прочитывает или рассказывает задачу. Помощь в составлении краткой записи. Эта работа проводится постепенно: сначала в тексте задачи выделяются отдельные смысловые части, подчёркиваются наиболее важные слова и числа. Затем ребёнок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные учителем для него ключевые слова в тексте задачи. Использование готовой краткой записи. На ней объясняется способ решения. Ребёнок записывает только решение задачи, что экономит его время и даёт возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения задачи. Индивидуальная запись промежуточных вопросов. Они помогают ребёнку подобрать нужное действие и самому закончить решение задачи. Составление алгоритма разбора задачи. По нему ученик сможет решить задачу. Использование памяток-инструкций. В них записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления.