Статья «Обновление содержания образовательного процесса в ДОУ посредством федерального проекта "Успех каждого ребёнка"»

9
0
Материал опубликован 9 April 2021

«Обновление содержания образовательного процесса в ДОУ посредством федерального проекта «Успех каждого ребенка».

О.Г. Ковалева старший воспитатель.

Главное – чувствовать изменения времени,

уметь учитывать их в своей работе и

чувствовать новые черты в том поколении,

которое каждый раз приходит к тебе новое…

Исаак Калина.

В соответствии с задачами из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.

204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был разработан национальный проект «Образование».

Наиболее актуальными для системы дошкольного образования являются проекты: «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность».

Каждый проект заслуживает отдельного внимания, но сегодня мне хотелось бы рассказать о реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» в нашем детском саду. Одной из задач проекта «Успех каждого ребенка» - это формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Для реализации задач федерального проекта организацией созданы: локальные акты ДОУ (Положение о работе с детьми, проявляющими выдающиеся способности, Положение о рабочей группе педагогов. Приказы «О создании рабочей группы по разработке Программы по реализации Нацпроекта «Образование». Планы работы рабочей группы. Планы кружковой работы и т.д.). Задача старшего воспитателя – организация комплекса методических мероприятий, направленных на освоение педагогами профессиональных компетенций по решению задач федерального проекта. Организуя, просветительскую работу с коллективом, для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе и путях развития детской одаренности, были проведены следующие мероприятия:

курсы повышения квалификации – «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»;

консультации – «Типология одаренности», «Проблема одаренности в современной педагогике», «Особенности работы с одаренными детьми», «Проблемы одаренных детей», «Современные подходы к вопросу одаренности у детей»;

семинары – «Понятие одаренности в педагогике и психологии», «Формы и методы работы с одаренными детьми», «Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей»;

вебинары – «Организация работы с одаренными детьми» [1], «Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними в соответствии с ФГОС»;

тест – «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» с целью получения первичной и вторичной информации об одаренных детях, уровне готовности педагогов к работе с ними [3].

анкета профессиональной позиции педагога, как воспитателя (самооценка).

Наряду с этим педагоги, работающие с данной категорией детей, находятся в планомерном поиске и отборе среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию детей, проявляющих выдающие способности. Педагоги ДОО разрабатывают образовательные программы работы кружков, которые обсуждают с родителями и утверждают на педагогическом совете ДОО.

Работая с одаренными детьми, столкнулись с проблемой – ребенок может быть успешен в определенной деятельности, например, бегло читать в 4 года, иметь отличные предпосылки к вокальным данным и др., но при этом совсем не взаимодействует со своими сверстниками, мало общается в силу разных причин и самое важное мало играет. Нас, как педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста это, не могло не встревожить, мы как педагогический коллектив единомышленников поставили перед собой цель найти решение данной проблемы. Начали поиск новых технологий, методов, приемов в педагогике, которые бы помогли в нашей конкретной ситуации. Этим решением стало использование нормативного и учебно-методического обеспечения педагогического проекта, направленного на формирование и развитие Soft skills в дошкольном возрасте, глубоко изучив данное направление, определили его одним из направлений реализации федерального проекта, так как основной задачей всех проектов является развитие гармонично развитой личности, начали реализовывать работу на практике и вот, что у нас получилось.

Педагогический проект «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в формировании и развитии Soft skills в дошкольном возрасте в условиях дошкольной организации».

  Целью своей работы мы считаем: создание условий для формирования и развития «гибких» навыков дошкольников при поддержке игры детей.
Задачи:
1. создание и поддержка условий для развития ребенка, открывающих возможности для развития его ключевых игровых компетенций, позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
2. создание условий для общения разновозрастного детского сообщества;
3. создание и стимулирование ситуаций успешности каждого ребенка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и физических возможностей здоровья.

Что же такое Soft skills? [4].

О. Абашкина под soft skills понимает «человеческие качества, без которых даже самый лучший профессионал не сможет добиться хорошего результата…», Е. Гайдученко, А. Марушев под «soft skills» понимают навыки, позволяющие находить общий язык с другими людьми, налаживать и поддерживать с ними связи, уметь доносить свои мысли. Другими словами, «soft skills» – это навыки эффективных коммуникаторов и лидеров, необходимые как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. И. Канардов исследует психологическую составляющую soft skills и относит «к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работу в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и др.». О. Сосницкая подразумевает, что soft skills – это коммуникативные и управленческие таланты, которые, по мнению автора, включают «умение убеждать, лидировать, управлять, делать презентации, находить нужный подход к людям, способность разрешать конфликтные ситуации, ораторское искусство». Д. Татаурщикова под «soft skills» понимает унифицированные навыки и личные качества, способствующие повышению эффективности работы и взаимодействия с окружающими людьми, относя к этим навыкам «управление личным развитием, умение оказать первую помощь, грамотно управлять своим временем, убеждать, навык ведения переговоров, лидерство и т. д.», и многие другие исследования.

Зачем нужно развивать Soft skills?

С каждым годом все активней обсуждается перспектива вытеснения человека с рабочих мест роботами и нейросетями. Все чаще мы слышим о том, что искусственный интеллект исключает возможность ошибки в различных видах деятельности, присущей «человеческому фактору». Однако, данный «фактор» — это особый аспект нашей социальной действительности. Фактически чем технологичнее общество, тем выше ценится человечность. Именно поэтому сегодня мы все больше говорим о так называемых soft skills, гибких навыках. Это блок неспециализированных навыков, они надпрофессиональны, но при этом от их уровня развития зависит успех решения многих профессиональных задач. Особенно тех, которые мы решаем в коммуникации с другими, а сотрудничество является основой всех современных экономических, политических, экологических и культурных проектов.

Список навыков soft skills:

Коммуникативные навыки: умение общаться адекватно коммуникационной ситуации; умение работать в команде; считывать намёки и жесты; находить точки соприкосновения собеседником; грамотно начинать и завершать общение; договариваться; подводить итоги разговора.

Self- менеджмент: инициативность, управление временем, планирование, нацеленность на результат.

Мышление: логическое, критическое, системное, творческое проектное.

Управленческие навыки: распределение задач, контроль, организация работы группы, быстрый поиск альтернативных решений.

Определение уровня сформированности навыков Soft skills.

Для нашей команды наиболее применимым стал Чек-лист для оценки уровня развития soft skills у ребенка, предложенный разработчиками проекта Oyster – умные наборы по профессиям:

1) Коммуникативные навыки:

Насколько легко ребенок общается с одногодками и взрослыми людьми? Понаблюдайте, комфортно ли он чувствует себя в обществе.

Может ли он исполнять конкретную роль в командной игре? Организуйте ролевую игру, например, в больницу.

Может ли он объяснять свои выводы и решения? Насколько они последовательны и логичны? Спросите, почему он совершил какой-то поступок.

2) Управленческие навыки:

Может ли он сам организовать какой-либо процесс. Приготовьте семейное несложное блюдо, попросите ребенка распределить обязанности и проследить за их выполнением.

3) Мышление:

Проявляет ли он креативность в решении разных вопросов? Попросите его принести вам что-то, что ему физически будет сложно достать. Понаблюдайте, какие действия он будет предпринимать.

Насколько он внимателен к деталям? Попросите его описать какой-либо предмет или придумать о нем загадку. При составлении ему придется подмечать особенности и свойства объекта.

4) Self-менеджмент:

Может ли он долго фокусироваться на выполнении задачи? Попросите его полностью раскрасить какую-то объемную картинку.

Доводит ли он дело до конца? Например, рисунки, сборку моделей.

Как же развивать Soft skills у детей?

Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно задаться другим кто может это делать, и конечно же ответ был явным, тот кто сам обладает «гибкими» навыками. Среди педагогов нашего учреждения, конечно, есть те, кто обладает всеми вышеперечисленными навыками, но есть и те у которых они сформированы не явно. Я, как старший воспитатель обеспечила просветительскую, информационную работу, по средствам:

Онлайн-марафона «Навыки XXI века для наших детей», который проходил на электронной площадке образовательного центра Каменный город г. Пермь, где педагоги смогли принять участие в вебинарах и повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития гибких навыков у детей дошкольного возраста;

Интернет видео тренингов «Soft skills развитие личностных качеств, необходимые для успешной работы и построения блестящей карьеры»;

Деловой игры для педагогов с элементами тренинга по теме: «Креативность - неотъемлемый компонент профессиональной компетентности современного педагога ДОУ».​​​​​​​

На сегодняшний день в учреждении ведется систематическая работа по формированию «гибких навыков» у детей дошкольного возраста, педагоги разрабатывают и реализуют образовательные практики, направленные на развитие данных навыков и делятся своим опытом, создан сборник методических материалов (электронный вариант сборника размещен на сайте МБДОУ № 8 г. Канск http://доу-8.канск24.рф).

Знать или уметь? Современное образование требует от детей знания фактов, а мир – умение мыслить и взаимодействовать. Пока мы не уберем этот разрыв, дети к будущему готовы не будут.

Библиографический список

Слепова И.А. клинический психолог https://cloud.mail.ru/public/9kKW/n9ZcRLuJG

Трубайчук, Л.В. Феноменология развития одаренности детей дошкольного возраста: Монография. – М.: Баласс, 2010. – 182 с. 



Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. Издательство: Просвещение, Учебная литература: 2000 - 136 с.



Soft skills – навыки XXI века. Формирование и развитие в дошкольном возрасте / И. Борзова — «Издательские решения.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации