Урок русского языка в 8 классе «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»
Технологическая карта урока
Учитель | Ефремова Анна Антоновна |
Предмет, класс | Русский язык, 8 класс |
Наименование УМК | УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. |
Тема урока | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них |
Цель урока | Научить распознавать в предложении обобщающие слова, ставить знаки препинания при них, графически обозначать обобщающее слово |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать что такое обобщающее слово при однородных членах; уметь находить обобщающие слова при однородных членах; определять позицию обобщающего слова при однородных членах; составлять схемы предложений с обобщающим словом при однородных членах. Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, карточки |
Наглядно – демонстрационный материал | Презентация по теме урока, выполненная учителем |
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) |
1.Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: - Добрый день, ребята! Все ли готовы к уроку? - У вас на партах есть желтые карточки. Оцените свое настроение и готовность к уроку и покажите одну из карточек. Настроение отличное и готовы к уроку –карточку с улыбающимся лицом, настроение плохое и не готовы к уроку – карточку с грустным лицом. - Желаю вам активности, внимательности и успеха на нашем сегодняшнем уроке! | Подготовка к уроку. Рассматривают карточки, оценивают свою готовность к уроку. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | - Вспомните, какие слова называются однородными. Для этого заполните пробелы в предложениях на карточке №1 и составьте устное высказывание. 1.Однородные члены относятся к…… 2. Однородные члены отвечают…. (на один и тот же вопрос) 3. Однородные члены соединены…..союзами 4. Однородными могут быть……члены предложения
- Чем различаются предложения: В лесах Якутии растут ель, сосна, лиственница и В лесах Якутии растут хвойные деревья: ель, лиственница, сосна. (Слайд 1) - Назовите однородные члены в этих предложениях. - В каком предложении есть слово, которое является общим для этих однородных членов? Назовите его. (деревья) - Правильно. Это слово называется обобщающим, так как оно является общим для однородных членов и объединяет их. Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Повторяют правило «Понятие об однородных членах предложения» | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
3. Формулировка темы, целеполагание | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | - Мы с вами вспомнили про однородные члены предложения и теперь выполним «немой» диктант. Слайд 2. - Посмотрите на эти картинки и запишите слова в 2 столбика, распределив их по значениям. (изображения собаки, кошки, медведя, лошади, воробья, орла, попугая, лебеди) - Прочитайте записанные вами столбцы слов. - Назовите обобщающее слово для слов первого столбца (животные) и второго столбца (птицы), запишите эти слова. - Исходя из того, о чем мы говорили, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них) - Попробуйте поставить цель нашего урока. (Узнать что такое обобщающее слово при однородных членах) - Мы сегодня будем учиться находить обобщающие слова при однородных членах, правильно ставить знаки препинания при них и составлять схемы таких предложений. - Запишем тему урока в тетрадь: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
| Формулируют тему урока, цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Записывают слова, распределяют их по значениям, отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: развивают готовность к сотрудничеству Познавательные: извлекают необходимую информацию из иллюстраций, обобщают и классифицируют по признакам, формулируют тему урока, познавательную цель Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачи Коммуникативные: определяют тему, цель |
4.Этап осмысления | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение и анализ языковых единиц, составление связных рассказов об изученных нормах | - Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложения на карточке №2, и ответьте на вопрос: какие знаки препинания, кроме запятых, есть в этих предложениях? Она очень любила сладости: конфеты, зефир, мармелад В лесах, лугах, в полях – всюду стали распускаться первые цветы. Грибы: подосиновики, маслята, сыроежки – лежали в корзине. - Найдите в этих предложениях обобщающие слова и обозначьте знаком О. - Теперь, ребята, разберите эти предложения по членам. - Сделайте схемы этих предложений. - Проверим, правильно ли вы сделали схемы. (Один ученик чертит схемы на доске) [О: О,О,О] [О,О,О – О] [О: О,О,О -…] - Попробуйте сделать вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах и о синтаксической роли обобщающих слов. Правило: Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены. - А сейчас обратимся к учебнику, прочитаем правило на стр. 147 и проверим, правильно ли мы сделали выводы. - Вы узнали о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. Но чтобы правильно выполнять упражнения, нужно не только знать правило, но и уметь применять его на письме. Поэтому давайте вместе составим алгоритм наших действий (Совместная работа и показ на слайде) Слайд 3 Алгоритм 1.Найди в предложении обобщающее слово. 2.Определи, где оно стоит П еред о.ч. после о.ч. Ставь ставь ТИРЕ ДВОЕТОЧИЕ 3.Определи, заканчивается ли предложение однородными членами Д а Нет Ставь ТОЧКУ Ставь ТИРЕ | Обращаются к учебнику. Проводят исследование, делают выводы, составляют алгоритм действий при нахождении обобщающего слова в предложении | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: представляют информацию в виде схем, самостоятельно делают выводы на основе анализа предложений, сопоставляя с материалом учебника, умеют составлять алгоритм действий. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно реализуют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
5. Первичное закрепление во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа | - Ребята, предлагаю поиграть в игру «Корректор». Для этого возьмите карточку №3. Представьте себя корректорами. Кто такой корректор? Это специалист, который исправляет ошибки в тексте. Перед вами карточка с предложениями, в которых допущены ошибки при постановке знаков препинания. Ваша задача исправить эти ошибки. 1) За столом обедали три человека, старушка, девушка и парень. 2) И руки его, и лицо и синяя спецовка: всё лоснилось от сажи и машинного масла. 3) Из множества звуков земли – пения птиц, треска кузнечиков, журчанья лесного ручья: самый веселый и радостный звук – это пение жаворонков.
Проверка. Слайд 4 1) За столом обедали три человека: старушка, девушка и парень. 2) И руки его, и лицо, и синяя спецовка - всё лоснилось от сажи и машинного масла. 3) Из множества звуков земли: пения птиц, треска кузнечиков, журчанья лесного ручья - самый веселый и радостный звук – это пение жаворонков. | Читают предложения, исправляют пунктуационные ошибки | Индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
6.Динамическая пауза | Смена вида деятельности | Раз – подняться, Два – согнуться, Три – друг другу улыбнуться, Четыре – присесть, Пять – очень тихо сесть. | Выполняют небольшие физические упражнения | | |
7.Самостоятельная работа | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. | - На карточке № 4 поставьте знаки препинания в предложениях и составьте схемы. Затем выполните самопроверку по эталону. 1)Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде. 2) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена- впадают в Северный Ледовитый океан. 3)Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки. 4)Все породы смолистых деревьев: ель, сосну, пихту – называют красным лесом. 5)На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи – везде была изморозь.
- Посмотрите на экран. Перед вами репродукции картин «Лес зимой» великого русского художника Левитана и «Зима в деревне Березняки» художника Гайдерова. (Слайд 6) Внимательно посмотрите на картины на фоне музыки Антонио Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» и напишите 2-3 предложения по ним: что вы видите на картинах, какое впечатление они произвели на вас. Используйте предложения с однородными членами и предложения с обобщающими словами при однородных членах. | Решают синтаксические задачи: расставляют пропущенные знаки препинания, составляют схемы. Выполняют самопроверку по эталону. Рассматривают картину на фоне тихой симфонической музыки, записывают предложения с обобщающими словами при однородных членах по картине, зачитывают работы. | Индивидуальная | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
8. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание деятельности на уроке | Подведем итоги урока. О чем вы узнали на уроке? Чему научились? Расскажите про обобщающие члены при однородных членах по опорному конспекту (карточка №5) Опорный конспект 1.Обобщающие слова – это слова, которые являются…..для…. 2. Если обобщающее слово стоит впереди о.ч., то перед о.ч. ставится…. 3. Если обобщающее слово стоит после о.ч., то перед ним ставится…. 4. Если обобщающее слово стоит перед о.ч., но ими не заканчитвается предложение, то перед о.ч. ставится…., а после них - ….. | Отвечают на вопросы. Заполняют опорный конспект и зачитывают. | Фронтальная,индивидуальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают о обосновывают свою точку зрения |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Оценивание результатов собственной деятельности | - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из желтых карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. - Какую оценку вы бы себе поставили за урок? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке. | Индивидуальная | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
10. Домашнее задание | Понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Параграф 44. Выполнить упражнение 266 | Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник | Индивидуальная | |