12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пономаренко Марина Геннадьевна109

Пономаренко Марина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №93 им. Н.П. Жердева г. Донецка»



ТЕМА: ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ

Класс: 8 - А

Предмет: русский язык

Цели урока:

Образовательные:

дать понятие об обобщающем слове и его роли в предложении;

формировать умение находить обобщающее слово;

познакомить обучающихся с правильной постановкой знаков препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Развивающие:

совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом, однородными членами предложения; совершенствовать навыки правописания, слов проверяемой и непроверяемой гласной в корне;

развивать культуру речи обучающихся.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету и русскому языку; учить детей восприятию прекрасного;

воспитать ответственность за групповое решение.

Здоровьесберегающие: 

обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

 Планируемые результаты:

предметные УУД:  изучение и закрепление знаний об обобщающих словах при однородных членах и постановке знаков препинания при них;

развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

метапредметные:

слушать и понимать речь других

освоить умение находить средства выразительности в текстах

уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Методы:

наглядно-иллюстративный;

словесно-репродуктивный;

практический;

частично-поисковый;

творческий

Тип урока: урок по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности.

Оборудование: раздаточный материал (тексты, тесты, карточки листы для самоконтроля); мультимедийный проектор, компьютер, И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие учащихся и гостей.

Психологический настрой.

Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне.

Протяните ко мне правую ладонь, подарите для работы на уроке:

усердие, настойчивость, трудолюбие и творчество

Протяните левую ладонь. Теперь я дарю вам свою любовь, терпение и уважение.

Обменяемся подарками друг с другом(прикоснёмся ладошками друг к другу и подарим всё самое лучшее .)

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

Работа с эпиграфом.

Урок я хочу начать со слов французского ученого, члена петербургской академии наук - Пьера – Симона Лапласа.

Эпиграф: То, что мы знаем, - ограничено,

а то, что мы не знаем – бесконечно.

- Подумайте и скажите, почему именно эти строки я взяла?

(Дети высказывают своё мнение.)

-Да, мы должны расширять свои знания и никогда не останавливаться на достигнутом.

Актуализация опорных знаний.

Индивидуальная работа у доски (2 человека)

Орфоэпический диктант. (1 человек)

Ша́рфы, ба́нты, звони́т, краси́вее, обеспе́чение, жалюзи́, свёкла, щаве́ль, ждала́, кла́ла, сла́ла, до́суха, исче́рпав, столя́р, углуби́ть, коклю́ш, ту́фля, ме́льком.

Синтаксическая пятиминутка(1 человек у доски)

Расставить знаки препинания в схемах, составить предложение по первой схеме.

О и О и О.

О зато О.

не только О но и О.

как О так и О.

ни О ни О ни О.

О и О О и О.

! Задание классу после проверки: составьте предложения по второй и шестой схемам (I вариант); третьей и пятой схемам (II вариант).

Работа с тестами на карточках (3 уч-ся)

А 1. Какое утверждение является неверным?

Однородные члены предложения:

1) соединяются между собой сочинительной связью
2) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к од­ному и тому же члену предложения
3) могут быть распространёнными
4) выполняют разную синтаксическую функцию

А 2. Какой союз является противительным?

1) либо
2) не только… но и
3) не то… не то
4) однако

А 3. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запя­тую(-ые) при однородных членах.

Алёна,(1) закрыв дверь,(2) села в кресло,(3) облокотилась на его мягкий валик и тихо заплакала.

1) 1, 2
2) 3
3) 2
4) 1, 2, 3

А 4. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

1) На стол постелена красивая льняная скатерть.
2) Что ты встал ни свет ни заря?
3) Человек с трудом переносит как мороз так и жару.
4) Радостно было на небе и на земле и в сердце чело­века.

А 5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Ле­на впадают в Северный Ледовитый океан.
2) Отовсюду веяло запахом весны: от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.
3) За туманом не видно ни поля, ни леса.
4) В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто.

А 6. В каком варианте ответа указаны все предложения с однородными членами, связанными сочинительными со­единительными союзами?

А. Ветер то стихал, то задувал вновь.
Б. Устюг поставлял в Сибирь товары как собственного производства, так и привозные из других городов.
В. Мы старались не приближаться к веткам или же сперва шлёпали по ним прутьями, стряхивая крупные дождевые капли.
Г. Левицкий писал не только домашние портреты, но и парадные.

1) А, Г
2) Б, В
3) А, В
4) Б, Г

А 7. В каком варианте ответа указаны предложения, в кото­рых союз И связывает однородные члены? (Знаки препи­нания не расставлены.)

А. Вагонные составы словно проваливались в метель и нелегко было отыскать нужный вагон.
Б. Царское правительство не заинтересовалось «тунгус­ским феноменом» и экспедицию в тайгу не послало.
В. Окончен рассказ и полуулыбка тронула бесцветные губы.
Г. Волны медленно шли к берегу и замедлились на от­мелях.

1) А, В
2) В, Г
3) Б, Г
4) А, Б

А 8. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых перед союзом ДА должна стоять запятая?

А. Мир наполнен запахом сосны, солнцем() да кипеньем земляники.
Б. Мал золотник() да дорог.
В. Волк линяет() да нрава не меняет.
Г. В настоящую лесную глушь забираются только бел­ка() да пёстрый дятел.

1) А, Б
2) В, Г
3) Б, В
4) А, Г

А 9. В каком варианте ответа указаны все предложения с несколькими рядами однородных членов?

А. Он остановился под деревом, откинул капюшон пла­ща и посмотрел вокруг.
Б. Крупные капли дождя шлёпали по листьям деревьев и кустов и скатывались на землю.
В. По вечерам мы собирались за столом и читали вслух книги, просматривали журналы.
Г. По дорогам тянулись обозы с яблоками, капустой и грузовики с зерном.

1) А, Б
2) Б, Г
3) Б, В
4) А, Г

A 10. Выберите предложение, в котором имеются однородные сказуемые.

1) Светало, занималась заря.

2) Воздух звенел, пел, гудел от птичьего пения.

3) Мама готовила ужин, папа бегал по магазинам, а я убирал квартиру.

4) Мой друг Вася читает по-английски, свободно говорит по-испански и немного понимает итальянский язык.

Блиц- опрос «Ты – мне , я - тебе» (учащиеся задают вопросы друг другу по теме урока)

Словарный диктант. Лексико-орфографическая работа.

- Ребята, вам необходимо определить слово по его лексическому значению, подчеркнуть орфограммы в словах (индивидуальная работа в рабочих листах на месте).

Художник, рисующий пейзажи. (Пейзажист.)

Искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчества. (Архитектура).

Искусство сценического танца. (Балет).

Художник, изображающий морские виды, жизнь моря. аринист).

Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений: поэзия, проза, драма итература).

Художник, создающий портреты. (Портретист).

Изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок. (Живопись).

Художник, занимающийся батальной живописью. (Баталист)

- Группировка  языковых явлений

Написание какого слова вызвало затруднение? Обратимся к этимологическому словарю.

- Работа с этимологическим словарем

Маринист – от латинского mare; буквально тот, кто изображает море.

Баталист -   человек, изображающий на своих полотнах масштабные сцены военных сражений

??? На какие 2 группы можно разделить эти слова?

1.Пейзажист, маринист, портретист, баталист;

2. Архитектура, балет, литература, живопись.

- Какие морфемы объединяют слова 1-й группы? Выделите их. (Суффикс –ист и нулевое окончание).

- Объясните лексическое значение слова «баталия»- сражение, битва (устар.).

- Какое слово образовано способом «сложение основ»?

- Каким одним словом можно назвать слова первой группы? (Художники).

- А слова  второй группы? (Искусство).

- А чем будет являться слово «художники»  по отношению к словам: маринист, пейзажист, портретист, баталист? (Обобщающим словом).

- Совершенно верно. Теперь Вы сами можете сформулировать тему нашего урока.

Мотивация учебной деятельности.
- Кто попробует сформулировать тему урока?
- Тема нашего урока «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них». 
- Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме? 
Формулировка целей урока:

Мы должны знать, что такое однородные члены и обобщающие слова.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

Уметь находить однородные члены и обобщающие слова при них, расставлять правильно знаки препинания.

-Верно. Мы повторим и закрепим то, что знаем по теме. А главное будем учиться, правильно расставлять знаки препинания в предложениях обобщающими словами при однородных членах предложения.

Определение формы работы

- Сегодня у нас не совсем обычный урок: вместо доски – экран, а вместо тетради – маршрутный лист. На нем вы будете выполнять задания и отмечать правильность ответов. Каждый правильный ответ – это 2 балла. В конце урока вы самостоятельно подведете итог своей работы. Запись в маршрутных листах числа, темы урока.

IV. Изучение нового материала.

Слово учителя (уч-ся работают с рабочими листами)

В предложениях с однородными членами иногда используются обобщающие слова, которые служат более общим обозначением находящихся при нем однородных членов. Однородные члены уточняют, конкретизируют обобщающее слово и выполняют одинаковую с ним роль в предложении.

Кое-где попадались старые большие деревья: тополь, липа, осокорь… (В. Арсеньев.)

! (Осокóрь, чёрный тополь (Populus nigra), листопадное двудомное дерево семейства ивовых. Высота до 30 м и до 2 м в диаметре; крона широкая, сильно ветвистая.)

В роли обобщающих слов используются:

местоимения и местоименные наречия (всё, всё это, все они, вот что, никто, ничто, везде, всюду, нигде, всегда, никогда и др.)

Все: лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней. (Л. Толстой.)

2) другие части речи, а также цельные словосочетания и фразеологизмы:

Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Короленко.)

2. Исследование.

- Ребята, я предлагаю вам выступить в роли исследователей и открыть новое знание. Поработайте в парах, проанализируйте предложения, ответьте на вопросы и заполните таблицу.

Место обобщающего слова по отношению к однородным членам предложения

Схема





табл.1

1)Каково значение обобщающего слова?

2)Каким членом предложения является обобщающее слово?

3)Какие слова используются в роли обобщающих слов?

4) Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах.

1 группа

Сквозь молочно-голубую дымку мутно виднелось всё вокруг: лес, скалы, острова.

Унылое настроение преследовало её повсюду: и в школе, и дома, и на тренировке.

Мы с классом побывали везде: в театре, и в музее, и в филармонии.

2 группа

Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах – ничто не укрылось от наблюдательного гостя.

Море, порт, город – всё превратилось в порывистую от ветра тьму.

На цветах, на траве и листьях – всюду блестела и дрожала утренняя заря.

3 группа

Везде: в театре, и в музее, и в филармонии – мы побывали с классом.

Всё: море, порт, город – превратилось в порывистую от ветра тьму.

Всюду: на цветах, на траве и листьях – всюду блестела и дрожала утренняя заря.

4 группа

Некоторые грибы очень ядовиты, например: бледная поганка, сатанинский гриб,

мухомор.

Для выработки навыков грамотного письма требуются три условия, а именно:

знание правил, внимание, умение пользоваться справочником.

Сеть магазинов, прачечных, культурно-бытовых учреждений — словом, всё

необходимое предусмотрено для жителей каждого микрорайона города-спутника.

3. Выступление учащихся.

-А теперь, ребята, откройте учебники, прочитайте теоретический материал и дополните наши выводы. Сравните с таблицей.

t1658068076aa.jpg

табл.2

! Используя слова из лексико – офографической работы, составьте предложение: 1 вариант – с обобщающим словом художники; 2 вариант – искусство.

Запишите составленные предложения, постройте схему.

Закрепление изученного материала.

Работа с текстом.

Прочитайте текст.                                                                                                                      

Какова тема?

Какова главная мысль?

Расставьте знаки препинания. Начертите схему предложения №6

1. В Ялте Федор Васильев задумывает  написать новую картину. 2.В ней он хочет выразить не только чувства, но и всю любовь к родному краю, к неброской прелести русской природы.3. Там не будет южных чудес: ни могучих  гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного неба. 4. Там будет лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, да несколько деревьев вдали, да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром   туч  - все дорогое нашему сердцу.6. Все в ней: и весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду, и капли дождя на влажной листве – говорило о необыкновенном таланте художника.

Графический диктант.

Сад, степь, двор - всё было в холодной степи.

Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли -ничего не было видно.

Всё выглядело радостным и привлекательным: зелёная трава, шумящая листва, солнце над головой.

Везде: в степи, за рекой, по дорогам - было пусто.

Все породы смолистых деревьев, например: ель, сосну, пихту - называют красным лесом.

Взаимопроверка.

О,О,О – Об. Сл.

Ни О, ни О, ни О – ОБ. Сл.

Об.сл.: О,О,О.

ОБ.СЛ.: О, О, О - …

ОБ.СЛ., например: О,О,О -…

Конструирование предложений.

- Подберите к данным существительным обобщающие слова, составьте предложение.

1) фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, –

2) исторические костюмы, декорация, художественный грим -

3) Лувр, Третьяковская галерея, Дрезденская  галерея, русский музей-

4) Иван Айвазовский (маринист), Карл Брюллов (портретист), Феофан Грек (живописец), Василий Верещагин (баталист) -

! 1 группа – индивидуальное задание:
- Передайте содержание текста одним предложением, в котором должно быть обобщающее слово. Запишите предложение. Составьте схему.

Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.

( Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях).

(1 чел. у доски записывает).

Все ли верно? (орфография и пунктуация, схема).

Объясните лексическое значение слова поленница.

Поле́нница — сооружение из большого количества уложенных в определённом порядке дров (поленьев). Возводится под открытым небом или под каким-либо укрытием...

(1 чел. работает с толковым словарем)

- Это один из приемов сжатия текста, который поможет вам при подготовке к ОГЭ. (Замена ряда простых предложений одним предложением, осложненным однородными членами).

4. Творческое задание

Познакомьте нас с репертуаром театров в Донецке, используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Задание для I группы - театр юного зрителя

Задание для II группы - театр оперы и балета

Задание для III группы - драмтеатр

Задание для IV группы - кукольный театр.

5. «Реши логическую задачу» (если остаётся время)

Не изменяя окончания слов, на основе данной схемы (О: О, О и О - …)

расположи все слова в правильном порядке и запиши:

Из: вкусных – можно приготовить трески рыбы сельди палтуса морской и питательных блюд много.  

Подведение итогов. Оценивание уч – ся

Насколько нам удалось реализовать поставленные цели?

От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим

словом при однородных членах?

Рефлексия.

- Сегодня я узнал …

- Я научился …

- Мне показалось сложным…

- Урок мне дал для жизни …

Заключительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы не только учились находить обобщающие слова, составлять схемы, конструировать предложения, но и коснулись темы ичскусства. Это не случайно. Ведь искусство - мудрый учитель. Оно увлекает, радует, облагораживает.

И закончить наш урок я хотела бы словами Ф. Васильева: «Если написать картину, состоящую из одного голубого воздуха и гор, без единого облачка и передать так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати…, будет отложен».



9


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.