12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гилязова Гузель Галимзяновна635
Россия, Татарстан респ., Казань
Материал размещён в группе «Мой кабинет»

Обобщающий урок.

Тема: «Природа России».

Цели урока:

Образовательные:

проверить степень усвоения основных понятий «Раздела: Природа России»;

закрепить полученные знания при изучении природа России.

Развивающие:

продолжить формирование у школьников умение анализировать и обобщать изученный материал;

систематизировать полученные знания;

применять на практике теоретические знания.

Воспитательные:

воспитание стремления к получению новых знаний;

воспитание любви к природе и бережного отношения к ней;

развитие эстетической культуры у школьников;

географическая культура.

Тип урока: Урок обобщающего повторения

Оборудование: физическая карта России, контурные карты России, ПК с программным обеспечением.

Вспомогательные материалы: компьютерная презентация

Форма работы: индивидуальная работа, групповая работа.

Методы работы: словесные, поисковые.

Дидактические материалы: карточки-задания командам (см.прил.1), атлас 8 класса.

Продолжительность – 45 минут.

Ход урока

Организационный момент.

Просмотр фильма о России (2-3мин)

2. Объявление темы урока и постановка целей.

В начале урока класс делится с помощью жеребьевки на группы специалистов (5 команд) по Природе России.

1 команда. Геоморфологи – исследуют рельеф

2 команда. Климатологи – изменение климата

3 команда. Гидрологи – изучают внутренние воды

4 команда. Почвоведы – рассматривают почвенный покров

5 команда. Биологи – изменение природных особенностей

Группы специалистов получают карточки-инструкции и работают с материалом учебника, атласа в течение (3-4 мин). Во время работы идет видео в сопровождении музыки. После чего выступает капитан команды.

После ответа каждой команды-специалистов задаются дополнительные вопросы всем участникам команд, за правильный ответ раздаются жетончики.

Ответ: 1 команда (см.приложение 1)

После дополнительные вопросы всем командам по теме ответа геоморфологов. Подписать формы рельефа обозначенные на карте цифрами. (слайд 7)

Ответ: 2команда. (см.приложение 2)

Дополнительные вопросы всем командам по теме ответа климатологов. Установление соответствия (Определить, какому типу климата соответствует описание) (слайд 10)

Ответ: 3 команда. (см.приложение 3)

Дополнительные вопросы всем командам по теме ответа гидрологов. Подписать реки и озера, обозначенные на карте цифрами (слайд 14)

Сингапур: Структура ЭЙ АР ГАЙД (прил.6)

На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны с утверждением. (слайд 15)

Давайте посмотрим видеофрагмент о воде. (слайд 16)

После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ. Изменились ли ваши убеждения после просмотра видеофрагмента?

Ответ: 4 команда. (см.приложение 4)

Дополнительные вопросы всем командам по теме ответа почвоведов: Установление соответствия (горизонт-название горизонта) (слайд 21)

Ответ: 5 команда. (см.приложение 5)

Дополнительные вопросы всем командам по теме ответа биологов. Перечислены названия животных и необходимо выделить лишнего, а так же суметь доказать совой выбор. ( слайд 24)

3. Завершающий этап. Блиц-опрос. (слайд 25-26)

4. Подведение итогов урока. ( слайд 28)

Россия является крупнейшей страной мира, занимает 1/8 часть суши. На территории выделяются три крупных равнин: Русская, Западно - Сибирская и Среднесибирское плоскогорье. Территория России огромна, и поэтому климатические условия в различных её регионах довольно сильно отличаются. Для каждого пояса характерны некоторые общие черты: температурный режим и режим осадков в зависимости от времени года. Внутренние воды составляют многочисленные реки, озера, болота. В России широтная зональность проявляется ярче, чем в других странах. Все это связано с большой протяженностью нашей страны с севера на юг и преобладания равнинного рельефа.

2) Объявление победителей и выставление оценок.

3)Урок заканчивается стихотворением Т.Чистяковой «Россия»

Я люблю мою Россию

За рассвет и за закат,

За дождинки голубые,

За багряный листопад,

За весенние поляны

В жёлтом мареве цветов.

И за шепот тихий, нежный

Опадающих цветов.

Катит воды голубые

Меж лесов моя река,

Холодна вода в пучине,

Холодна и глубока.

А в воде прозрачной, чистой

Моет волосы трава.

Это всё моя Россия,

Это Родина моя!

Домашнее задние: принести контурные карты РТ.

Приложение 1

1 команда.

ГЕОМОРФОЛОГИ

Россия – страна величайших равнин и высокогорных гор. Наивысшая точка страны –_________ на Кавказе с абсолютной высотой 5642 м, а наименьшая отметка на ___ ниже уровня Мирового океана Прикаспийская низменность.

В Европейской части России располагается одна из крупнейших равнин земного шара - _________ . На северо-западе расположены горные поднятия __________ полуострова – Хибины. Самые длинные горы страны _________ (2100км). На полуострове Таймыр расположена горная система – _____ один из центров древнего оледенения в Евразии. Действующие вулканы и гейзеры представлены в нашей стране на полуострове Камчатка. _______ - самый высокий действующий вулкан России, Евразии и всего северного полушария.

Приложение 2

2 команда.

КЛИМАТОЛОГИ

Климат России формируется под влиянием многих факторов: _________, циркуляции ВМ, подстилающей поверхности, рельефа. Большая протяженность с севера на юг определяет разное количество солнечного тепла. Тепло и свет, излучаемый Солнцем, называется _________. Над Россией перемещаются ___ типа воздушных масс (ВМ): АВМ, УВМ, ТВМ. В умеренных широтах господствует западный перенос ВМ. Большое влияние на климат оказывает Атлантический океан. При столкновении разных по своим свойствам ВМ образуются _______. С ними связано развитие ____ и антициклонов. Россия располагается в четырех климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном, частично.

Приложение 3

3 команда.

ГИДРОЛОГИ

Россия страна многочисленных рек. Все реки относятся к бассейну _____ и внутренней бессточной области. Большая часть рек впадает в ___________, который занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река ______ , самая полноводная река _____ и река с крупнейшим по площади бассейном – _____. В ________ впадает крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь. Река Волга, Терек, Урал – реки бессточные. К бассейну Атлантического океана относятся Дон, Кубань, Нева. Климат определяет характер питания рек: дождевое, снеговое, подземное, ледниковое и смешанное. В России около 3 млн. озер. Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение - __________ (1637 м). Озёра ледниково-тектонического происхождения расположены на северо-западе Русской равнины: Ладожское, ________ , Имандра.

Приложение 4

4 команда.

ПОЧВОВЕДЫ

Почва - это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий _______. Образование почвы идет очень медленно, за _____ лет всего от 0,5 см до 2 см. Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с _______ (гумусом) они становятся почвой. В зависимости от условий почвообразования различают несколько видов почв. Например, в условиях малого тепла и переувлажнения (тундра) образуются маломощный с глеевым слоем ______________ почвы. В районах, где растительные остатки представлены хвоей образуются __________. Самые плодородные почвы с зернистой структурой - это __________ . В условиях сухого климата и разреженного растительного покрова – бурые и ___________.

 

Приложение 5

5 команда.

БИОЛОГИ

Ведущим фактором формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги. Изучением природных зон занимался академик _______. Он доказал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов. Многие природные зоны сильно изменены из-за _________ деятельности человека.

Смена природных зон происходит с ______ на ______.

Перечислите природные зоны последовательно.
 

до

утверждения

после

 

Байкал находится в очень древней котловине

 
 

Объем воды составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды

 
 

Ангара ежегодно уносит 60,9 км 3 воды

 
 

Площадь водного зеркала Байкала сопоставим с площадью Бельгии

 
 

50 % воды в Байкал приносит р. Селенга

 
 

В озере сосредоточено 2/3 уникальных животных и растений

 
 

Примерно 500.000 туристов посещают со всего мира

 
 

За час прогулки по Байкалу можно обгореть

 
 

Ежегодно попадает 35 т. отходов

 
Опубликовано в группе «Мой кабинет»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.