Обобщающий урок. Тема: «Природа России»
Обобщающий урок.
Тема: «Природа России».
Цели урока:
Образовательные:
• проверить степень усвоения основных понятий «Раздела: Природа России»;
• закрепить полученные знания при изучении природа России.
Развивающие:
• продолжить формирование у школьников умение анализировать и обобщать изученный материал;
• систематизировать полученные знания;
• применять на практике теоретические знания.
Воспитательные:
• воспитание стремления к получению новых знаний;
• воспитание любви к природе и бережного отношения к ней;
• развитие эстетической культуры у школьников;
• географическая культура.
Тип урока: Урок обобщающего повторения
Оборудование: физическая карта России, контурные карты России, ПК с программным обеспечением.
Вспомогательные материалы: компьютерная презентация
Форма работы: индивидуальная работа, групповая работа.
Методы работы: словесные, поисковые.
Дидактические материалы: карточки-задания командам (см.прил.1), атлас 8 класса.
Продолжительность – 45 минут.
Ход урока
Организационный момент.
Просмотр фильма о России (2-3мин)
2. Объявление темы урока и постановка целей.
В начале урока класс делится с помощью жеребьевки на группы специалистов (5 команд) по Природе России.
1 команда. Геоморфологи – исследуют рельеф
2 команда. Климатологи – изменение климата
3 команда. Гидрологи – изучают внутренние воды
4 команда. Почвоведы – рассматривают почвенный покров
5 команда. Биологи – изменение природных особенностей
Группы специалистов получают карточки-инструкции и работают с материалом учебника, атласа в течение (3-4 мин). Во время работы идет видео в сопровождении музыки. После чего выступает капитан команды.
После ответа каждой команды-специалистов задаются дополнительные вопросы всем участникам команд, за правильный ответ раздаются жетончики.
Ответ: 1 команда (см.приложение 1)
После дополнительные вопросы всем командам по теме ответа геоморфологов. Подписать формы рельефа обозначенные на карте цифрами. (слайд 7)
Ответ: 2команда. (см.приложение 2)
Дополнительные вопросы всем командам по теме ответа климатологов. Установление соответствия (Определить, какому типу климата соответствует описание) (слайд 10)
Ответ: 3 команда. (см.приложение 3)
Дополнительные вопросы всем командам по теме ответа гидрологов. Подписать реки и озера, обозначенные на карте цифрами (слайд 14)
Сингапур: Структура ЭЙ АР ГАЙД (прил.6)
На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике ДО поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны с утверждением. (слайд 15)
Давайте посмотрим видеофрагмент о воде. (слайд 16)
После просмотра прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ. Изменились ли ваши убеждения после просмотра видеофрагмента?
Ответ: 4 команда. (см.приложение 4)
Дополнительные вопросы всем командам по теме ответа почвоведов: Установление соответствия (горизонт-название горизонта) (слайд 21)
Ответ: 5 команда. (см.приложение 5)
Дополнительные вопросы всем командам по теме ответа биологов. Перечислены названия животных и необходимо выделить лишнего, а так же суметь доказать совой выбор. ( слайд 24)
3. Завершающий этап. Блиц-опрос. (слайд 25-26)
4. Подведение итогов урока. ( слайд 28)
Россия является крупнейшей страной мира, занимает 1/8 часть суши. На территории выделяются три крупных равнин: Русская, Западно - Сибирская и Среднесибирское плоскогорье. Территория России огромна, и поэтому климатические условия в различных её регионах довольно сильно отличаются. Для каждого пояса характерны некоторые общие черты: температурный режим и режим осадков в зависимости от времени года. Внутренние воды составляют многочисленные реки, озера, болота. В России широтная зональность проявляется ярче, чем в других странах. Все это связано с большой протяженностью нашей страны с севера на юг и преобладания равнинного рельефа.
2) Объявление победителей и выставление оценок.
3)Урок заканчивается стихотворением Т.Чистяковой «Россия»
Я люблю мою Россию
За рассвет и за закат,
За дождинки голубые,
За багряный листопад,
За весенние поляны
В жёлтом мареве цветов.
И за шепот тихий, нежный
Опадающих цветов.
Катит воды голубые
Меж лесов моя река,
Холодна вода в пучине,
Холодна и глубока.
А в воде прозрачной, чистой
Моет волосы трава.
Это всё моя Россия,
Это Родина моя!
Домашнее задние: принести контурные карты РТ.
Приложение 1
1 команда.
ГЕОМОРФОЛОГИ
Россия – страна величайших равнин и высокогорных гор. Наивысшая точка страны –_________ на Кавказе с абсолютной высотой 5642 м, а наименьшая отметка на ___ ниже уровня Мирового океана Прикаспийская низменность.
В Европейской части России располагается одна из крупнейших равнин земного шара - _________ . На северо-западе расположены горные поднятия __________ полуострова – Хибины. Самые длинные горы страны _________ (2100км). На полуострове Таймыр расположена горная система – _____ один из центров древнего оледенения в Евразии. Действующие вулканы и гейзеры представлены в нашей стране на полуострове Камчатка. _______ - самый высокий действующий вулкан России, Евразии и всего северного полушария.
Приложение 2
2 команда.
КЛИМАТОЛОГИ
Климат России формируется под влиянием многих факторов: _________, циркуляции ВМ, подстилающей поверхности, рельефа. Большая протяженность с севера на юг определяет разное количество солнечного тепла. Тепло и свет, излучаемый Солнцем, называется _________. Над Россией перемещаются ___ типа воздушных масс (ВМ): АВМ, УВМ, ТВМ. В умеренных широтах господствует западный перенос ВМ. Большое влияние на климат оказывает Атлантический океан. При столкновении разных по своим свойствам ВМ образуются _______. С ними связано развитие ____ и антициклонов. Россия располагается в четырех климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном, частично.
Приложение 3
3 команда.
ГИДРОЛОГИ
Россия страна многочисленных рек. Все реки относятся к бассейну _____ и внутренней бессточной области. Большая часть рек впадает в ___________, который занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река ______ , самая полноводная река _____ и река с крупнейшим по площади бассейном – _____. В ________ впадает крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь. Река Волга, Терек, Урал – реки бессточные. К бассейну Атлантического океана относятся Дон, Кубань, Нева. Климат определяет характер питания рек: дождевое, снеговое, подземное, ледниковое и смешанное. В России около 3 млн. озер. Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение - __________ (1637 м). Озёра ледниково-тектонического происхождения расположены на северо-западе Русской равнины: Ладожское, ________ , Имандра.
Приложение 4
4 команда.
ПОЧВОВЕДЫ
Почва - это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий _______. Образование почвы идет очень медленно, за _____ лет всего от 0,5 см до 2 см. Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с _______ (гумусом) они становятся почвой. В зависимости от условий почвообразования различают несколько видов почв. Например, в условиях малого тепла и переувлажнения (тундра) образуются маломощный с глеевым слоем ______________ почвы. В районах, где растительные остатки представлены хвоей образуются __________. Самые плодородные почвы с зернистой структурой - это __________ . В условиях сухого климата и разреженного растительного покрова – бурые и ___________.
Приложение 5
5 команда.
БИОЛОГИ
Ведущим фактором формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги. Изучением природных зон занимался академик _______. Он доказал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов. Многие природные зоны сильно изменены из-за _________ деятельности человека.
Смена природных зон происходит с ______ на ______.
Перечислите природные зоны последовательно.
до |
утверждения |
после |
Байкал находится в очень древней котловине |
||
Объем воды составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды |
||
Ангара ежегодно уносит 60,9 км 3 воды |
||
Площадь водного зеркала Байкала сопоставим с площадью Бельгии |
||
50 % воды в Байкал приносит р. Селенга |
||
В озере сосредоточено 2/3 уникальных животных и растений |
||
Примерно 500.000 туристов посещают со всего мира |
||
За час прогулки по Байкалу можно обгореть |
||
Ежегодно попадает 35 т. отходов |