12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Долганина Мария Михайловна667
Россия, Ставропольский край, с.Александровское
8

Обобщающий урок по теме «В.Осеева «Бабка»



Тема: Обобщающий урок по теме «В.Осеева «Бабка»

Тип: обобщение, систематизация знаний

Цель:

Ход урока

- формировать умение анализировать текст художественного произведения; познакомить учащихся с понятиями «нравственный, безнравственный»;

- развивать умение выражать свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать нравственные качества личности на примере героев рассказа.

Оборудование: учебник чтения, ММО, карточки, тест.

          

Ход урока

 

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

Пусть этот урок

принесет нам радость общения

и наполнит наши души

прекрасными чувствами

 

II. Проверка домашнего задания.

  1.Фронтальный опрос домашнего задания.

А) Загадка:

Не молода совсем она,                          

А как глаза искрятся!                            

А руки добрые её                                  

Работы не боятся!

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Б) Вопросы:

- Какой рассказ мы изучали на предыдущих уроках?

- Назовите героев этого рассказа.

- Какие чувства вы испытали при прочтении рассказа?

- Был ли моменты, когда вы переживали? Поделитесь ими.

- Почему автор использовал в заглавии и в тексте такую грубую форму слова - бабка?

В) Проверим, внимательно ли вы читали рассказ

Работа с сигнальными карточками «да», «нет» 

Боря тихо стучал после уроков в дверь и звал ласково бабушку. «НЕТ»

Бабушка не встречала внука, а продолжала заниматься своим делом. «НЕТ»

Бабушка иногда просила родителей за Борьку. «ДА»

Бабушка редко просила Борьку заботиться о матери .«НЕТ»

Иногда Боря проявлял к бабушке заботу. «ДА»

Борька с удовольствием читал бабушке газеты. «НЕТ»

Мальчик с желанием учил бабушку грамоте. «НЕТ»

Услышав голоса друзей за окном, он шёл на улицу без радости. «НЕТ»

 

III. Всесторонняя проверка знаний.

Глава 1. Отношение к бабушке в семье:

- Как о ней говорили? (Всю квартиру заполонила, зажилась на свете, в инвалидном доме ей место)

- Как разговаривали с ней? (плохо, грубо, не любили, не уважали)

- Как её называли? (мать, бабка,  лишний человек)

- Чем она занималась каждый день? (Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала)

Вывод: все в доме плохо относились к бабке.

 

Глава 2. Не просто жить на свете:

- Какие отношения были с бабушкой у Борьки? (он был груб с ней, невнимателен, но иногда проявлял заботу о ней).

- Почему старость у бабки была горькая?(спала на сундуке, раздражала всех своей заботой)

- Чему долгая жизнь научила бабушку? (терпению, смирению, мудрости). Она говорила: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.

- Почему бабушка просила Борьку заботиться о матери? (Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни – богу молиться, долги платить да родителей кормить. – Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой! – Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет).

Вывод: иногда Борька проявлял заботу о бабке.

 

Глава 3. Жизнь учит.

- Почему товарищ, когда пришел к Борьке, поздоровался с бабушкой? (Он сказал, что бабушка в их семье главная, потому что она всех вырастила).

- Почему после ухода товарища Борька ни с того ни с сего спрашивал бабку «Обижаем мы тебя?».

- Что он говорил родителям? (Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится).

- Что сказала бабка, когда родители обвинили её в том, что это она учит Борьку родителей осуждать? (Не я учу – жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете).

Вывод: приход товарища заставил Борьку задуматься о трудном положении бабки в семье.

 

Глава 4. Потрясение.

-  Как воспринял смерть бабушки Борька? (Он долго глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и боялся вернуться домой)

- Что произошло в его душе, когда он получил последний бабушкин подарок «Внуку моему Борюшке»? (побледнел, вырвал пакет и убежал на улицу. Пришёл домой поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина).

- Почему на коленках глина? Где был? Что делал?

- Да, возможно он просил прощения на могиле у бабки. У её последнего пристанища, где её никто не обидит и плакал от отчаянья, что она его не услышит.

- А когда человек стоит на коленях? (Когда он просит прощения, раскаивается).

Вывод: Борька  раскаялся, но поздно. Сердце его оттаяло, он понял свои ошибки.

 - А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку? (Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).

 

Итог: Трудно найти человека, который бы не совершал в своей жизни ошибок. Главное – не погрязнуть в них, постараться исправить их.  Но ещё важнее не опоздать с добрыми словами, с добрыми делами.

 

IV.Физминутка.

 

V. Подготовка к обобщающей деятельности

- Как вы понимаете слова?

Нравственный человек - проявляющий хорошие душевные качества.

Безнравственный человек – проявляющий отрицательные качества характера.

 (определить нравственные и безнравственные качества человека)

Любовь, понимание, жестокость, грубость, неблагодарность, несправедливость, уважение, терпение, забота, равнодушие, прощение, правдивость, любовь, честность, дружба, забота, доброта, вежливость, сердечность, ласка, грубость, зло, равнодушие, ненависть, враньё, лживость, бессердечие, чёрствость, жестокость.

- Можно ли сказать, что все эти качества характеризуют бабку?

 Вывод: Кроме перечисленных еще одним главным качеством бабки является МУДРОСТЬ: она понимает, что без этих семейных ценностей не может быть семьи.

 

VI. Обобщение знаний силами обучающихся

Характеристика героев произведения

Борька

Родители

Бабка

Товарищ Борьки

Грубый, грубые,  уважительная, невоспитанный, равнодушные заботливая, неласковый,  злые, добрая, невнимательный,  бессердечные, справедливая, мудрая, воспитанный, добрый, внимательный, ласковый

 

Применение знаний и умений

Шкатулка с ПОСЛОВИЦАМИ. (Каждый ученик получает одну пословицу. Необходимо прочитать её и связать её толкование с рассказом.

Что посеешь, то и пожнёшь. (Как дети относятся к своим родителям, так потом к ним будут относиться их дети).

Как аукнется, так и откликнется. (Как воспитаешь своего ребёнка, так он и будет к тебе относиться.)

Учат добру не дураки, а старики. (Старые люди мудрые, они много видели и знают о жизни, всегда дадут мудрый совет).

Корми деда на печи: сам будешь там. (Как дети относятся к родителям, так и внуки будут относиться к старикам).

Живы родители – почитай, померли – поминай. (Родителей нужно уважать и почитать).

Что имеем – не храним, потерявши - плачем.

 

Основной смысл рассказа.

 Чему научил вас этот рассказ? (Любить и беречь близких людей, заботится о них, пока они живы, иначе будет поздно; ценить семью).

 

VII. Обобщение знаний учителем, использование обобщённых знаний при решении жизненно-практических задач

Сказка-притча:

В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.

– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.

– Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.

– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.

Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.  Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.

– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.

С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.

Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел.

Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.

– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?

– Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.

Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.

Сравните рассказ В.Осеевой и притчу о старике

 

 

Ребус Семья

Семь -  словечко странное

Хотя не иностранное.

- Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я

Сложили? Получается семь человек,

Семь - «Я»!

 

- Что нужно, чтобы у вас была крепкая, дружная семья? Давайте составим правила, подходящие для каждой счастливой семьи:

« В хорошей, дружной и крепкой семье…..

•    обманывают родителей;

•    обижаются за наказания;

•    оставляют за собой беспорядок;

•    не заботятся о близких людях;

•    смеются над старыми людьми;

•    любят своих родителей;

•    ценят и уважают их;

•    заботятся о них;

•    помогают им;

•    утешают их в трудную минуту;

•    не обижают и не огорчают друг друга;

•    всегда помнят, что родители и  дедушка с бабушкой -   это самые близкие и дорогие люди.

 

VIII. Домашнее задание: подготовить рассказ о своей семье.

 

IX. Подведение итогов.

 

Завершить хочу урок следующими словами.

Не бросайте стариков, родителей, жалейте,

Уважайте старость и лелейте,

Им дарите ласку и вниманье,

И любви великое признанье.

Утешайте в скорби и печали,

В час, когда сердца стучать устали,

Окружите теплотой и светом,

И не ждите скорого ответа.

Не бросайте стариков, любите,

Память об ушедших сохраните.

Сердце на заботу отзовется,

И любовь сторицей к вам вернется!

 


В.Осеева Бабка
PPTX / 11.9 Мб

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (3)

Петренко Наталья Борисовна, 15.12.18 в 16:19 0Ответить Пожаловаться
Замечательная разработка! Спасибо, Мария Михайловна!
Андреева Наталья Николаевна, 16.12.18 в 02:42 0Ответить Пожаловаться
Очень люблю своим ученикам читать этот рассказ, пусть не по возрасту и не по программе. Очень эмоциональный и поучительный. Большое спасибо за Ваш труд, Мария Михайловна, беру в копилку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.