12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Аксенова Т.А.44 Материал размещён в группе «Урок биологии» |
Обобщающий урок-игра «Бактерии, грибы, лишайники»
Oбобщающий урок
по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники»
Игра «Биологическое многоборье"
Цели и задачи:
1.Закрепить и систематизировать знания, полученные при изучении темы « Бактерии. Грибы. Лишайники».
2.Закрепить умения распознавать изученные живые организмы.
3.Научить анализировать ответы товарищей.
4.Научить коллективно работать и делать выводы.
Оборудование:
Таблицы с изображением грибов, лишайников и бактерий; кроссворды, карточки с заданиями, тесты, ручки, бумага.
2-е команды по 4-5 человек
1 человек: результаты на доске.
Домашнее задание: Название команды, эмблемы, девиз, выбор капитанов.
ХОД И Г Р Ы /по 5 минут на этап/.
1 этап: Вступление.
Представление команд.
2 этап: Разминка.
Биологический диктант /для команд и зрителей - на листочках бумаги написать термины. За каждый правильный ответ - 1 балл/. 10 баллов.
Биологический диктант.
1.Царство безъядерных живых организмов /бактерии/.
2.Срастание грибницы с корнями растений /микориза/.
3.Грибы, у которых споры созревают на пластинках под шляпкой
/ пластинчатые /.
4.Бактерии и грибы, вызывающие заболевания растений, животных и
человека /паразиты/.
5. Организмы, которые питаются мертвыми органическими веществами
/ сапрофиты/.
6.Грибы, у которых споры созревают в трубочках под шляпкой
/трубчатые/.
7.Взаимополезное существование живых организмов / симбиоз/.
8. Царство неподвижных живых организмов, которые питаются готовыми органическими веществами /грибы/.
9. Группа живых организмов - сфинксов /лишайники/.
10. Бактерии, обитающие в корнях бобовых растений.
3 этап: расшифруйте слова.
Вывесить на альбомных листах, на доске.
1балл за расшифровку каждого слова + 1 балл за правильный ответ.
1. Исключите лишнее: м ч а у / чума/
х р е о л а /холера/
фдятирие /дифтерия/
р п г и п / грипп /
2.Какие бактерии имеют форму запятой: к о к и к /кокки/
лцилабы /бациллы/
р б и в н ы и о /вибрионы/
рсысаниц /нарциссы/
5 баллов + 5 баллов = 10 баллов
этап: конкурс капитанов.
Выберите правильные утверждения /если правильно - да, если неправильно - нет/. По 5 вопросов каждому капитану / четные и нечетные/ - 5 баллов
Бактерии - одноклеточные растения.
Они встречаются повсюду.
Многие бактерии благодаря наличию жгутиков подвижны.
Все бактерии имеют форму палочек.
У бактерий отсутствует ядро.
Большинство видов бактерий питаются готовыми органическими веществами.
Все бактерии - паразиты растений ,животных, грибов, человека»
Бактерии имеют плотную оболочку.
Бактерии могут жить только во влажной среде.
Солнечный свет благоприятен для жизни бактерий.
5этап: знаешь ли ты бактерии?
Рисунок с изображением бактерий /пронумерованными/. Под какими номерами изображены бактерии ? Дать им названия
1 2 3 4
.
6 этап: разгадайте кроссворд /для всех/
Кроссворд "Лишайник". По 1 баллу за слово - 8 баллов.
1 | Л | 1.Тело лишайника. | |||||||||
2 | И | 2.Один из организмов, образующих лишайник. | |||||||||
3Ш | 3.Часть плодового тела гриба. | ||||||||||
4 | А | 4.Лишайники, поселяющиеся на камнях. | |||||||||
5 | Й | 5.Съедобный гриб. | |||||||||
6 | Н | 6.Животные, основным кормом которых являются лишайники. | |||||||||
7 | И | 7.Взаимополезное сожительство двух организмов разных видов. | |||||||||
8 | К | 8.Вещество, которое получают из лишайников. |
7 этап: отгадайте загадку.
Команды задают друг другу вопросы /загадки/. По 5 вопросов - по 5 баллов.
8 этап: тесты
- вcем кто не вошел в команду. 1 балл за правильный ответ.
10 баллов.
БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ.
1 вариант.
На каждый вопрос выберите один правильный ответ:
1. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:
а/ они живут в почве,
б/ не имеют хлорофилла,
в/ паразитируют на других живых организмах,
г/ имеют небольшие размеры.
.2. К ядовитым грибам относятся;
а/ опенок, б/ сыроежка, в/ бледная поганка, г/ трутовик.
З. Тело лишайника образовано двумя организмами:
а/ бактерией и водорослью,
б/ грибом и водорослью,
в/ деревом и грибом,
г/ деревом и водорослью.
4. Готовыми органическими веществами питаются:
а/ зеленые растения и грибы,
б/ зеленые растения и бактерий,
в/ бактерии и лишайники,
г/ бактерии и грибы.
5. Грибы-паразиты:
а/ образуют на свету органические вещества,
б/ поселяются на продуктах питания,
в/ поселяются на других живых организмах,
г/ питаются "мертвыми" органическими веществами.
6. Если погибнут все почвенные бактерии, то:
а/ исчезнут все заразные заболевания,
б/ нельзя будет производить молочно-кислые продукты,
в/ прекратится образование перегноя в почве,
г/ произойдет все перечисленное.
7. К пластинчатым грибам относятся:
а/ подосиновик, б/ масленок, в/ рыжик, г/ подберезовик.
8.Грибы обитают:
а/ в почве, на теле животных и человек,
б/ в воде, в почве и на продуктах питания,
в/ в почве, воде, на продуктах питания, на растениях, на теле человека
и животных, в жилищах,
г/ только на деревьях, в почве и на продуктах питания.
9.Споры находятся в кисточках грибницы
а/ у мукора, б/ пеницилла, в/ дрожжей, г/ спорыньи.
10.Лишайник размножается:
а/ спорами,
б/ кусочками слоевища,
в/ особыми клетками, состоящими из водоросли и гриба,
г/ всеми указанными способами.
9этап: подведение итогов, рефлексия
Литература:
– сайт о природе. Информация о фенотипическом разнообразии бактерий.