Обобщающий урок-игра по биологии «Бактерии, грибы, лишайники» (6 класс)

3
1
Материал опубликован 17 February 2019 в группе

Oбобщающий урок

по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники»

Игра «Биологическое многоборье"

Цели и задачи:

1.Закрепить и систематизировать знания, полученные при изучении темы « Бактерии. Грибы. Лишайники».

2.Закрепить умения распознавать изученные живые организмы.

3.Научить анализировать ответы товарищей.

4.Научить коллективно работать и делать выводы.

Оборудование:

Таблицы с изображением грибов, лишайников и бактерий; кроссворды, карточки с заданиями, тесты, ручки, бу­мага.

2-е команды по 4-5 человек

1 человек: результаты на доске.

Домашнее задание: Название команды, эмблемы, девиз, выбор капитанов.

ХОД И Г Р Ы /по 5 минут на этап/.

1 этап: Вступление.

Представление команд.

2 этап: Разминка.

Биологический диктант /для команд и зрителей - на листочках бумаги написать термины. За каждый правильный ответ - 1 балл/. 10 баллов.

Биологический диктант.

1.Царство безъядерных живых организмов /бактерии/.

2.Срастание грибницы с корнями растений /микориза/.

3.Грибы, у которых споры созревают на пластинках под шляпкой

/ пластинчатые /.

4.Бактерии и грибы, вызывающие заболевания растений, животных и
человека /паразиты/.

5. Организмы, которые питаются мертвыми органическими веществами

/ сапрофиты/.

6.Грибы, у которых споры созревают в трубочках под шляпкой

/трубчатые/.

7.Взаимополезное существование живых организмов / симбиоз/.

8. Царство неподвижных живых организмов, которые питаются готовыми органическими веществами /грибы/.

9. Группа живых организмов - сфинксов /лишайники/.

10. Бактерии, обитающие в корнях бобовых растений.

3 этап: расшифруйте слова.

Вывесить на альбомных листах, на доске.

1балл за расшифровку каждого слова + 1 балл за правильный ответ.

1. Исключите лишнее: м ч а у / чума/

х р е о л а /холера/
фдятирие /дифтерия/
р п г и п / грипп /

2.Какие бактерии имеют форму запятой: к о к и к /кокки/

лцилабы /бациллы/

р б и в н ы и о /вибрионы/

рсысаниц /нарциссы/

5 баллов + 5 баллов = 10 баллов

этап: конкурс капитанов.

Выберите правильные утверждения /если правильно - да, если неправильно - нет/. По 5 вопросов каждому капитану / четные и нечетные/ - 5 баллов

Бактерии - одноклеточные растения.

Они встречаются повсюду.

Многие бактерии благодаря наличию жгутиков подвижны.

Все бактерии имеют форму палочек.

У бактерий отсутствует ядро.

Большинство видов бактерий питаются готовыми органическими веще­ствами.

Все бактерии - паразиты растений ,животных, грибов, человека»

Бактерии имеют плотную оболочку.

Бактерии могут жить только во влажной среде.

Солнечный свет благоприятен для жизни бактерий.

5этап: знаешь ли ты бактерии?

Рисунок с изображением бактерий /пронумерованными/. Под какими номерами изображены бактерии ? Дать им названия

1 2 3 4

.

6 этап: разгадайте кроссворд /для всех/

Кроссворд "Лишайник". По 1 баллу за слово - 8 баллов.

     

1

Л

           

1.Тело лишайника.

   

2

 

И

           

2.Один из организмов, образующих лишайник.

       

           

3.Часть плодового тела гриба.

     

4

А

           

4.Лишайники, поселяющиеся на камнях.

5

     

Й

           

5.Съедобный гриб.

 

6

   

Н

           

6.Животные, основным кормом которых являются лишайники.

7

     

И

           

7.Взаимополезное сожительство двух организмов разных видов.

   

8

 

К

           

8.Вещество, которое получают из лишайников.

7 этап: отгадайте загадку.

Команды задают друг другу вопросы /загадки/. По 5 вопросов - по 5 баллов.

8 этап: тесты

- вcем кто не вошел в команду. 1 балл за правильный ответ.

10 баллов.

БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ.

1 вариант.

На каждый вопрос выберите один правильный ответ:

1. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:

а/ они живут в почве,

б/ не имеют хлорофилла,

в/ паразитируют на других живых организ­мах,

г/ имеют небольшие размеры.

.2. К ядовитым грибам относятся;

а/ опенок, б/ сыроежка, в/ бледная поганка, г/ трутовик.

З. Тело лишайника образовано двумя организмами:

а/ бактерией и водорослью,

б/ грибом и водорослью,

в/ деревом и грибом,

г/ деревом и водорослью.

4. Готовыми органическими веществами питаются:

а/ зеленые растения и грибы,

б/ зеленые растения и бактерий,

в/ бактерии и лишайники,

г/ бактерии и грибы.

5. Грибы-паразиты:

а/ образуют на свету органические вещества,

б/ поселяются на продуктах питания,

в/ поселяются на других живых организмах,

г/ питаются "мертвыми" органическими веществами.

6. Если погибнут все почвенные бактерии, то:

а/ исчезнут все заразные заболевания,

б/ нельзя будет производить молочно-кислые продукты,

в/ прекратится образование перегноя в почве,

г/ произойдет все перечисленное.

7. К пластинчатым грибам относятся:

а/ подосиновик, б/ масленок, в/ рыжик, г/ подберезовик.

8.Грибы обитают:

а/ в почве, на теле животных и человек,

б/ в воде, в почве и на продуктах питания,

в/ в почве, воде, на продуктах питания, на растениях, на теле человека

и животных, в жилищах,

г/ только на деревьях, в почве и на продуктах питания.

9.Споры находятся в кисточках грибницы

а/ у мукора, б/ пеницилла, в/ дрожжей, г/ спорыньи.

10.Лишайник размножается:

а/ спорами,

б/ кусочками слоевища,

в/ особыми клетками, состоящими из водоросли и гриба,

г/ всеми указанными способами.

9этап: подведение итогов, рефлексия

Литература:

http://hyla.nm.ru/menu/literature/literature_files/procario_evol.htm

– сайт о природе. Информация о фенотипическом разнообразии бактерий.

http://www.examen.ru/db/Examine/catdoc_id/DB91170BF0BA75A9C3256A02003E3DA4/rootid//searchname/значение%20бактерий/defacto.html Сайт о бактериях

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бактерии

https://probakterii.ru/prokaryotes/in-nature/rastenija-bakterii-griby-lishajniki.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В материале показана глубина и полнота раскрытия темы.Методический материал чёткий и понятный. Можно использовать в работе

18 February 2019